23 августа 2020 года, темы: Раввин, Траур, Советский Союз
Залман Нехемия родился в Минске и вместе с родителями переехал в Землю Израиля, когда ему было 5 лет. В юности он учился в иерусалимской ешиве-ктане «Тиферет Цви», а в более старшем возрасте — в ешивах Поневеж и Хеврон. В 1954 г. женился на дочери рава Шломо Залмана Ойербаха.
В разные годы рав Залман Нехемия был главой колеля «Даат Моше» Садигура, главой ешивы «Махон Лев», главным редактором «Талмудической Энциклопедии». Многие годы рав Гольдберг был даяном в высшем раввинском суде в Иерусалиме и возглавлял иерусалимский колель «Шевет у-мехокек».
Тысячам учеников посчастливилось слушать уроки рава Залмана Нехемии Гольдберга из его уст: в иерусалимских ешивах «Керем Бе-Явне» и «Ор Эцион», в колеле «Эрец Хемда». Иные стали читателями книг, составленных по материалам его уроков и лекций.
Все, кто был близко знаком с равом Гольдбергом, говорили о том, что он был истинным мудрецом Торы, обладающим феноменальной памятью, которая позволяла ему при необходимости вынести решение раввинского суда, дословно цитировать выдержки из книг мудрецов самых разных эпох.
Раву Гольдбергу недаром дали прозвище гарзен (топор), которое, с одной стороны, составлено из первых букв слов «гаон рав Залман Нехемья», но на самом деле говорит многое о раве Гольдберге, который своим проницательным умом, как топором, мог разрубать сложнейшие алахические вопросы.
Некоторые аврехим (учащиеся) колеля Толдот Йешурун хорошо помнят рава Гольдберга, так как ходили к нему сдавать экзамены на раввинскую смиху.
Отец рава Гольдберга был последним раввином Минска. Коммунисты говорили ему: «Зачем ты все это продолжаешь? Как бы ты ни старался, все равно твоего сына мы вырастим коммунистом…» Коммуниста из него, к счастью, не получилось, а вот гигант Торы — вырос.
Сын рава Залмана Нехемии — рав Хаим Гольдберг — много делает для русскоязычного еврейства, преподавал в йешиве Торат Хаим и сейчас преподает в семинаре для русскоязычных девочек Нетив Бина.
Рав Залман Нехемия отдал свою душу Создателю, оставив после себя множество детей, внуков, учеников, которые продолжают идти по его пути.
Барух Даян а-Эмет.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»