Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Поцеловав мезузу, мы стряхиваем с себя заботы и неприятности внешнего мира

Поздней ночью на постоялый двор заглянул одинокий путник. Он устал с дороги и хотел отдохнуть несколько часов, чтобы на следующее утро продолжить путешествие. Но хозяин вежливо отказал ему: все номера заняты, мест нет. Путник стал умолять хозяина: «Неужели у вас не найдется свободной кровати всего на три-четыре часа?»

И тут хозяина осенило. Он сказал гостю, что в одном из номеров остановился генерал, который сейчас отсутствует. Если путник обещает встать к пяти часам утра, он может воспользоваться генеральской постелью. Благодарный путник заверил отзывчивого хозяина, что намерен успеть на самый ранний поезд, так что генерал даже не догадается, что в его комнате кто-то ночевал. Так они и договорились.

Едва рассвело, хозяин постоялого двора ворвался в генеральский номер. «Скорее, скорее вставайте! — кричал он. — Генерал уже вернулся. Немедленно уходите!» Путник торопливо оделся, сунул вещи в дорожную сумку и выскочил за дверь, едва не столкнувшись нос к носу с генералом. Обошлось без скандала, но произошло маленькое недоразумение. Путник в спешке надел не свою одежду, а запасную генеральскую форму.

Придя на железнодорожную станцию, он случайно бросил взгляд в зеркало и обомлел: на него смотрел человек в генеральской форме. «Ну и дурак же хозяин! — воскликнул растерявшийся путник. — Вместо меня он разбудил генерала!»

• • •

В этой забавной притче, рассказанной Хафец Хаимом, заложена важная мысль.

Человек нередко ведет себя в соответствии с тем статусом и образами, которые навязывают ему окружающие. Однако, как бы он ни преуспевал в работе, вернувшись домой, он обязан сменить «образ». Каким бы выдающимся врачом, юристом, педагогом или бизнесменом он ни был, этот его статус не переносится в семью. А его семейному статусу никак не повредит, если он подметет пол, сменит младенцу пеленки или вынесет мусор. Как это ни трудно, каждый должен осознать, что наша роль мужа и отца не имеет никакого отношения к той «генеральской форме», в которую нас облекает общество.

Согласно традиционному распределению семейных ролей, муж проводит целый день на работе и вечером возвращается домой, к жене. Поэтому ему надо провести четкую грань между работой и домом. Допустим, он работает учителем и дети относятся к нему как к самому главному и умному человеку в классе. Или он — управляющий производством. Подчиненные беспрекословно выполняют все его распоряжения. Но вот он приходит домой. И тут ему надо снять «генеральскую одежду» и войти в роль мужа и отца, произвести «трансформацию».

Войдя в свой дом после напряженного трудового дня и поцеловав мезузу у входной двери, мужчина должен стряхнуть с себя все заботы и неприятности, одолевавшие его во внешнем мире. Сейчас он вступает в новый мир, в самое важное место в своей жизни — в свой мишкан меат [«малый Храм» — прим. ред.]. Целуя мезузу, он должен оставить все переживания и проблемы за порогом.

Если у него нервная работа, если ему приходится часто вступать в конфликты с начальством или коллегами — переходить из одного мира в другой надо особенно внимательно. Вы медленно бредете домой, мечтая лишь об одном — скорее погрузиться в кресло и тихо зализать свои раны. Будьте осторожны! Может случиться, что у кого-то из ваших близких тоже был нелегкий день, и он/она тоже нуждается в утешении и покое. Если вы хотите превратить свой дом в надежную гавань для себя и других членов семьи, вам придется собрать в кулак весь оставшийся запас душевных сил и войти в дом не с кислой миной на лице, а с улыбкой и добрым словом для каждого. Такой пролог обеспечит благоприятный настрой на весь вечер и укрепит теплую атмосферу домашнего очага.

Надо призвать на помощь всю волю, всю выдержку, чтобы не испортить момент торжественного вступления в свои владения. Знайте, что первые две минуты определят тон на весь вечер. Войдите с радостным приветствием, скажите жене, как вы скучали по ней, возьмите на руки детей. Атмосфера радости создана! И если вам все же требуется уйти к себе и расслабиться в кресле, то больше не сдерживайтесь: уйдите и расслабьтесь.

Помните золотое правило: настроение — вещь заразительная.

Не ждите от ваших близких, что они будут веселить вас, если вы придете домой в мрачном, подавленном настроении. Но будьте уверены, что ваша радость и оптимизм непременно передадутся всей семье.

Автор: Теила и Ирмияу Абрамов


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.