Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Моё земное призвание — выявить пустоту во мне и вне меня и заполнить её»Раби Менахем-Мендл из Витебска
После того, как зло проникло в структуру человека, стало необходимо — ради его исправления — запретить ему вкушать Древо Жизни — постижение Торы в совершенстве

«Хотел Всевышний, чтобы Адам раскаялся, и дал ему возможность. Но не захотел человек… Сказал ему Всевышний: Даже если раскаешься сейчас, Я приму тебя! И сказал Адам: Не желаю… Когда вышел из суда, начал богохульствовать» (Бамидбар раба). Когда потерял он достоинство субботы, отдалился от раскаяния, отрицал его силу, тогда был изгнан из Сада, и путь к Древу Жизни был закрыт для него пылающим мечом и херувимами.

Херувимы и пылание вращающегося меча

После того, как зло проникло в структуру человека, стало необходимо — ради его исправления — запретить ему вкушать Древо Жизни — постижение Торы в совершенстве. Он должен быть исправлен посредством смерти тела, очищения души в мире душ, и построения его образа заново.

На пути к Древу Жизни были поставлены херувимы и пылание вращающегося меча.

«Имеется в виду, что невозможно человеку достичь духовного постижения из-за двух категорий, прикрывающих и блокирующих его сверху. Это херувимы и пылание вращающегося меча».

Учителя объяснили нам смысл этих двух барьеров:

Первое, что мешает человеку приобщиться к Древу Жизни, это материальное постижение, соединенное с силой воображения, которые человек усилил своим грехом. «Материальное видение и постижение называются “херувимами”. Они покрывают его и мешают смотреть вверх духовным видением…»

Сила воображения, построенная на постижении через органы чувств, приобщенная к миру материальности, — враг мира разумных идей, чистого мира душ. «Человек свободен в своем воображении и заключен в своем разумении. Воображение ведет его по дороге, которой желает его сердце… Воображение становится бурным потоком, в котором тонет разум» (раби Исраэль Салантер).

***

«И еще одно: человек должен постоянно думать о духовных вещах и не прерываться на другие мысли, и тогда он сможет снять с себя материальность. Бог создал природу мозга человека такой, что мысли его не успокаиваются, и он не может сосредоточиться на чем-то одном. Но они постоянно меняются, крутясь вокруг какой-то темы, и всегда хорошие мысли прерываются мыслью чуждой. Эта прерывающая мысль называется “мечом”, она прерывает размышления человека и разделяет между ними, и этот меч — вращаюшийся, поскольку он постоянно обращается от одной темы к другой и не стоит на месте» (Сефер Лухот аБрит).

Мир, превратившийся во тьму для Адама, это тот экран, что мешает просветлению души. Величие его постижения до греха было преуменьшено, скрыто в толще тьмы природной системы. «Положил Всевышний Свою руку на него и уменьшил его» (Хагига).

Об этом и говорит Рамбам в предисловии к Путеводителю: «Не думай, что эти великие тайны полностью известны до конца одному из нас. Это не так. Но время от времени нам дают возможность взглянуть на истину. И тогда нам кажется — вот день! Но после этого скрывают ее природа и обычный порядок вещей так, что мы вновь окажемся в ночной тьме, близко к тому, где были вначале. Мы подобны человеку, который находится в кромешной темноте ночи и время от времени видит все вокруг в свете молнии.

Есть такие, для кого молнии сияют раз за разом с небольшим промежутком, так что он как будто постоянно находится на свету, и ночь для него подобна дню. Такова ступень величайшего из пророков, которому сказано: “А ты здесь стой со Мной”. А для других промежуток между молниями велик, и такова ступень большинства пророков.

Есть и такие, кто не достигнет той ступени, чтобы осветили ему тьму молнией… И даже тот слабый свет, который взойдет над ним — не постоянен: он появляется и исчезает, подобно пыланию вращающегося меча».

Понятно, что два эти барьера (херувимы и пылание меча) связаны друг с другом. Эмоциональный механизм человека, усиливающийся воображением, препятствует сосредоточению мысли на духовном. А прерывание духовных мыслей на полуслове усиливает тьму материальности и силы воображения. «…Постижение, абстрагированное от материальности, очень трудно дается человеку… Особенно тому, кто не разделяет между тем, что постигается разумом, и воображаемым, и в основном полагается на постижение воображением. А то, чего нельзя вообразить, для него не может существовать. Такие люди никогда не смогут познать что-либо в истинном смысле» (Рамбам, Путеводитель).

 

Заповедь вешать мезузы дана в Торе дважды: «Напишешь их (слова Торы, входящие в текст свитка мезузы) на дверных косяках твоего дома и на твоих воротах». Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 11. Законы мезузы

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Искусство святого письма

Журнал «Мир Торы»

Арье Зильберштейн родился в 1973 году в Днепропетровске. В 1990 году, окончив среднюю школу, приехал в Израиль, поступил учиться в ешиву «Швут Ами». Искусству софрута учился на специальных курсах у рава М. Ханина, организованных при ешиве «Швут Ами». Отслужил в израильской армии в качестве софера. (Арье Зильберштейн был единственным софером срочной службы в истории израильской армии). В 1997 году женился. С 1999 по 2001 преподавал в Минском отделении еврейской религиозной организации «Эш а-Тора». После этого работал в преподавателем в Московском колеле «Тора миЦион». В 2006 году по его инициативе в Москве открылся «Сойфер Центр», который он возглавил. Сейчас Арье Зильберштейн продолжает руководить работой этого центра, а также является координатором религиозных программ в Конгрессе еврейских религиозных организаций и объединений в России.

Мезуза на косяках сердца

Арье Лев,
из цикла «Еврейские притчи»

Каждый день, произнося молитву «Шма, Исраэль…», мы читаем в первой ее части о заповеди установления мезузы на косяках дверей дома

Это Б-г мой 19. Одежда и жилище

Герман Вук,
из цикла «Это Б-г мой»

В разные эпохи и в разных странах у евреев были приняты — и сейчас приняты — различные типы головных уборов.