Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Новость о том, что израильская актриса Галь Гадот сыграет Клеопатру в новом фильме, вызвала бурю протестов. Разные критики обвиняют Гадот в том, что она, планируя сыграть роль древнеегипетской царицы, присваивает чужие культурные ценности. Известный пакистанский журналист даже выдал такое: «Ваша страна крадет арабские земли, а теперь вы еще и наших киноперсонажей воруете!..» Суть всех этих упреков в том, что Клеопатру должна играть не еврейка, а африканка или арабка.

Клеопатра VII (в Египте было много цариц с этим именем, и последняя из них — самая известная) жила 69-30 г. до н.э. и царствовала в бурное время. Она была не только женщиной с противоречивым и сложным характером, но и влиятельным лицом в ближневосточной политике.

Вот семь удивительных фактов о Клеопатре — и о ее отношениях с землей Израиля и евреями во времена Второго Храма.

Гражданская война и еврейские союзники

Клеопатра VII родилась в македонской греческой семье, которая в ту эпоху правила Египтом. Африканкой Клеопатра не была, но египетским языком свободно владела, став таким образом единственным македонским правителем, потрудившимся выучить язык той страны, которой он правил. Царицей она стала в 18 лет, разделив престол со своим братом Птолемеем XIII, за которого она позже вышла замуж.

Египет в то время был раздираем интригами и разорен многолетними гражданскими войнами. Под властью Клеопатры Египет также оказался втянутым в гражданские войны в Риме, открыто поддерживая римского диктатора Юлия Цезаря против его врага Помпея. В 48 году до н.э. брат Клеопатры выслал ее из страны, и она вступила в военный союз с Юлием Цезарем, который помог ей вернуться на египетский трон.

Еврейская община Египта процветала, и многие из сторонников Клеопатры VII были египетскими евреями. Историк Стейси Шифф, которая получила Пулитцеровскую премию за биографию Клеопатры, отмечает, что в Египте I века до н.э. евреи «были речными охранниками, полицейскими, армейскими командирами и высокопоставленными чиновниками» и ярыми сторонниками Клеопатры. Таких было 48 человек, и они сражались за нее во время Александрийской войны (в 47 г. до н.э.), в конце которой Цезарь предоставил им гражданство.

В надежде владеть прекрасным Яффо

После того, как Юлий Цезарь утвердил Клеопатру на троне Египта, она решила отвоевать те территории, которыми ранее правили ее предки. Да и пустую казну надо было заполнять. Поэтому Клеопатра попросила Цезаря помочь ей присоединить к Египту портовый город Йоппа — сегодня он называется Яффо. Юлий Цезарь отказался, вместо этого даровав Клеопатре остров Кипр.

В 47 г. до н.э., посетив Египет, Цезарь оставил три римских легиона в египетском городе Александрия, чтобы помочь обеспечить безопасность Клеопатры на троне, и вернулся в Рим. Историк д-р Джоан Флетчер отмечает, что в то время Цезаря больше всего заботили отношения с еврейскими общинами региона.

По утверждению историков, выплыв из александрийской гавани, Цезарь не сразу вернулся в Рим. Нуждаясь в поддержке евреев в его предстоящей борьбе против сыновей Помпея, он поплыл вдоль побережья в Акко, чтобы вознаградить бывших сторонников Помпея Антипатра и Гиркана за их ценную помощь. Будучи представителем Рима, он подтвердил их режим, отдал им дань уважения, позволил им восстановить Иерусалим и передал им порт Йоппа (Яффо) — тот самый, который хотела заполучить себе Клеопатра.

Империи и царства восточного Средиземноморья были невероятно разнообразны и сложны, и еврейские общины этого региона играли ключевые роли, поддерживая (или наоборот!) местных правителей.

Клеопатра, Марк Антоний и «золотой век» евреев

Клеопатра была с Юлием Цезарем в Риме, когда он был убит там 15 марта 44 г. заговорщиками, которые надеялись таким образом восстановить республиканское правление. Линия преемственности после смерти Цезаря была чрезвычайно сложной. Его двоюродный племянник (и приемный сын) Октавиан был наиболее вероятным наследником. Однако через год после смерти Цезаря римский генерал Марк Антоний стал тоже бороться за власть в Риме, и некоторое время царствовал вместе с Октавианом в составе второго триумвирата Рима, пока не порвал с Октавианом и не начал гражданскую войну в 31 г. до н.э.

Стремясь получить доступ к сказочному богатству Египта, Антоний обратился к Клеопатре, они сформировали союз и отправились в Египет, чтобы там объединиться в борьбе с силами Октавиана в Риме. В этот период Клеопатра одевалась, как египетская богиня Исида, а Антоний называл себя Дионисом и одевался как этот греческий бог.

Антоний и Клеопатра не только в трагедии Шекспира вершили людские судьбы, и их действия имели последствия для реальных людей — в том числе, для значительной еврейской общины в Египте в то время. Историк Стейси Шифф отмечает, что период правления Клеопатры дал начало «золотому веку» евреев в Египте. По оценкам тель-авивского музея Диаспоры, в первом веке нашей эры — всего через сто лет после правления Клеопатры — в Египте проживало до миллиона евреев; это была одна из самых больших, относительно безопасных, открытых и свободных еврейских общин.

Уважаемый гость

В 39 году до н.э. Клеопатра VII принимает у себя уважаемого гостя: одного из римских тетрархов провинции Иудея по имени Ирод. Три года спустя Ирод получит повышение, будет провозглашен царем Иудеи и начнет терроризировать своих еврейских подданных. Ирод был параноиком, жестоким тираном, виновным в смерти многих равов и еврейских духовных лидеров. Но тогда, в 39 г. до н.э., это было еще далеко, и Ирод приехал в Египет в качестве… беженца!

Кочевые парфянские бойцы вошли в землю Израиля, истощив армию Ирода и его союзников. Ирод бежал из Иерусалима и укрылся вместе со своей семьей в крепости, которую он построил на вершине горы Масада. У Ирода не было слишком много друзей, так что его выбор — куда можно уехать из Иудеи — был невелик. Ирод отправился в Египет, к Клеопатре. И Ирод, и Клеопатра ранее были верны Помпею, а отец Ирода был союзником птолемейской правящей семьи Клеопатры.

Клеопатра предложила Ироду принять участие во вторжении в Эфиопию вместе с ней, но римский тетрарх отказался. После длительного визита Клеопатра, очевидно, пожелала, чтобы Ирод отправился восвояси и дала ему для этой цели корабль. Была зима, Средиземное море бушевало. Ирод потерпел кораблекрушение у берегов Кипра, и прибыл в Иудею только весной.

Побег из Иерусалима

В 36 году до н.э. Клеопатра была на пике своей власти. Она успешно восстановила большую часть империи своего отца и решила попутешествовать по своим недавно обретенным территориям. Клеопатра пустилась в дорогу в сопровождении грандиозной процессии, в которой выразились и ее любовь к роскоши, и артистическое чутье.

Посетив земли, в которых сейчас находятся Сирия и Ливан, Клеопатра повернула в Иудею, к Ироду, своему бывшему другу и союзнику, который теперь стал царем и деспотом.

Владения Клеопатры распространились до израильского города Иерихон, где Марку Антонию удалось захватить для нее территорию. Клеопатра теперь обладала пышными рощами бальзамовых деревьев, которые когда-то принадлежали Ироду. Теперь, во время своего визита, она предложила Ироду арендовать у нее эти самые земли за 200 талантов в год.

Это предложение стало поводом для гнева Ирода, хотя истинная причина его злости была в том, что Клеопатра открыто поддерживала его шурина Аристобула. Ирод, как известно, был идумеем и ненавидел свое происхождение за то, что оно не позволяло ему стать Первосвященником и проводить службы в Иерусалимском Храме. Когда Клеопатра предложила Ироду назначить Аристобула, потомка Хасмонеев, Первосвященником, подозрительный Ирод углядел в этом заговор и начал планировать ее убийство.

Клеопатре посчастливилось узнать о планах Ирода и бежать обратно в Египет со своей свитой. В отместку Ирод начал распространять слухи о том, что Клеопатра пыталась соблазнить его и захватить власть в Иудее.

Клеопатра в Талмуде

Клеопатра несколько раз упоминается в Талмуде. Идет ли речь именно об этой Клеопатре или об одной из ее предшественниц — предмет спора. Но одно из упоминаний так подходит к характеру и наклонностям последней императрицы Египта, что почти наверняка относится именно к ней. Талмуд говорит об ужасных медицинских экспериментах, которые она проводила над беременными женщинами-заключенными: «Поскольку ее служанки были приговорены к смертной казни, она воспользовалась этой возможностью и проводила над ними опыты…» (Нида 30б).

«Учитывая преобладание медицинских работников при дворе», — отмечает историк Стейси Шифф, — «описание Талмудом медицинских экспериментов Клеопатры звучит достоверно. Однако Талмуд отверг научную ценность ее ужасных экспериментов. Рабби Ишмаэль, когда мудрецы привели ему в качестве доказательства своей позиции ее опыты, возмутился: “Я вам привожу аргументы из Торы, а вы мне — аргументы от глупцов?!”»

Смерть и наследие Клеопатры

В 31 г. до н.э. Клеопатра и Марк Антоний объединили свои усилия, чтобы вступить в морское сражение в Актиуме, у берегов Греции. Корабли Клеопатры и Марка Антония потерпели поражение, и царская чета отступила в Египет. Октавиан последовал за ними, успешно атакуя их в Египте: ему удалось завоевать Александрию в 30-м году до н.э. и превратить Египет в одну из провинций обширной Римской Империи.

Легенда гласит, что, потерпев полное поражение, Антоний и Клеопатра приняли решение покинуть этот мир: Антоний заколол себя, а Клеопатра обняла ядовитую змею. Профессор Кембриджского университета Мэри Биэд сомневается, что легенда имеет под собой историческую основу: на самоубийство через змеиный укус трудно решиться и не так просто его осуществить. Скорее всего, Клеопатру убил Октавиан.

Ученые считают, что роскошь двора Клеопатры была очень преувеличена, да и вообще, в истории её жизни — как личной, так и политической — есть масса искажений, что неудивительно: ведь многое из того, что мы знаем о Клеопатре и Марке Антонии, было описано римским поэтом Плутархом, который преувеличивал восточную экзотику Клеопатры на потеху римских читателей.

Таким это наследие и пришло к нам: Клеопатра представляется нам восточной царицей, таинственной и чувственной. А вместе с тем, даже лишенная восточной экзотичности, последняя правительница Египта остается интересным персонажем. Это была замечательная сильная личность, жившая в противоречивую, сложную эпоху. Она была продуктом своего времени и играла важную роль на древнем Ближнем Востоке. И не будем забывать, что именно Клеопатра обеспечила еврейским общинам Египта свободу и безопасность, которые дали начало «золотому веку» евреев в Египте.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.