Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
История о рабби Акиве и неудавшемся ночлеге

Наша жизнь такова, как мы ее оцениваем. А оценка эта зависит от нашего отношения к жизни. Кто-то возразит: «Да, но я не способен позитивно относиться к жизни, я родился с другим мироощущением».

Действительно, некоторым людям требуется усилие, чтобы видеть светлую сторону жизни. Но этого вполне можно добиться, приложив необходимую умственную энергию. Именно умственную. Ведь ощущение счастья — результат познавательного процесса. Этого многие из нас не понимают. Познавая и оценивая жизнь, в том числе и свою собственную, мы должны проявлять интеллектуальную гибкость и умение видеть вещи с разных сторон, и особенно — с позитивной. Чем больше мы упражняем наш интеллект, тем легче нам радоваться жизни.

Вот какая история описана в Талмуде.

Однажды раби Акива отправился в путь. Он взял с собой осла, который вез поклажу, петуха, чтобы будить раби утром, и свечу, чтобы учить Тору при ее свете.

К вечеру раби Акива прибыл в одну деревню и попросил о ночлеге. Но никто не захотел его принять. Не видя другого выхода, раби Акива заночевал в открытом поле.

Едва он улегся, как пришел лев и растерзал осла, явился кот и съел петуха, и вдобавок ветер задул свечу.

Придя наутро в деревню, раби Акива узнал, что ночью сюда нагрянули разбойники и увели в плен всех жителей. Разбойники шли полем, где он ночевал, но, к счастью, не заметили его: растерзанные животные не могли выдать его криком, погасшая свеча не могла привлечь к нему внимания светом. Случившиеся с ним беды фактически спасли его.

Что Б-г ни делает — все к лучшему. Это и есть позитивный взгляд на жизнь.

Приправленный юмором, такой подход очень помогает в преодолении семейных неурядиц. Достаточно знать, что гам зе ле-това («и это — к лучшему»), как положение уже не кажется таким безысходным. Любые неприятности и тяготы, будь то нехватка денег, трудности в воспитании детей или болезни, могут быть преодолены и даже обращены во благо, если смотреть на них с оптимизмом.

Супруги, решающие свои многочисленные семейные проблемы на основе такой позитивной установки, со временем замечают, что пережитые ситуации способствуют их сближению и взаимопониманию. Совместное преодоление трудностей всегда роднит людей.

Раби Йосеф-Хаим Зоненфельд был духовным руководителем старого ишува в Иерусалиме. Все высоко ценили его советы и помощь. Почитатели оказывали ему финансовую помощь, а рав Йосеф-Хаим, в свою очередь, раздавал значительную часть этих пожертвований бедным.

Однажды случилось так, что благотворительный взнос, ожидавшийся накануне Песаха, запоздал. Когда деньги наконец прибыли, праведная жена рава Зоненфельда уже не успевала и раздать деньги неимущим членам общины, и сделать необходимые закупки для своей семьи. Она посоветовалась с мужем, и он велел ей заняться распределением денег.

«Некоторые люди, — объяснил он, — нуждаются в вещественных принадлежностях праздника, чтобы радоваться ему. А наша радость внутри нас. У нас и без всего будет радостный праздник».

Если мы способны жить радостью, которую даем другому, то заботы и разочарования, порождаемые внешними обстоятельствами, не могут нарушить нашу семейную гармонию. Добиться этого нелегко, но возможно.

С момента, как в книге Берешит Тора начинает говорить о женщине, мы замечаем, что женщина изначально обладала двумя как будто бы противоречивыми качествами. Если первому человеку Тора дала лишь одно имя — Адам, то женщину она называет двумя именами: Хава и иша. Имя Хава подчеркивает, что она была «матерью всех живущих» — хай на иврите (Берешит, 3:20). Ее главная функция заключалась в том, чтобы давать жизнь, растить детей и хранить домашний очаг. Но женщина носит в Торе и другое имя — иша. А оно указывает на способность женщины развивать свой ишиют — свою неповторимую индивидуальность, что никак не связано с ее универсальной ролью матери и чего эта роль никак не требует.

Сочетать «материнство» и «индивидуальность» женщине позволяет ее особое качество — бина йетера, дополнительная мудрость, благодаря которой она распознает в людях скрытые различия и умеет найти к ним подход. Б-г наградил этой особой проницательностью каждую женщину, стремясь помочь ей успешно выполнять роль жены и матери и при этом сохранить свое «я». Каково наилучшее соотношение этих двух качеств?

Коль квода бат мелех пнима — «Вся слава дочери царской внутри» (Теилим, 45:14). Этими словами Тора не просто восхваляет женскую скромность, но формулирует свой идеал. Согласно еврейской традиции, женщина не должна искать общественного признания. Ее лучшие качества и способности направлены внутрь, ориентированы на ее дом, семью. У мужчины другая роль: он действует в основном в социуме, его усилия преимущественно обращены вовне.

Тора не только не считает такое положение унизительным для женщины, но, напротив, превозносит роль матери и хранительницы домашнего очага. В иудаизме дом — это все. И та, кто растит детей и ведет дом, занимает главное и наиболее ответственное место в мире. А понимание этой истины и сознание важности своей роли приводит женщину к высшему уровню в развитии личности.

Дом, где еврейская женщина осознает все значение своей деятельности, становится миниатюрной копией Храма. Стирка белья, уборка, штопка одежды — все приобретает новый смысл. Когда еврейская женщина знает, что служит Творцу в стенах своего дома, как первосвященник служил Всевышнему в Храме, ее радость заражает всех и преображает атмосферу в доме. Он становится много значительнее, чем только здание или жилье.

• • •

Ко дню свадьбы Илана была уверена, что знает о Джонатане все, что можно знать. Поэтому новые области его интересов и эрудиции, обнаружившиеся в первый год их совместной жизни, стали для нее приятным сюрпризом. Все, кроме одной.

Оказалось, что Джонатан — страстный коллекционер минералов. Его коллекция была великолепна. Но Илана не испытывала восхищения по этому поводу.

«Это невыносимо! — ворчала она, занимаясь уборкой. — Только лишняя пыль. Да еще изволь каждый раз расставлять эти камни заново!»

Шли дни, и недовольство Иланы росло. «Если бы он действительно любил меня и заботился обо мне, — думала она, — то не таскал бы в дом эти грязные, отвратительные обломки». Но убедить Джонатана сменить хобби не удавалось. А сам заниматься уборкой коллекции он хронически не успевал, хоть и искренне желал помочь жене.

Один день выдался особенно неудачным. Машина никак не заводилась, Илана опоздала на прием к врачу и долго сидела в очереди. В результате на нее обиделась свекровь, которой пришлось ждать ее для совместной поездки за покупками. Когда Илана вернулась к автомобилю, под дворником красовалась квитанция штрафа за неправильную парковку. По дороге домой она вспомнила, что забыла включить плиту для автоматической варки и ужин не будет готов вовремя. Наконец, войдя в дом, она споткнулась об упавший с полки камень из осточертевшей коллекции.

Илана кипела от бешенства. Вся ее злость была обращена теперь на человека, из-за которого в доме появились ненавистные камни. Ее переполняло негодование на мужа, до прихода которого оставался час. Она мысленно оттачивала обличительную речь, которой его встретит. Илана припомнила все его недостатки, все обиды, которые он успел ей нанести за совместно прожитые месяцы. Свое гневное выступление она завершит ультиматумом: или она — или камни. «Да у него у самого каменная голова, — выходила она из себя. — Если бы он любил меня хоть вполовину так, как свои проклятые булыжники!»

Илана металась в гневе по гостиной, и вдруг ей в глаза бросилась их свадебная фотография. Она стояла в рамке на камине. Лица Джонатана и Иланы светились радостью и мечтой о счастье. До чего красивая пара!

Женщину будто окатили холодной водой. Илана вдруг поняла, что утратила контроль над собой. Вот он, счастливый, любящий юноша, стоит рядом с ней, нежно улыбаясь с фотографии. Он ее муж, а не то чудовище, которое она придумала. Илана решила взять себя в руки. Она пошла в ванную, приняла душ и постепенно успокоилась. Потом надела платье, которое особенно любил Джонатан, и тщательно подкрасилась. Илана твердо решила встретить любимого с улыбкой и радушием, зная, что он ответит ей любовью и благодарностью.

Услышав шум подъезжающей машины, она распахнула входную дверь. «Подумать только, — смущенно вспомнила она. — Еще час назад я была уверена, что мой брак разбился об эти злосчастные камни».


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»