Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Фейсбук, Одноклассники, ВКонтакте — в этих и других социальных сетях пользователи интернета не только общаются, но и черпают информацию о происходящем в мире, не подозревая о том, что алгоритмы соцсетей заставляют их становиться все более радикальными в своих взглядах и высказываниях. Еврейская Традиция учит нас, как противостоять этому явлению

Алгоритмы раздора

Пару лет назад руководству Фейсбука был представлен один любопытный отчет, который наглядно показывает, как работают алгоритмы этой платформы. Пользователи соц-сетей, конечно, знают о том, что объявления, рекламные баннеры и статусы, которые они видят в своей ленте, как-то связаны с тем, какие страницы они просматривали в прошлом.

Если бы проблема была только в рекламе, то ее можно было решить путем установки соответствующих фильтров. Но то, чем по сути занимаются соц-сети, идет гораздо дальше: алгоритмы Фейсбука были сознательно разработаны таким образом, чтобы разжигать наши страсти.

Как это работает? Когда пользователь «кликает» на политический пост, в дальнейшем Фейсбук, «поняв», что человека интересует, будет ему предлагать к прочтению следующие материалы для чтения аналогичного содержания — с одним существенным отличием: новый предлагаемый контент будет носить все более экстремальный характер. По словам составителей отчета, это ведет к тому, что люди в своей ленте видят «все больше и больше контента, вызывающего разногласия — в попытке привлечь внимание пользователей и увеличить время, которое они проведут на этом сайте».

Многие и сами замечают: опубликовав на своей странице ролик с классической музыкой, изречение мудреца Торы и пост, скажем, о политической ситуации в Израиле, лайки и комментарии придут во множестве только на «политический» пост. Ошибкой будет считать, что «вот, мол, люди стали бездуховны: ни Тора их не интересует, ни хорошая музыка…». Нет, просто платформы социальных сетей устроены так, что не предлагают читателям те сообщения, которые потенциально не будут вызывать у них бурную реакцию!

Составители отчета использовали материалы двухгодичного исследования и нарисовали картину очень тревожную: пользователями социальных сетей манипулируют, чтобы они становились все более радикальными. Еще в 2017 году Фейсбук сформировал комитет, состоящий из инженеров и исследователей, который должен был оценить, как распространяется в их сети контент, вызывающий разногласия и сеющий рознь.

Итак, алгоритмы Фейсбука были разработаны для максимального «взаимодействия пользователей», поэтому об успехе того или иного пользователя свидетельствуют продолжительность времени, проведенного на сайте, количество публикаций и статей, которыми он поделился, а также количество «лайков» и других реакций. Наиболее эффективным способом стать успешным, по мнению экспертов Фейсбука, — это подпитывать пользователей все более экстремальным контентом.

Этот отчет тогда был просто положен на полку и только недавно был опубликован газетой «Уолл Стрит Джорнал». Можно понять, почему эксперты Фейсбука решили не предпринимать никаких действий по результатам отчета: ведь изменение алгоритмов ослабило бы привыкание пользователей к сайту, что было совершенно невыгодно, с коммерческой точки зрения.

И вот сейчас выясняется, что в течение многих лет миллиарды людей, которые регулярно используют Facebook, были невольными субъектами в эксперименте массовой радикализации. Нашими эмоциями манипулировали, наши антипатии и ненависть усиливали, и нас, оказывается, держали на специальной диете, потихоньку увеличивая в ней долю тех веществ, которые вызывают возмущение.

Ненависть как движущая сила

Результат мы видим всюду вокруг. Мир сходит с ума. Разделение и ненависть пронизывают практически все слои современного общества. На глазах сбываются целые главы антиутопии «1984» Оруэлла, только истинными правителями у нас становятся не главы государств, а руководители соц-сетей, и движет ими не какая-то политическая идея, а самая простая жажда наживы.

Восемь лет назад, в 2012 году, исследователи из Университета Эмори в Атланте опросили американских избирателей и обнаружили, что менее половины испытывали глубокий гнев по отношению к кандидатам или избирателям от другой партии. К 2016 году ситуация изменилась, и почти 70% американцев сообщили о том, что испытывают глубокий гнев в отношении тех, кто поддерживает кандидатов от противоположной политической партии. Похожую тенденцию мы видели во время предвыборной кампании в Израиле и видим сейчас — в преддверии голосования по поправкам в Конституцию в России. Избиратели голосуют не потому, что они всецело поддерживают ту или иную идею, а потому что они люто ненавидят кого-то!

Исследователи Стэндфордского университета в 2018 году сделали такой вывод: «Мы находим, что с активизацией враждебности по отношению к противоположной стороне, гнев стал выступать в качестве главного мотиватора в политической жизни. Сегодня политическое поведение формируется на основе ненависти к своим политическим оппонентам, а не на основе поддержки любимых кандидатов».

Профессор Джоэль Финкельштейн из Принстона, который изучает экстремизм в Интернете, утверждает, что интернет-ненависть является заразной болезнью. Он нашел поразительное сходство между некоторыми популярными американскими сайтами и радикальными исламистскими форумами. В обоих случаях пользователи, которых фактически заставляют читать сеющие рознь тексты, начинают склоняться к радикализму.

К похожим выводам приходят и российские исследователи. В исследовании, проведенном в 2016-м году Краснодарским университетом МВД, указывается, что эффект «психологического заражения» за короткое время охватывает значительное количество пользователей сети. Также исследование выявило, что чем больше времени пользователи проводят в соц-сетях, тем выше их шанс обнаружить там материалы экстремистского характера. Чем чаще пользователи сталкиваются с экстремистскими материалами, тем чаще они встречают виртуальные объединения людей, разделяющих идеологию экстремизма.

В среднем, 52,8% пользователей рунета указали, что наиболее интенсивно экстремистские проявления выражены в сети ВКонтакте. С попытками склонения, вовлечения, вербовки людей в соц-сетях для участия в реальных террористических или экстремистских организациях сталкивалось 27,7% пользователей!

Экстремистский контент отравляет и нынешнюю атмосферу протестов и беспорядков, вызванных убийством Джорджа Флойда. В Твиттере и Фейсбуке, как пишет «Нью-Йорк Таймс», циркулируют сотни сообщений, где информация представлена в такой искаженной или плоской форме, что ее практически невозможно обнаружить за потоками ненависти и теориями заговора.

Количество сообщений в социальных сетях о Джордже Флойде резко возросло через несколько дней после его смерти. Почти девять миллионов постов упомянули его в тот день, и мы сами могли видеть, что многие из этих постов были подстрекательскими.

Выбраться из сетей

Сейчас, как никогда раньше, мы ощущаем метафорический смысл слова «сеть» и понимаем, что призванная объединять и связывать людей Всемирная Сеть, наоборот, заманивает — с тем, чтобы разъединить. Сам стиль общения в социальных сетях предполагает демонизацию предполагаемых противников! Противостоять соблазну соц-сетей, которые становятся с годами все более радикальными, очень сложно. И все же каждый из нас может предпринять несколько конкретных шагов, направленных на ослабление гнева, взаимных обвинений и ненависти.

1. Будьте более взыскательным потребителем средств массовой информации.

Вместо того, чтобы слепо принимать на веру все сообщения, найдите время, чтобы посмотреть, откуда они пришли. Является ли их источник авторитетным? Можете ли вы проверить приведенные там данные в других источниках? В период корона-паники, например, в интернете циркулировали посты, написанные якобы медицинскими экспертами, медсестрами или врачами, работающих в крупных больницах. При проверке этой информации нередко оказывалось, что не только данные в постах были неточны или откровенно лживы — но зачастую и медиков с такими именами просто не существовало!

2. Найдите время, чтобы выслушать точку зрения других людей

Почему-то многим из нас кажется, что мы знаем наперед, что нам собирается сказать собеседник. В соц-сетях не принято слушать — там принято кричать. Однако, чтобы по-настоящему учиться и расти, мы должны учиться слушать других людей и стремиться понять их точку зрения.

3. Следите за своими словами

Любые наши слова оказывают влияние на мир — в том числе, и напечатанные нами комментарии к фейсбук-статусам. Ни для кого не секрет, что в соц-сетях вовсю используются оскорбительные слова и фразы, а некоторые проклятия вообще стали «общим местом», и ими принято просто обозначать своё недовольство оказанной услугой или высказанным кем-то мнением.

Примите решение внимательно относиться к тому, что вы пишете, задумайтесь о смысле тех слов, которые вы запускаете в мировое пространство, и о той энергии, которые они в себе несут.

4. Слезайте с крючка соц-сетей

И главное: если вам кажется, что вы многовато проводите времени в интернете, — то вам не кажется! Вы попались на крючок, и чем скорее вы признаетесь себе в этом, тем легче вам будет освободиться от отравляющего влияния, которое на вас оказывает интернет. В последние годы проводится большое количество исследований, которые указывают на прямую связь между использованием соц-сетей и психическими проблемами.

Так, одно обширное американское исследование показало, что три четверти всего количества опрошенных, страдающих депрессией, проводили в соц-сетях по нескольку часов в день.

Другое исследование показало, что молодые люди, которые «сидят» в соц-сетях больше двух часов в день, гораздо более склонны оценивать свое психическое здоровье как «плохое», чем те, которые использовали социальные медиа лишь изредка или вообще не использовали.

Взаимодействие с людьми в реальном мире намного лучше утоляет жажду общения — а кроме того, защищает нас от просмотра экстремального контента в Интернете. Попробуйте отключить социальные медиа. Для начала можно рассмотреть вопрос о «недельной детоксикации».

Шабат, несомненно, дает передышку от социальных сетей и другой электроники, и можно сказать, что каждый соблюдающий субботу имеет некоторое преимущество в отношении «попадания в сети». Но если все остальные шесть дней он беспрерывно блуждает по паутине — он тоже рискует своим психическим здоровьем.

***

Хотим ли мы становиться такими, как это выгодно кому-то? И имеем ли мы на это право? Созданные по «образу Вс-вышнего», обладающие разумом и свободой выбора, мы заслуживаем лучшей доли, чем быть пешками в чужих играх. Прежде чем кликнуть на громкое название или втянуться в очередную дискуссию, потому что «в интернете снова кто-то не прав», — остановимся и подумаем…


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы