Из цикла «Знание Субботы», темы: Человек, Цель творения, Праведник, Рав Эуд Авицедек
«Со всего мира был собран прах Адама» (Санедрин38). «Объяснение в том, что человек — это весь мир и относится ко всему миру обобщенно. Поэтому его прах был собран со всего мира., И известно, что у человека есть более важные и менее важные органы, и потому сотворен из всего мира, где тоже есть места более и менее важные. Адам был обобщением, и потому сотворен из всего мира. Кроме того, у человека есть трансцендентный разум, который не разделяется на части. И потому его носитель, тело, также должно быть обобщенным, и потому он сотворен из всей земли» (Маараль). Все части мироздания находятся в человеке — микрокосме.
Не только его тело, параллельное материальному творению, но вся его структура включает все сотворенное: «Всевышний, после того как сотворил все миры, сотворил человека замечательным образом, как силу, собирающую все вместе. Включил в него все горние света и высшие миры и чертоги, которые появились раньше него. И все строение высшей славы в порядке частей Колесницы. И все частные силы, находящиеся во всех мирах, высших и назших. Все они дали силу и часть своей сущности в его построении и были включены в него, в число его частных сил… И в этом весь человек, что каждая частная сила в нем упорядочена в соответствии с одним частным миром и силой из структуры всех сил и миров, которые упорядочены как бы в модели строения тела человека» (Нефеш аХаим 1: 6). Речь идет о принципе «образа Бога» в человеке, что Нефеш аХаим подробно объясняет в первой части книги.
«Это праведники, называющиеся орудиями Всевышнего, как написано: “Очистите себя, несущие орудия Господа”» (Зоар). Праведник объединяет все мироздание и все, что в нем, чтобы сделать их орудием для служения Всевышнему. “Ибо человек — единственный в нижних мирах, и все дано ему в услужение, так что человек связывает и объединяет обитателей нижнего мира… Все существующие объединяются человеком, который является единственным в нижнем мире” (Маараль).
«Великое возвышение для всех творений — быть слугами для совершенного человека… подобно камням в изголовье Яакова, которые соединились вместе и каждый из них говорил: “На меня возложит праведник свою голову!”» (Рамхаль). Праведник дает всеобщий смысл и одно предназначение для всего множества частных деталей мироздания. Он обобщает их всех для цели раскрытия славы царства и единства Творца. Стремление праведника к приобщению к Творцу — основа объединения нижних миров с высшими. Тем самым он исправляет разделение, которое произошло во второй день творения, цель которого — раскрытие царства и единства Творца. Праведник хранит заповеди, соединяющие небо и землю. Он весь — категория заповеди, подобен лестнице, стоящей на земле и достигающей небес, и объединяет духовное и материальное, небо и землю, тем самым приводя мироздание к полному исправлению.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?