Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда человек просит у Всевышнего помощи в каком-то определенном деле, сам по себе акт просьбы — это более важная цель, чем достижение желаемого

«И умолял (упрашивал вновь и вновь) Ицхак…»
(Берешит, 25
)

— 1 —

Сказано: «и умолял (употреблено слово ва-йатер, от итур) Ицхак». Раши комментирует: приумножал молитву и упрашивал из-за всех сил. В трактате «Брахот» (32) сказано: «Если человек видит, что он помолился и не получил ответа, пусть помолится снова, как сказано: “Надейся на Г-спода, крепи свое сердце, пусть будет смелым оно, и надейся на Г-спода”». Есть разница между просьбой, которую просят у Всевышнего, и просьбой, которую просят у человека. Если человек просит что-либо у своего товарища, и тот не выполняет его просьбу, то если он будет вновь и вновь просить и уговаривать своего товарища — тем самым он только обременяет и утруждает его. Но у Всевышнего как раз наоборот, Его желание в том, чтобы человек приумножал просьбы и мольбы, и упрашивал Его снова и снова. Мудрецы говорят, что Моше рабейну молился (когда просил войти в Землю Израиля — прим.пер.) 515 раз — гиматрия слова ואתחנן «ваэтханан». Написано от имени мудрецов прежних поколений, что если бы он продолжал упрашивать — Всевышний выполнил бы его просьбу.

Принципиальная разница между отношением Всевышнего и человека заключается в том, что когда человек просит что-то у друга, цель его просьбы — в том, чтобы получить желаемое. Поэтому, если его друг не выполняет его просьбу, и не дает ему то, что он просил, то именно потому, что не желает выполнять эту просьбу. Чем же поможет неоднократное повторение просьбы, если тот не желает ее выполнять? А если человек все-таки будет продолжать просить и уговаривать, то, поскольку приумножение просьб естественным образом вынуждает человека выполнить просьбу, а он этого не хочет, получается, что все эти просьбы противоречат его желанию, ведь он не желает дать, а упрашивания все более и более заставляют его поступить против своего желания. Выходит, что проситель обременяет и напрягает товарища своими многочисленными просьбами. Однако, в отношении воли Творца это не так, ведь саму по себе просьбу Он наверняка желает удовлетворить, поскольку Его благу и доброте нет никаких границ или препятствий. А то, что вначале нужна просьба, да и вообще то, что человеку недостает того, что он просит — это не из отсутствия желания Творца дать, а оттого, что Всевышний как раз желает, чтобы человек попросил, чтобы именно прозвучала сама просьба, ведь таким образом человек приближается к Всевышнему, и встает перед Ним в служении и молитве. Как сказали наши мудрецы: «Почему наши праотцы были бесплодными? Потом что Всевышний страстно желает молитв праведников». Но сам по себе предмет просьбы Он изначально хотел дать. Следовательно, чем больше человек просит и упрашивает Всевышнего в молитве — тем более он становится любимым и желанным Творцу. А это достигается в силу двух причин: прежде всего, человек своими просьбами приближает достижение того, чего желает. Ведь на самом деле Всевышний всегда хотел дать человеку то, что тот просит. Во-вторых, своими просьбами человек увеличивает близость и единение с волей Творца, а ведь это и есть изначальная цель и причина того, что у человека чего-то не хватает. И чем больше человек упрашивает Творца, тем больше он удовлетворяет Его Желание.

— 2 —

Ведь на самом деле, когда человек просит у Всевышнего помощи в каком-то определенном деле, сам по себе акт просьбы — это более важная цель, чем достижение желаемого. Как комментирует Мальбим строку (Теилим, 63:4) «Ибо лучше, чем жизнь, Твое благодеяние — уста мои восхвалят Тебя»: то есть, то благодеяние, что «уста мои восхвалят Тебя» (что Всевышний дает человеку возможность восхвалять Его — прим. пер.), лучше, чем то, что Ты даешь мне жизнь (см. там).

Приведем пример: больной обратился к одному врачу за помощью, а врач оказался не только большим специалистом, но еще и очень приятным и хорошим человеком. Пациент, посещая врача во время болезни постепенно сблизился с врачом, и они стали близкими и преданными друзьями. Получается, что через излечение болезни он нашел и друга. Если мы спросим этого больного, какую пользу ты получил оттого, что пошел к этому врачу, он ответит, что получил двойную пользу: во-первых, выздоровел, а во-вторых — приобрел нового друга. Если мы спросим, что важнее, он наверняка ответит, что главная польза в том, что он выздоровел, а то, что приобрел друга — это второстепенно. Но в отношениях с Всевышним это не так. Когда мы молимся, мы тоже выигрываем два блага: выполнение нашей просьбы о жизни и мире, и само по себе то, что удостаиваемся близости Всевышнего и Света Его Лика[1]. Но если мы зададимся вопросом, какое из благ более драгоценно — ответ на это дан в Теилим: «Ибо лучше, чем жизнь, Твое благодеяние — уста мои восхвалят Тебя». То есть, то, что человек приблизился к сиянию Лика Шхины — это лучше, чем та жизнь, которую он получил посредством молитвы. Как сказано в притче одной старинной книги («Царский сын и назир»): «Пошел Шауль искать ослиц, а нашел царство». Так и здесь: я прихожу просить о необходимом мне, о материальных вещах, а нахожу царство — «близость к Всевышнему — то благо, что я ищу», ведь только Он — есть истинное благо, а все остальное — это лишь тщета.

Когда человек просит что-то у другого, или нищий — у богача, как правило, поскольку цель просьбы — это только та помощь, которой человек хочет добиться, получается, что его конечной целью является положение, когда ему не придется больше просить. Ведь это настоящее желание бедняка: что он сам станет богатым, и ему не нужно будет более просить. Следовательно, конечная цель — это полностью отменить необходимость просить. Но когда человек просит у Всевышнего жизни, то само по себе благо, что у него есть возможность стоять в молитве перед Всевышним и разговаривать с Ним, это благо гораздо лучше, чем само по себе исполнение его просьбы. Итак, мы видим, что цель не в том, чтобы перестать просить, а, наоборот — сам по себе акт просьбы является целью. А поскольку это так — то чем больше человек просит, тем он все больше приближается к цели, и становится все более любимым и желанным Творцу.

— 3 —

И действительно, из того, что итур является одной из форм молитвы, мы учим, что «многочисленное упрашивание» — это не просто закон или хороший совет, как молиться, а это сама по себе форма молитвы и особое чувство: когда человек стоит и просит Всевышнего, ясно осознавая и понимая, что он никогда не надоест Творцу, и Тот никогда не оттолкнет его, и более того — Всевышний всегда желает его просьб и упрашиваний. Это создает ощущение совершенно особенной, неповторимой близости.

Когда же человек пользуется этим способом молитвы — чрезвычайно преумножать количество разных молитв, молений и просьб по каждому вопросу, его молитва как бы облачается в одежды всего многообразия его связи с Творцом. При постоянном, упорном изучении Торы, количественное и качественное преумножение усердий в учебе дают не просто добавку какого-то количества часов учебы, а создают совершенно новую форму соединения с учебой и новый уровень понимания Торы. Как известно в народе Израиля, матмид[2] коренным образом отличается от человека, который учится время от времени. Точно так же есть и реальность матмида в молитве, и тогда его посвященность, его понимание и уровень святости и чистоты в сфере молитвы становятся новой действительностью, а сам человек превращается в бааль авода — «человеком служения», как говорит нам царь Давид намеком: «А я — молитва» (Теилим, 109). То есть, я сам как бы превратился в субъект молитвы и соединенности с Творцом — посредством постоянного усердия и приумножения молитв как во временном аспекте, так и в содержательном — со всей глубиной и единением с Творцом.

Кроме того, следует задуматься — ведь мы знаем, что, чтобы стать настоящим мудрецом Торы, человек должен приобрести некие качества: постоянство — учиться долго и непрерывно; постоянство мысли — быть целиком и полностью погруженным в учебу, чтобы его мысли были заняты трудными вопросами Талмуда, где бы он не находился; он должен приобрести хорошую память — помнить то, что учил, и в дополнение к этому, он должен научиться логическому суждению и правильному, глубокому пониманию, а также приобрести способность открывать скрытое в Торе, что является короной Торы, поднимающейся к престолу Всевышнего, и угодной Ему. Все эти приобретения, какими бы трудными они не были — без них человек не сможет стать мудрецом Торы! Поэтому он должен всей душой стремиться достичь их полностью и в совершенстве (конечно, в соответствии со своими силами), ведь это — наша основная обязанность по отношению к нашему Создателю. Об этом сказали наши мудрецы, силой своего духа святого постижения: «Что сделать человеку, чтобы стать мудрым?» Такой короткий вопрос, пронзительный, острый и проникающий до самых глубин, так просто и ясно: что сделать, чтобы стать мудрым! И каков же их ответ? «Пусть приумножит учебу и уменьшит торговлю. Возразили: однако многие так поступали, и это им не помогло. Ответили: на самом деле следует просить милосердия у Того, Кому принадлежит мудрость, как сказано: “Ведь Всевышний даст мудрость, из уст Его разумение и понимание”». Спрашивает Гемара: что тем самым подразумевается? (почему мудрец, у которого спрашивали: «что делать человеку, чтобы приобрести мудрость», ответил: «пусть приумножит учебу …», если, на самом деле, приобретение мудрости зависит от милосердия Небес — см. комментарий РаШИ). Гемара отвечает: мудрец подразумевал, что нужно и то, и другое (т.е. нужно приумножить усердие в изучении Торы, а также просить помощи у Всевышнего). Тем самым, мы видим четкое указание мудрецов, что невозможно обрести мудрость без молитвы. Кто же осмелится пренебречь советом Торы и полагать, что он все же преуспеет в своих попытках?

Раби Хаим Виталь в предисловии к книге «Эц Хаим» («Древо жизни») писал такие слова: «Условие обретения мудрости: о каждом слове Торы, которое ты не поймешь, плачь о нем (Всевышнему) столько, сколько сможешь!» Насколько велика точность его слов: «условие для обретения мудрости» — необходимое условие, без которого ничего не выйдет! Причем из его слов следует, что речь идет не только о тайной мудрости Торы, Каббалы — а о любых словах Торы.

Смысл этого, мне видится, так же как написано о нашей праматери Саре («Йевамот», 64), «Она была бесплодной, как сказано: “А Сара бесплодна, у нее нет зародыша”» — что даже места для эмбриона (т.е. матки) у нее не было, то есть у нее вообще не было «сосуда», вмещающего зародыш. Точно так же и святая Тора — вся ее реальность «ведь Мои слова, как огонь, — сказал Всевышний». Если так, то у нас действительно нет «сосудов», которые могли бы удерживать Его слова, наши сердце и разум изначально не годятся для этого, поэтому необходима молитва — чтобы с ее помощью высечь емкость, которая могла бы вместить цельную Тору Творца.

А чтобы высекать — нужно именно множество молитв. Как сказали мудрецы: «помолился и не получил ответа — пусть помолится снова». Причем тут не имеется в виду другая молитва, которая, возможно, будет лучше, чем первая — либо по времени, либо по душевному настрою, либо еще по какой-то причине она будет угодна Всевышнему. Нет, это больше похоже на рытье ямы: человек копает, и каждый раз взмах лопаты убирает еще какое-то количество земли, яма углубляется и расширяется до тех пор, пока не станет подходящей (для его цели) емкостью. Точно так же мы должны раз за разом высекать в своем сердце и мозгу эту «емкость», пока они не станут в состоянии вместить слово Творца.

Сказано об Ицхаке: «и ответил ему Всевышний» (здесь употреблено слово ва-йаатерприм. пер.). Эти слова Торы четко показывают, что была причина тому, что Ицхаку ответили Свыше, и у него родился Яаков — самый избранный из всех праотцов. Этой причиной были многочисленные молитвы. Почему это должно было происходить именно так? Поскольку Ривка была бесплодной, и нужно было переворачивать естественный ход вещей, а для этого нужно было приумножение молитвы, подобное вилам, которыми переворачивают урожай. [Атар — однокоренное с атира — также означает «вилы». Говорит Гемара в трактате «Сукка», что молитва праведника подобна вилам — она «переворачивает» меру строго Суда Всевышнего и превращает ее в меру Милосердия — прим. ред.]

Какими же орудиями мы создаем эту «емкость»? Кто они, эти лопата и топор, разбивающие камни и убирающие песок? Это просьбы и слезы, как слезы в душе, так и слезы на глазах, каждый час и каждый миг: когда человек видит, что затрудняется понять какие-то слова Торы, и сердце его закрыто и закупорено — пусть тут же достает свой «топор» мольбы и начинает рубить им, и тогда эти слова немедленно проникнут в его сердце.

— 4 —

Мы видим, что у этих двух форм молитвы — пгиа и итур, на первый взгляд, основа обеих — это приумножение молитвы и упрашивание. Однако, видится, что разница между пгиа и атира состоит в том, что пгиа — это выражение многочисленных просьб, и не относится в особенности к молитве Всевышнему. Человек может упорно упрашивать своего товарища выполнить какую-то его просьбу, и это тоже будет называться пгиа, как сказано (Берешит, 23:8): «Попросите (уфиг'у[3] ли) за меня у Эфрона, сына Цахора», и объясняют это посредством фразы: «и встретили (вайифге'у) его ангелы Б-га», точно так же, как человек встречает[4] товарища, ловит его и не отпускает, пока тот не выполнит его просьбу. Тора открыла нам, что именно так следует вести себя с Всевышним (см. подробнее гл. «Пгиа»). Однако атира касается не именно какой-то конкретной просьбы. Это особое название для молитвы в общем, и во всех ее формах и вариантах, как приводится в переводе Онкелоса, что «ва-йаятер», это приумножение молитвы во всех ее вариантах и приемах — воспевание, уговоры, просьба, мольба, и все остальные формы молитвы, которые человек использует, чтобы достичь желаемого. См. комментарий «Бааль а-Турим» на гл. «Ваэтханан» — он пишет там, что гиматрия слова ואתחנן — 515, такая же, как и у слова שירה — «песнь», поскольку Моше пел, чтобы его просьба была принята. Там объясняется, что пятьсот пятнадцать молитв, которые молился Моше, были не просто просьбами — он молился всеми возможными вариантами молитвы. Много и сосредоточенно читать Теилим — тоже относится к сущности атира. Ведь несмотря на то, что сердце человека воодушевляется в пении и прославлении Творца за все Его добро в целом, и человек в данный момент не просит конкретно о своем деле, тем не менее, умножение молитв (в частности, Теилим), даже без умножения просьб, отменяет тяжелый приговор и открывает Небесные врата.

В действительности, сила молитвы необычайно велика: она разрывает (уже вынесенный) приговор и «пробивает» все миры. Известны слова мудрецов о строках «молитва Моше» и «молитва бедного», что молитвы всех бедняков в народе Израиля уподобляются молитве Моше. Это просто поражает, когда мы видим из Мидраша (Дварим Раба, 11) мощь молитвы Моше: «Что сделал Моше в тот момент? Надел и закутался в мешковину, осыпал себя пеплом и стал молиться и умолять Всевышнего до тех пор, пока не сотряслись небо и земля, и все порядки мироздания. Что сделал Всевышний в этот момент? Объявил во всех вратах Небесных Дворцов, на каждом Небесном Своде и в каждом Небесном Суде, чтобы они не принимали молитву Моше и не возносили ее к Нему, поскольку приговор ему уже был подписан». Ведь молитва Моше была как меч, она пронзала и разрезала Небеса, ни на секунду не останавливаясь, ведь его молитва была подобна тайному Имени Творца. А наши мудрецы говорят обо всем величии этой молитвы: «Что Моше, что бедняк народа Израиля — одно и то же». Этим они раскрывают нам, что сила молитвы умножается в тысячи раз, когда человек молится много раз (так многократно молился Моше), и подробно, как сказали мудрецы: «Как вилы переворачивают урожай, так и молитвы праведников “переворачивают” меру Суда, и превращают ее в меру Милосердия».

— 5 —

Есть еще один важный аспект в теме умножении количеств молитв, и о нем говорит комментарий мудрецов, что Моше молился 515 раз, и каждая его молитва была не похожа на другую, каждая молитва имела свой аспект, и свой уникальный оттенок смысла. Точно так же и у любого человека: когда он молится множество молитв, даже если он произносит те же слова с тем же душевным настроем, в любом случае, каждая молитва — это отдельная реальность, и она действует в особом направлении, свойственном только ей. Причем речь идет как об удовлетворении его просьбы, так и о служении Всевышнему, и о том, чтобы доставить Ему удовольствие — Он рад молитвам народа Израиля, ведь у каждого еврея есть особая уникальная искра. Поэтому приумножение молитв — это важнейшее служение, подобного которому нет.

«Нефеш а-Хаим» (Врата 2, гл.13) говорит по поводу молитв, установленных мудрецами Великого Собрания, что с момента, как установили эти молитвы и до прихода Машиаха, (да произойдет это поскорее, в наши дни) не было и не будет молитвы, во всех деталях похожей на предыдущую или на последующую. Как сказано «одежды, в которые облачается Творец утром, не одевает вечером…»[5], и каждый день не похож на тот, что был до него, и будет после него. Поэтому и сказали мудрецы: «испорченное не исправить» — по поводу человека, который не сказал вовремя Крият Шма или не помолился Шмона Эсре.

Причем это относится не только к молитвам, установленным мудрецами Великого Собрания посредством пророческого духа и духа святого постижения, а и к любой молитве и просьбе, о которой человек молит Всевышнего. Даже если он будет просить и молиться одними и теми же словами, в любом случае, каждый раз у них будет другой оттенок и другая глубина, и они будут оказывать особое, уникальное для этого момента действие, поскольку нет одинаковых времен и одинаковых мест. Есть эт рацон — момент благоволения, а есть и наоборот — момент гнева, не дай Б-г. У молитвы в благоприятный момент есть особая сила, что Всевышний выполняет просьбу особенным образом, а молитва в момент гнева особо мила тем, что она успокаивает гнев. Так меняются оттенки молитвы — от человека к человеку, от момента к моменту, от места к месту. Об этом и говорит «Коэлет» (11): «Утром сей семя свое, но и вечером не давай рукам отдыха, ведь ты не знаешь, которое будет лучше — то, или это, а может быть, оба в равной степени хороши».

— 6 —

Здесь есть один важный принцип, который нужно хорошо усвоить. Бывает, что человек находится в беде: например, кто-то из его семьи заболел. Он очень много молится о больном, просит многих своих друзей и знакомых молиться с ним вместе, умолять и просить Всевышнего о милосердии, читать Теилим и т.п. И случается, что после всего этого больной расстается с этим миром. В таком момент смотрящему со стороны может показаться, что все эти молитвы, просьбы и мольбы, все часы, посвященные этому, были напрасными и бессмысленными, что все старались зря. Подобная мысль греховна и глубоко ошибочна по двум причинам: прежде всего, на самом-то деле сама просьба является целью самой по себе, поэтому просьбы и молитвы, которые изливали все (молившиеся за больного) были любимы, желанны, и приносили большую пользу. А во-вторых, и с точки зрения принятия молитв, есть правило без исключения, что на каждую молитву есть свой ответ Свыше, но у Всевышнего есть Свои многочисленные расчеты, и мы не всегда знаем и понимаем, как именно Он отвечает на каждую молитву. Но, как сказано (Йешаяу, 55:10): «подобно тому, как спускается дождь и снег с Небес, и вернется обратно лишь только после того, как оросит землю, а та родит и вырастит урожай», так и с другой стороны — каждая капля воды, поднимающаяся снизу — Наверх, то есть, каждая слеза и просьба по отношению к Всевышнему, каждое слово, каждое чувство в сердце, не вернется обратно, а «напоит» Небо, и из этого родится и вырастет изобилие спасений и благословений.

По этому поводу Магид из Дубна приводит замечательный комментарий на строку: «Разве скрою Я от Авраама то, что собираюсь сделать? (Ведь) от него произойдет великий народ…» (Берешит, гл. «Вайера») Всевышний говорит, что Он как бы вынужден рассказать Аврааму о том, что произойдет с Содомом и Гоморрой. По какой причине? Потому, что в будущем потомки Авраама станут великим народом. Нужно понять, как связаны между собой эти два фактора. Магид объясняет это притчей: два человека, один молодой, а другой — пожилой, зашли в магазин купить одежду. Пожилой стал примерять вещи, стараясь точно подобрать нужный размер. А молодой стал брать вещь за вещью, не особенно присматриваясь к размерам. Пожилой спросил его: «Почему ты не следишь за тем, чтобы вещь была точно нужного тебе размера?» Тот ответил: «Я молод, и у меня много детей, так что любая вещь — если не подойдет одному сыну, пригодится другому, если сегодня не подойдет, так завтра будет впору». Так и Всевышний говорит: «неужели Я скрою от Авраама то, что собираюсь сделать с Содомом?» А для чего? Чтобы наш праотец Авраам начал изливать свои молитвы за Содом. Но ведь Всевышний знает, что эти молитвы не будут приняты, и в конце концов Содом будет разрушен. Об этом Он и сказал: «ведь от него произойдет великий народ». Ведь в итоге его потомки станут великим народом, и, само собой разумеется, что все эти молитвы, даже если сегодня, на первый взгляд, они не будут приняты, но в будущем все изобилие, спускающееся в мир из-за этих молитв, станет благословением для потомков Авраама. Получается, что молитвы принесли пользу Аврааму — его будущим поколениям.

В этом и заключается смысл любой молитвы и просьбы, например, о выздоровлении больного, или о заработке, и даже если на первый взгляд кажется, не дай Б-г, что молитва не была услышана, на самом деле это совершенно неверно! Во-первых, даже если сам больной не выздоровел, он получает огромную пользу от каждой молитвы, просьбы, мольбы и главы Теилим, которую прочитали за него, в его длинном тяжелом пути после смерти, когда его сопровождают все молитвы и просьбы его друзей. Это помогает также и его потомкам: эти молитвы будут их охранять, давать им жизненную силу и направлять на правильный путь. Да и сами просящие питаются от этих молитв, как сказали наши мудрецы: «Каждый, кто просит за своего товарища, притом, что ему самому нужна помощь в таком же деле — ему Всевышний помогает в первую очередь».

А также сказано в Теилим (46): «Тобою сочтены все скитания мои, прими же слезы в Твой мех, ведь все записано в Твой Книге», то есть каждая слеза подсчитана и спрятана Всевышним, и Он хранит ее на нужный момент.

Ведь порой бывает с человеком, что один из близких членов семьи попал в аварию, не дай Б-г, и его жизнь в опасности, а человек и не знает об этом. Если бы он знал — разрывал бы Небеса своими криками и переворачивал миры своей молитвой, но ведь из-за того, что он не знает — он не молится и не просит о своем близком. Ой, насколько в этот страшный момент нужны его крики и молитвы, чтобы спасти жизнь, а он не знает о своей беде, и не молится! Что в таком случае делает Всевышний? Он достает из Своего меха слез одну просьбу и одну мольбу, которые были произнесены год или два назад, и в тот момент они никак не помогли, а сейчас они «просыпаются» — и спасают! Дай Б-г, чтобы мы поняли, насколько важно много молиться, чтобы эта сокровищница всегда была полна и пригодилась в нужный момент.

— 7 —

Я слышал мудрую идею, которая приносит большую пользу тем, кто привыкает к этому, и она состоит из сочетания трех факторов: молитвы, приумножение молитвы, и особой силы Торы.

Особая сила Торы — имеется в виду объяснение слов Теилим (33:6): «по слову Б-га создались Небеса…». Сказано в книге Зоар: «Всевышний смотрел в Тору и творил мир, смотрел в слова “да будет Свет…” и творил Свет…». Объясняют мудрецы, что в этом толковании Зоара заключается объяснение слов[6]: «навечно, Г-сподь, Твое слово стоит в Небесах…», то есть, что именно слова Творца «да будет Свод Небесный…» каждое мгновение держат Небеса. [То есть, все сотворенное существует в силу вечности слов Творца, которые сотворили его и продолжают давать ему существование и жизненную силу — прим. ред.]

Подобным образом получается, к примеру, что в словах «а врач будет лечить[7]» заложены все лечебные силы в мире, а в словах «и будешь говорить их (слова Торы), сидя в доме своем и идя в дороге[8]» заложена сила упорной, усердной учебы Торы, и так далее. Именно в этом заключается смысл сказанного в «Мишне Бруре», в разделе законов молитвы: что если человек будет постоянно повторять строку из Теилим: «Чистое сердце сотвори мне, Всевышний, и дух верный обнови во мне» — это помощь и совет, как сделать свое сердце духовно чистым, ведь сила чистого сердца и верного духа естественным образом заложены в строке, говорящей об этом. Также сказано у святого ШЛА: «Я нашел рукопись святого рава Моше Кордеверо, который пишет: Один мудрец научил нас: для того, чтобы убрать плохую мысль, следует много раз повторять строку “Пусть огонь на жертвеннике горит постоянно, и не гаснет” (Ваикра, 6:6). Мне очевидно, что этим мудрецом был пророк Элияу, просто по своей великой скромности рав не хотел это сообщать. Поэтому тот, к кому в сердце запали греховные или пустые мысли, пусть помногу повторяет эту строку. Мне видится, что также пуcть говорит строку (Теилим, 119): “Дурные (и пустые) мысли я ненавидел, а Тору Твою любил”. И пусть говорит ее с большим воодушевлением, ощущая себя сильным, как лев». Можно посмотреть там подробнее. (А то, что строка «пусть огонь на жертвеннике горит постоянно, и не гаснет», помогает избавиться о плохих мыслей, вероятно, можно объяснить сказанным мудрецами, что жертва «ола» искупает пагубные мысли. Поэтому строка, которая дает указание, чтобы постоянно горел огонь жертвы «ола», чей смысл — постоянное горение и чистота, искупающие пагубные размышления, помогает также избавиться от плохих мыслей).

Поэтому, когда человек хочет помолиться за определенное дело, ему стоит поискать стих из ТаНаХа, в котором говорится о том деле, в котором ему нужна помощь. Ведь если он будет произносить ее в форме просьбы, то получится, что, кроме того, что он просто молится, здесь есть и особая сила, заложенная в святых словах. Ведь в этих строках Торы содержится слово Творца, и они имеют в том числе конкретное отношение и к его просьбе, так что посредством этого он получит желаемое. [Сказанное здесь замечательно объясняет, почему текст Амиды Рош а-Шана и Йом-Кипура содержит много стихов ТаНаХа. В частности, мусаф Рош а-Шана строится на произнесении стихов малхуйот, зихронот и шофарот. Подобны этому и тексты слихот — прим. ред.]

В частности, следуя сказанному в книге «ШЛА», если тот, кто страдает от нехороших мыслей, установит себе говорить эти строки Торы сто или пятьсот раз в день, он тем самым сделает тройное действие: во-первых, он молится, во-вторых — приумножает молитву, а в-третьих — сами слова приносят ему Свыше святость и духовную чистоту, ведь это — та самая особая сила, что заложена в них, как приведено в вышеупомянутой книге. И если человек будет постоянно повторять их десятки или сотни раз, а после того, как привыкнет, будет говорить больше и больше, то, через какое-то время окажется, что он произнес эту фразу и эту настойчивую просьбу тысячи раз, и со временем он увидит большой свет, и извлечет из этого потрясающую пользу. Более того — это будет в его руках мощным оружием. Ведь порой бывает, что человек попадает в какое-то место или ситуацию, опасные для его духовности, и не знает, что придумать, чтобы спасти себя. Но для того, кто привык повторять фразы из Торы, это замечательный и легкий способ: сказать строку, в которой говорится на эту тему. Как, например, строки, приведенные выше, или (Теилим, 119:80) «Да буду с цельным сердцем (исполнять) Твои законы, чтобы не устыдиться!» Или (Теилим, 51:4): «премного омой меня от преступления моего, и от греха моего очисти меня», или (Теилим, 51:9): «Окропи меня иссопом (очищающей воды) — и я стану чист, отмой меня — и стану белее снега». Говорить эти строки, как мы говорим Теилим, но, вместо того, чтобы читать много псалмов, произнести только эту строку несколько сотен раз — как человек, который хочет разбить что-то твердое. Он снова и снова бьет в одно и то же место, раз за разом, пока оно не разбивается. Эта идея — замечательный совет, основанный на святом фундаменте Торы, проверенный и испытанный, это лекарство, которое никогда не вредит, и счастлив тот, кто привыкает к этому. Да услышит мудрый и выучит урок.

— 8 —

Написано после истории о золотом тельце «и передумал Г-сподь причинять зло, которым Он угрожал Своему народу», то есть, была принята молитва Моше-рабейну о том, чтобы Всевышний не уничтожал, не дай Б-г, народ Израиля. Но мы видим, что Моше не удовлетворился этим, а не успокаивался и не останавливался до тех пор, пока Всевышний не пообещал ему: «Мой лик (Шхина) пойдет, и приведу тебя к покою». То есть, Он пообещал вернуть народу Израиля сияние Его лика и любовь, которые были прежде. Но Моше не успокоился и на этом, а попросил: «Покажи мне, пожалуйста, Славу Твою» — то есть, величественное качество добра Всевышнего — тринадцать атрибутов милосердия. Комментаторы останавливаются на этом моменте и задают вопрос: неужели Моше тут желает «выиграть» и получить за сделанного золотого тельца более высокий духовный уровень, чем был раньше? На самом деле, так оно и есть. Ведь из-за пришедшей беды он был вынужден молиться, и его молитва открыла Врата Милосердия. А значит, сейчас как раз подходящий момент просить добра и милосердия еще большего, чем раньше!

Для нас из этого следует практическое руководство к действию: если человек заболел, и за него молятся Всевышнему, и молитвы были приняты, так что опасность для жизни миновала, нельзя удовлетворяться этим, нужно продолжать самоотверженно молиться, не успокаиваться и не отдыхать, пока он не выздоровеет полностью! Ведь сказали наши мудрецы («Недарим», 41), что когда больной выздоравливает от болезни, он возвращается в дни своей юности, как сказано (Иов, 33): «Станет плоть его свежее, чем в детстве, вернется он к дням своей юности», то есть, он становится еще более здоровым, чем был до болезни. То же самое — если у человека нет заработка, а ему нужно вернуть большой долг и т.п., и он изливает свое сердце в молитве: «Откуда придет мне помощь?», и вот — его молитва была принята, и он нашел возможность заплатить долг. Пусть он не успокаивается на этом, ведь сейчас у него есть замечательная возможность улучшить свое материальное положение до уровня благосостояния — ведь в данный момент врата Небес открыты перед ним.

Это замечание по поводу приумножения молитвы, ведь даже если человек видит, что просит, но просьба не принимается, порой множество молитв приносят более великую и значительную пользу, чем то дело, о котором человек просит. Ведь когда врата открыты — можно опустошить весь дом!


[1] Сказано в Мидраше на Теилим, 80, сказал рабби Йоханан: «нет у нас ничего, чтобы освещало нашу жизнь, кроме Света Лика Твоего…». Имеются в виду те озарения, которые человек открывает для себя, видя проявление Б-жественного Провидения.

[2] Человек, который усердно и постоянно учится.

[3] Как известно, буква פ «пей» в середине слова читается как «фей».

[4] Слово פגע (пага) имеет также значение — встретить.

[5] «Тикуней Зоар», 22

[6] Теилим, 119:89

[7] Книга Шмот 21:19

[8] Книга Дварим 6:7


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»