Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ушла Ксения Аксакалова, жена известного р. Бориса Аксакалова, многодетная мать и бабушка. Барух даян а-эмет…

В Исру Хаг ушла Ксения бат-Хаим Аксакалова, вдова Бориса Давидовича Аксакалова.

Это были удивительные люди — смелые и праведные.

Рав Ицхак Зильбер познакомился с семьей Аксакаловых, когда ему пришлось бежать в Ташкент. Там надо было устроить детей в такую школу, где им не пришлось бы нарушать субботу. В своей книге «Чтобы ты остался евреем» Рав Ицхак рассказывает:

«Я думал, как мне устроить детей в школу, чтобы они в субботу не писали. Стал расспрашивать знакомых, и один из них, реб Израиль Френкель, сказал:

— Есть еврей, директор трех школ рабочей молодежи: пожарников, танкистов и милиции. Сам он, конечно, закона не соблюдает, но эти школы не работают в субботу.

Пришли мы к этому директору. Сегодня имя его уже можно назвать: Борис Давидович Аксакалов, благословенна память праведника. Я ему рассказал, что жил в Казани, что меня уволили с работы из-за веры в Б-га, и, так как в его школе в субботу не учатся, я хочу устроить сюда своих детей. Он всё не понимает:

— А почему вы не хотите, чтобы они занимались в нормальной школе?

— Потому что там надо писать в субботу, а этого делать нельзя.

— Как это нельзя? Вы пишете не для своего удовольствия — это же постановление государства!

Я говорю:

— Всё равно. Я хочу воспитывать детей так, чтобы они в субботу не писали.

Наконец, он прямо спрашивает:

— Для чего? Ты хочешь выполнить волю Всевышнего, так, что ли?

Я говорю:

— Да.

— Тогда, — говорит, — я тебе помогу.

Я имел глупость спросить:

— А с какого класса у вас учатся?

— С седьмого.

— Мой сын окончил только четыре.

Он говорит:

— Я вас не понимаю. Вы же делаете для Всевышнего, так? А Всевышнему какая разница — седьмой, пятый или шестой? Я принимаю — давай!

Через пару месяцев после того, как Бенцион поступил в школу, сам директор школы Аксакалов вдруг пришел ко мне домой. Я испугался. Что-то случилось? А Борис Давидович рассказывает:

— Я всегда курил в субботу и делал всё, чего делать нельзя (в субботу — прим. ред.). Но на днях со мной произошло чудо.

У меня большая семья, много детей, я не могу жить на зарплату. Так я грешу. Но грешу осторожно, с расчетом.

Один человек, который сдал не все экзамены на аттестат зрелости, попросил у меня справку об окончании школы. Я за деньги выдал ему справку, а в журнале проставил оценки и по тем предметам, которых он не сдавал. Подделал запись.

Было это давно. Тот человек стал инженером, работал, женился. И развелся. А жена в отместку “заявила” на него. Написала, что он мошенник, что у него и диплом, и аттестат зрелости фальшивые. В школу прислали комиссию проверить заявление. Комиссия потребовала школьный журнал. Открыли, стали каждый лист рассматривать с обеих сторон. Дошли до листа с подделкой. Меня чуть инфаркт не хватил: не заметить ее нельзя. Вдруг кто-то предлагает:

— Проверим теперь с другой стороны, с конца.

Проверяют с другой стороны, опять дошли до фальшивого листа — и снова остановились! И написали, что всё в порядке.

Только один лист из всех не посмотрели! Тогда я понял, что это Всевышний меня спас за то, что я принял твоего сына. А раз так, то напиши мне на бумаге, когда можно начинать курить в субботу вечером.

Я ему записал.

Потом (через некоторое время — прим. ред.) предлагает:

— Знаешь что, давай мне таких детей, как твой сын, которые не хотят в субботу писать. За каждого получишь с меня пол-литра.

А это было начало шестидесятых! Тогда за спекуляцию — расстреливали!

Поверите ли, сколько я привел детей? Тридцать пять человек!

И он не брал ни у кого ни копейки!

Я решил платить вот чем: в Песах приносил Борису Давидовичу мацу, в Рош а-Шана трубил для него в шофар, в Йом-Кипур показывал, какие молитвы надо читать, в Суккот приводил к себе в сукку, а в Пурим читал ему Мегилу.

У Аксакалова было восемь девочек. А потом пошли сыновья.

Аксакалов и вся его семья стали верующими».

Борис Давидович умер в 1974 году. Ксения в 40 лет осталось многодетной вдовой. Позже семья переехала в Израиль. Их дочь вспоминает: «Когда был отец, он всё решал. Когда его не стало, мать принимала решения по принципу: как папа поступил бы в такой ситуации. Она как бы “сохраняла” его в семье».

Так Ксения растила детей, посвящала им жизнь, отставив свои собственные чувства в сторону, — и они выросли личностями, евреями, соблюдающими заповеди. Внуки учатся в ешивах. Рав Ицхак всегда поддерживал семью Аксакаловых. Когда дети выросли, Ксения продолжала посвящать свою жизнь внукам, правнукам…

Пусть будет благословенна память о ней.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.