Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Пожар, Шофар, Магид из Дубно, Еврейская притча
«И Г-сподь явится над ними, и выйдет, как молния, стрела Его,
и Г-сподь Б-г в шофар вострубит и пойдет в бурях юга»[1].
Подними глаза и посмотри на то, что перед тобой! Внимательно присмотрись и глубоко исследуй — и тогда поймешь, как сильно ты заблуждался всю свою жизнь, полагая, что постигаешь истинную реальность. Твои глаза, широко открытые с самого рождения, в действительности слепы и не различают истины. Это — глаза плоти, а потому они и видят лишь сугубо материальное. Ведь «плоть» — это не более, чем одеяния реальности. Сущность же реальности — это мышление, сокрытое во всем, в большом и малом… И, если ты захочешь его увидеть — обрати взор на разум, а не на тело, и тогда, может быть, ты начнешь его постигать.
Велика эта тайна, и направь свое сердце на ее постижение: даже если ты удостоишься раскрыть своим разумом все секреты этого мира и твое постижение достигнет Небес, а понимание будет витать среди звезд и созвездий, и они со всеми их чудесами и тайнами будут открыты перед тобой, как будто находятся на расстоянии вытянутой руки, и даже если твоя сила позволит тебе обрести полную власть над всем этим огромным миром, — даже тогда, знаешь ли, кем ты будешь в глазах Г-спода, Источника мудрости и истины? Даже и тогда ты будешь для Него таким же как сейчас, когда ничего обо всем этом не знаешь, и к тебе будет относиться изречение: «Суета сует, все суета»[2]!
Человек принимает решения соответственно своему восприятию действительности. Слово «действительность» не упоминается ни в Торе, ни в Талмуде. Его начали использовать ришоним, чтобы подчеркнуть факторы, мешающие нам определить свое истинное предназначение в мире. Главное преткновение на этом пути в том, что, оценивая явления, с которыми мы сталкиваемся в жизни, мы полагаемся на собственное субъективное мнение и таким образом создаем себе вымышленную реальность и вырисовываем иллюзорную картину мира. В нижнем мире очень легко ошибиться, о чем нас предупреждает Тора: «А то возведешь ты глаза к небу и увидишь солнце и луну, и звезды, все небесное воинство, — и отклонишься, и будешь поклоняться им и служить им, чем наделил Г-сподь, Б-г твой все народы во всей поднебесной»[3]. Ты будешь видеть совершенное божественное Творение, но придешь к страшному духовному заблуждению.
Предшествующий опыт становится основой для возникновения новых представлений. И это — одна из удивительных способностей мышления человека. Но мудрецы Талмуда предупредили: «Тора сохраняется только в том, кто умерщвляет себя (свое приниженное естество) ради нее»[4]. Необходимо целиком и полностью искоренить воздействие на себя ранних искаженных впечатлений, и только так можно стать настоящим мудрецом, правильно и верно понимающим каждый закон Торы.
Такими словами об этом рассказывает Магид: «Одному крестьянину случилось попасть в город, когда там вспыхнул пожар. Он увидел народ, собиравшийся на площади с ведрами, топорами, лопатами; люди трубили в трубы и били в барабаны. “Странный народ эти горожане, — удивился он, — полыхает огонь, а они устроили музыкальное представление”. “Потому-то и бьют в барабаны, что случился пожар”, — растолковал ему кто-то. Крестьянину, который никогда не видел ничего подобного, это понравилось. Он купил барабан и увез его с собой деревню. И вдруг, вскоре и там случился пожар. Народ собрался его тушить, но крестьянин встал в центре и воскликнул: “Не беспокойтесь и ничего не делайте!” Он подошел к горящему дому и что было сил начал бить в барабан. Но чем дольше он это делал, тем ярче разгоралось пламя. “Дурень ты, дурень, — закричали ему, — Барабанным боем не гасят пожар — им поднимают тревогу, чтобы люди сбежались тушить пожар, спасать себя и других!” “В этом смысл трубления в шофар”, — заключил Магид из Дубно».
[1] Зхарья 9:14.
[2] Коэлет 1:2.
[3] Дварим 4:19.
[4] Брахот 63б.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»