Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Каждое явление, за развитием которого наблюдает человек, принимается и прочно укореняется в его сердце

Мы несколько раз говорили о важном принципе воспитания: человеку следует заложить прочный и ровный фундамент и уже на нем возводить надежные строения своей веры. Я имею в виду, что в каждой науке есть основа, на которой она зиждется — первичные понятия, не подлежащие постоянному пересмотру. Всякий раз, когда некая идея становится настолько ясна, что разум перестает подвергать ее сомнениям и проверять ее истинность, и тем более, если она находит подтверждение в общеизвестном и неоспоримом — в соображениях разума и чувственном восприятии, так что принимается «полным сердцем и жаждущей душой», — она становится основанием для возведения на ней многочисленных строений, которые, вне сомнения, уже не пошатнутся. И это важнейший принцип для наделенного мудростью. Он легко постигается разумом, однако даже большим мудрецам тяжело осуществить его в мире Действия, но к этому непременно следует стремиться. И, безусловно, невозможно достичь цели без помощи и благословения Б-га.

Теперь становится ясно, что уже на первом этапе изучения Торы всегда следует заложить прочное основание и на нем возводить все надежные строения. Наши мудрецы сказали об этом: «Пусть человек вначале примет царство Небес, а затем возложит на себя соблюдение заповедей»[11]. Это означает, что в первую очередь необходимо ясно осознать, что «Его царская власть простирается над всем правлением»[12], и только после этого возникнет возможность ее принять. Кто же станет спорить с сильнейшим? И только подчинив себя Господину всего мироздания, мы обретем основу, на которой сможем исполнять Его заповеди. Ведь в Своем всемогуществе Он даст в награду исполняющим Его волю всевозможные блага: «И никогда не слышали, не внимали, глаз не видел Б-га, кроме Тебя, содеявшего такое для ожидающего Его»[13]. Это относится не только к изучению Торы в целом, но и к постижению каждого ее повеления в отдельности. Заключенное в Торе знание, которое человек в силах постичь разумом, позволяет нам понять сколько блага и безграничного милосердия несет в себе Тора для исполняющих ее согласно Закону! Ведь Господин, ничем не ограниченный в Своей мудрости и милосердии, обещал все это в награду за соблюдение Б-жественного Завета! Если мы постигнем великую мудрость и бесценную пользу Торы, как Письменной, так и Устной и научимся изучать ее, проникая в самые сокровенные глубины, — тогда «нет ничего нового под солнцем»[14], из чего мы не смогли бы извлечь совет и наставление для своего блага. Любое явление и событие нас непременно чему-то научит. Когда человек это поймет, то полюбит Тору и прилепится к ней, ибо ощутит ее духовное богатство и посчитает для себя наградой наслаждение ее мудростью[15].

И вот, в предыдущем рассуждении мы уже отмечали, что каждое явление, за развитием которого наблюдает человек, принимается и прочно укореняется в его сердце, ибо его разум всегда стремится постичь пути мудрости и различить между добром и злом, истиной или ложью, полной или частичной. Но если человек замечает лишь конечные результаты, но не понимает их причины и следствия, то его разум их не воспримет, и они, конечно же, не укоренятся в его сердце. Это знание остается в памяти размытым и бесформенным. Если же человек постиг то, как явление преобразовывалось в своем развитии, и это знание системно упорядочено, оно воспринимается сердцем. Однако важно иметь в виду, что наше непонимание путей развития какой-либо идеи вовсе не означает, что она несодержательна. «Ибо это (Б-жественное Учение) не нечто пустое от вас; ибо это ваша жизнь и, благодаря ему вы продлите свои дни на земле, в которую вы приходите через Ярден, дабы унаследовать ее»[16]. Наши мудрецы поднимают вопрос: «Почему сказано “не пустое от вас” — ведь на первый взгляд должно быть сказано “для вас” — и отвечают, что если ваше понимание Торы, не дай Б-г, становится пустым, то это исключительно “от вас” — таков результат вашего постижения Б-жественной мудрости». И сейчас будет правильно разъяснить очень важную идею в терминах материального мира. И хотя то, о чем мы намереваемся говорить, напрямую связано с нашей темой, мы все же выделим его в отдельное рассуждение, которое назовем: «Ведение материальных дел».


[11] Брахот 13а.

[12] Молитва в Рош Ашана и Йом Кипур.

[13] Йешаягу 64:3.

[14] Коэлет 1:9.

[15] О важности служения человека и его стремления к духовному возвышению в Доме Учения Мусара в Кельме говорили так: «И еще одну тайну я открою нашим драгоценным братьям, пребывающим в Доме Б-га. Нам следует знать, что не только мир, но и истинная радость, признак живой души в человеке, обретается в “Земле Жизни” только в Торе и служении благословенному Б-гу. Только изучение Торы, молитва и исполнение заповедей приносят сердцу человека истинную радость. А все, даже такие великие блага мира, как богатство, знание светских наук, почет и власть не в силах принести радость сердцу человека. Он только внешне кажется довольным и удовлетворенным, но его сердце остается опустошенным, лишенным всякого наслаждения и настоящей радости». (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 1, гл. 14).

[16] Дварим 32:47.

 

 

 

Люди спорили, спорят и будут спорить, что такое счастье. Кто-то полагает, что это мгновение, кто-то — что процесс, кто-то — что состояние. По большому счету, область человеческой жизни, к которой можно применить эпитет «счастливый» в первую очередь — это семья Читать дальше