13 октября 2020 года, темы: Рав Ицхак Зильбер, Траур, Школа, Рав Бенцион Зильбер, Бааль Тшува, Советский Союз
В Исру Хаг ушла Ксения бат-Хаим Аксакалова, вдова Бориса Давидовича Аксакалова.
Это были удивительные люди — смелые и праведные.
Рав Ицхак Зильбер познакомился с семьей Аксакаловых, когда ему пришлось бежать в Ташкент. Там надо было устроить детей в такую школу, где им не пришлось бы нарушать субботу. В своей книге «Чтобы ты остался евреем» Рав Ицхак рассказывает:
«Я думал, как мне устроить детей в школу, чтобы они в субботу не писали. Стал расспрашивать знакомых, и один из них, реб Израиль Френкель, сказал:
— Есть еврей, директор трех школ рабочей молодежи: пожарников, танкистов и милиции. Сам он, конечно, закона не соблюдает, но эти школы не работают в субботу.
Пришли мы к этому директору. Сегодня имя его уже можно назвать: Борис Давидович Аксакалов, благословенна память праведника. Я ему рассказал, что жил в Казани, что меня уволили с работы из-за веры в Б-га, и, так как в его школе в субботу не учатся, я хочу устроить сюда своих детей. Он всё не понимает:
— А почему вы не хотите, чтобы они занимались в нормальной школе?
— Потому что там надо писать в субботу, а этого делать нельзя.
— Как это нельзя? Вы пишете не для своего удовольствия — это же постановление государства!
Я говорю:
— Всё равно. Я хочу воспитывать детей так, чтобы они в субботу не писали.
Наконец, он прямо спрашивает:
— Для чего? Ты хочешь выполнить волю Всевышнего, так, что ли?
Я говорю:
— Да.
— Тогда, — говорит, — я тебе помогу.
Я имел глупость спросить:
— А с какого класса у вас учатся?
— С седьмого.
— Мой сын окончил только четыре.
Он говорит:
— Я вас не понимаю. Вы же делаете для Всевышнего, так? А Всевышнему какая разница — седьмой, пятый или шестой? Я принимаю — давай!
…
Через пару месяцев после того, как Бенцион поступил в школу, сам директор школы Аксакалов вдруг пришел ко мне домой. Я испугался. Что-то случилось? А Борис Давидович рассказывает:
— Я всегда курил в субботу и делал всё, чего делать нельзя (в субботу — прим. ред.). Но на днях со мной произошло чудо.
У меня большая семья, много детей, я не могу жить на зарплату. Так я грешу. Но грешу осторожно, с расчетом.
Один человек, который сдал не все экзамены на аттестат зрелости, попросил у меня справку об окончании школы. Я за деньги выдал ему справку, а в журнале проставил оценки и по тем предметам, которых он не сдавал. Подделал запись.
Было это давно. Тот человек стал инженером, работал, женился. И развелся. А жена в отместку “заявила” на него. Написала, что он мошенник, что у него и диплом, и аттестат зрелости фальшивые. В школу прислали комиссию проверить заявление. Комиссия потребовала школьный журнал. Открыли, стали каждый лист рассматривать с обеих сторон. Дошли до листа с подделкой. Меня чуть инфаркт не хватил: не заметить ее нельзя. Вдруг кто-то предлагает:
— Проверим теперь с другой стороны, с конца.
Проверяют с другой стороны, опять дошли до фальшивого листа — и снова остановились! И написали, что всё в порядке.
Только один лист из всех не посмотрели! Тогда я понял, что это Всевышний меня спас за то, что я принял твоего сына. А раз так, то напиши мне на бумаге, когда можно начинать курить в субботу вечером.
Я ему записал.
…
Потом (через некоторое время — прим. ред.) предлагает:
— Знаешь что, давай мне таких детей, как твой сын, которые не хотят в субботу писать. За каждого получишь с меня пол-литра.
А это было начало шестидесятых! Тогда за спекуляцию — расстреливали!
Поверите ли, сколько я привел детей? Тридцать пять человек!
И он не брал ни у кого ни копейки!
Я решил платить вот чем: в Песах приносил Борису Давидовичу мацу, в Рош а-Шана трубил для него в шофар, в Йом-Кипур показывал, какие молитвы надо читать, в Суккот приводил к себе в сукку, а в Пурим читал ему Мегилу.
…
У Аксакалова было восемь девочек. А потом пошли сыновья.
Аксакалов и вся его семья стали верующими».
Борис Давидович умер в 1974 году. Ксения в 40 лет осталось многодетной вдовой. Позже семья переехала в Израиль. Их дочь вспоминает: «Когда был отец, он всё решал. Когда его не стало, мать принимала решения по принципу: как папа поступил бы в такой ситуации. Она как бы “сохраняла” его в семье».
Так Ксения растила детей, посвящала им жизнь, отставив свои собственные чувства в сторону, — и они выросли личностями, евреями, соблюдающими заповеди. Внуки учатся в ешивах. Рав Ицхак всегда поддерживал семью Аксакаловых. Когда дети выросли, Ксения продолжала посвящать свою жизнь внукам, правнукам…
Пусть будет благословенна память о ней.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»