Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всякому, кто оскверняет уста свои, ужесточают наказание в Аду»Вавилонский Талмуд, Шабат 33 а
Человек потерял категорию высшей души, нешамы, которая пребывала внутри его структуры

Отрыв от разума есть смерть

«Я уже объяснил тебе, что разум, который снизошел на нас от Всевышнего, — это тот клей, что связывает нас с Ним. Если ты захочешь, у тебя есть возможность упрочить этот клей, а если ты пожелаешь ослабить его понемногу, так что он прекратится, сможешь сделать и это» (Рамбам, Путеводитель). Приобщение к Источнику жизни миров происходит через разум, мир чистой души.

«Мы уже объяснили, что это Древо Жизни — и есть Тора… А смысл вкушения его плода в том, чтобы полностью усилиться в Торе… И несомненно, что тем самым он будет жить вечно» (Маараль).

Всякий отрыв от Древа Жизни — это смерть: «И когда оторвет себя от Древа Жизни — Древо Смерти пребывает на нем и объединяется с ним» (Зоар). «Насколько же должен человек привыкнуть к этой страшной мысли… что он живет только тогда, когда приобщен к святой Торе… Если же оставит свое учение, чтобы заниматься суетой и наслаждениями материального мира, он отрывается от высшей жизни… Считается подобным мертвецу, еще пребывая в этом мире… Ибо человек должен представить себе, как будто он тонет в бурном потоке и вдруг видит перед собой в реке крепкое дерево: несомненно, он сделает все возможное, чтобы схватиться за него изо всех сил и не отпускать ни на секунду. Ведь только от этого зависит вся его жизнь. Так святая Тора называется Древом Жизни, и только в то время, что человек держится любви к ней и занимается и размышляет о ней постоянно, тогда он живет истинной высшей жизнью, будучи как бы привязанным и приобщенным к Жизни миров, — ведь Всевышний и Тора — одно… Когда же он отрывает себя от нее, чтобы заняться чем-то прекрасным в материальном мире тьмы, тогда он передается в руки своего злого начала и зачем ему жизн?! Ведь он уже утонул в глубоком омуте, другими словами, погружен в глубины зла и считается мертвым, еще пребывая в этом мире» (Нефеш аХаим).

Человек потерял категорию высшей души, нешамы, которая пребывала внутри его структуры: «Положил Всевышний Свою руку на него и уменьшил его» (Хагига 12). Тогда «одеяния света» превратились для него в «кожаные одеяния»: «До греха Адам содержал в себе животную душу, и она называлась “одеяниями света”. Когда же он согрешил, то отделилась от него и была передана в руки сил зла, и называется “кожаными одеяниями” (Виленский Гаон). Общее правило таково: чем выше уровень человека, корень его души — тем в более низких местах он может исправить. Ведь все включено в корень. И когда он потерял уровень высшей души, отделилась от него животная душа. Он опустился до того, что основная его реальность стала находиться в системе качеств, эмоций, категории духа (руах). Тогда в мир спустилась печаль.

В печали будешь есть ее

Печаль спустилась в мир вместе с грехом-недостатком, — ведь радость пребывает только в совершенном мире: “Как Ты радовал Свое создание в саду Эдена издревле”. Когда мироздание будет исправлено и в нем не будет греха-недостатка, совершенная радость будет в мире: “Выйдите и посмотрите, дщери иерусалимские, на царя Шломо, на корону, которой увенчала его мать его… в день радости его сердца” — это построение Храма, да будет он отстроен вскорости, в наши дни».

Корень печали — в стихии земли, праха. Это наиболее низкая и пассивная из четырех стихий. А вот что влечет печаль: Неделание.

Человек сотворен из праха, но ему дана сила реализовать свое совершенство, прилепиться к своей высшей душе. Это его реализованное совершенство. Эта сила — есть структура духа (руах), основная сущность человека. Сущность духа — хождение, и человек называется «ходящим»: «В каждой вещи, которую человек делает, ему дают дух свыше… и тот помогает ему делать такие же вещи еще. И этот дух не успокаивается, пока человек не совершит еще похожие вещи, и это приносит ему удовольствие. Отсюда человек получает удовлетворение, как в исполнении заповеди, так и в грехе. Об этом и сказано: Заповедь влечет за собой заповедь, а преступление ведет за собой преступление…» (Виленский Гаон).

Грусть и печаль разбивают хождение духа и погружают человека в стихию праха и земли. «Радостное сердце делает лицо веселым, а печальное сердце — дух пораженный» (Притчи 15:13). «Тот, чье сердце радостно от труда его, — это делает его лицо лучше. А в печали сердца… ибо стремление человека исполнить заповедь или что-то другое приходит от духа, пребывающего в нем… Но у кого сердце печальное — его дух поражен, то есть разбит…»

Печаль, спустившаяся в мир вследствие греха, связана с глубоким поражением лика человека.

Приведем здесь цитату из книги Зера барех, объясняющую слова мудрецов, относящихся к нашей теме. «И вышел Каин — вышел радостный. Встретил его Адам и сказал ему: Что случилось на суде над тобой? Сказал ему: Я раскаялся и примирился. Стал Адам бить себя по лицу, сказал: Такова сила раскаяния, а я и не знал?! Сразу же встал Адам и сказал: Песнопение, песнь на день субботний» (Берешит раба). «Следует поразмыслить: получается, что если бы не увидел Каина радостным, не спросил бы, чем закончился суд над ним. Но разве не достойно и правильно было бы спросить в любом случае? Кроме того, создается впечатление, что Адам вообще не знал о суде над Каином, и тогда он должен был спросить не “что произошло на суде”, а “был ли суд”? И еще: чему учит нас тот факт, что он ударил себя по лицу? И какое отношение к этому имеет суббота? Почему он сказал: “Песнопение на день субботний”?

Чтобы объяснить все это, необходимо несколько кратких предисловий. Прежде всего, объясняется в Зоаре и других книгах, что наши праотцы каждый день имели дополнительную душу, а вследствие греха золотого тельца они были лишены ее, и теперь она возвращается только по субботам и праздникам. Но раскаявшиеся удостаиваются дополнительной души каждый день. Кроме того, в Зоаре в нескольких местах приводится, что товарищи называли раби Шимона бар Йохая “Субботой”, поскольку он удостаивался дополнительной души каждый день, а другие — только по субботам. И еще нужно упомянуть слова Раши в трактате Шабат, что дополнительная душа, о которой говорили мудрецы — это широкая душа и радостное настроение, которые есть у человека в субботу.

Поэтому возможно, что, когда Каин согрешил, то и у него была отнята дополнительная душа, как это произошло с евреями после греха тельца. И уже объяснялось, что лишение дополнительной души влечет грусть и печаль. Но когда он раскаялся, вернулась к нему дополнительная душа, ведь раскаявшиеся удостаиваются ее каждый день. А то, что он вышел радостным, сама радость и есть дополнительная душа. И потому, когда встретил его Адам, который знал, что сын его Каин согрешил и отошла от него дополнительная душа, но не знал, что он раскаялся, то спросил: что произошло на суде над тобой? То есть, что с приговором? Он увидел по его лицу, что есть у него дополнительная душа, что противоречит приговору. Каин же сказал ему, что раскаялся и удостоится дополнительной души каждый день, чего другие удостаиваются только в субботу. Поэтому Адам стал бить себя по лицу и сказал: Так вот какова сила раскаяния?! То есть, твое лицо свидетельствует о тебе, что есть в тебе дополнительная душа, и потому он сказал “Песнопение на день субботний”. Ибо в данном аспекте есть у него суббота каждый день, подобно тому, как раби Шимона называли “субботой” по той же причине: из-за постоянного наличия дополнительной души».

 

Биография духовного лидера и ведущего законоучителя своего поколения Читать дальше