Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кастрюля, за которую отвечают двое, не нагреется и не остынет.»Вавилонский Талмуд, Эрувин 3а
. Во всех жертвоприношениях есть частные искупления — порождения недостатка, греха в мироздании. Жертвоприношение новомесячья является искуплением за корень этих недостатков, как объясняется здесь.

Искупление за уменьшение луны

«Увидел, что она не успокоилась. Сказал Всевышний: Принесите за Меня искупление, за то, что Я уменьшил луну». Она не успокоилась, поскольку в основе ее уменьшения заложена концепция недостатка — греха в мироздании. Это недостаток в обитателях нижних миров, из которого развилось зло в мироздании. Но ведь когда она была на уровне высших миров, там нет никакого недостатка вообще. Как было объяснено по поводу разделения высших и нижних.

«Сказал Всевышний: Принесите за Меня искупление, за то, что Я уменьшил луну». «Искупление — очищение, вытирание и убирание» (Раши). «Этими тремя вещами устраняется грех» (Маараль). Объяснение: раскрытие цели создания зла само по себе устраняет недостаток, связанный с его созданием. Ведь после того, как раскрылась цель его посланничества, что невозможно без его сотворения, его недостаток восполнен: «таково должно быть мироздание — вначале тьма, а затем свет». В этом смысл слов: «Сказал Всевышний: Принесите за меня искупление, поскольку Я уменьшил луну». Творец как бы говорит, что все было от Него, что Он сотворил так злое начало, чтобы было преуменьшение луны (луна символизирует Малхут)» (раби Цадок аКоэн)

Сотворение недостатка — греха, — оно «за Меня», ради раскрытия единства Творца. Ведь без сотворения недостатка в бытии такое раскрытие невозможно. Таков замысел в создании мира: «он заключается в том, что Эманирующий пожелал раскрыть Свое единство, показать, что “Я первый и Я последний”, и, в конце концов, всякое проклятие превратится в благословение и всякое зло вернется к добру» (Рамхаль). Цель сотворения системы зла во всех его составляющих — показать, что оно не происходит от другой власти, могущей противостоять Творцу, но в конце станет, несомненно, добром. И тогда станет очевидным, что не существует другой власти, кроме Него» (Рамхаль).

Искупление через жертвоприношение в новомесячье

Тайна жертвоприношения — приблизить, возвратить и вернуть все части мироздания к их корню, к Единому. В служении жертвоприношений заложена цель раскрытия единства: «Воистину, есть в жертвоприношениях скрытая тайна, а намек на нее содержится в словах наших учителей. “Сказал Шимон бен Азай: Иди и смотри, что написано в главе о жертвоприношениях! Не сказано в них ни Бог, ни Всемогущий, ни Воинств, но только особенное Имя (Авайе), — чтобы не дать зацепки врагу”» (Рамбан). В этом же и смысл слов мудрецов (Санедрин 60): «Все служения — только для особенного Имени» — «чтобы не дать зацепку тем, кто говорит: “Есть много властей”» (Раши).

«Посредством служения видно, что Всевышний один, и нет никого, кроме Него. Это также указывает на то, что Он абсолютно совершенен и никакой недостаток не может к Нему относиться» (Маараль). Во всех жертвоприношениях есть частные искупления — порождения недостатка, греха в мироздании. Жертвоприношение новомесячья является искуплением за корень этих недостатков, как объясняется здесь.

*

«Об этом говорится в стихе: “Жертва за грех — для Господа”, то есть жертвоприношение есть устранение недостатка, присутствующего в мире, а именно, отсутствия света из-за уменьшения луны. Это происходит в начале месяца, когда луна наименьшая, и со стороны этой малости есть у луны поднятие, и потому грех устраняется, поскольку грех есть отсутствие, как при уменьшении луны… И когда Тора сказала принести в новомесячье жертву за грех — и в этом состоит приобщение к вышним, — тем самым устраняется грех, который состоит в отдалении от Творца. И тогда происходит полное приближение к Всевышнему, и само приближение является устранением отсутствия» (Маараль).

Приближение к Творцу происходит именно тогда, когда недостаток луны максимален. Здесь имеет место раскрытие того, что принимающий — у которого нет ничего от себя — есть конечная цель всех сотворенных. Хотя в праведнике — совершенном человеке — есть два аспекта: мужской и женский, влияние на других и получение от Творца. В явном смысле, в нашем мире, лик влияния главенствует. Но цель творения — раскрытие единства Творца, все мироздание должно вернуться к своему корню. «В этом и заключается тайна жертвоприношений, — возвращение следствия к своей Причине посредством жертвы…» В данном смысле аспект принятия является главным. Раскрытие единства Творца произойдет, когда все мироздание предстанет подобно той невесте — у которой нет ничего от себя, и она страстно стремится к своему Другу. И это — совершенное единство.

Грех луны — выражение и корень грехов реальности

В данном «грехе» — недостатке, состоящем в неаннулировании себя получающим по отношению к влияющему, заложены все недостатки и испорченности в высших сочетаниях бытия. Объясним вкратце некоторые из них.

Хохма (Мудрость) и Бина (Понимание) — учитель и ученик. Хохма — то, что человек слышит от других и учится. Бина — понимает самостоятельно, исходя из того, что выучил. Бина есть инструмент для восприятия Хохмы. В этом заключается совершенство ученика: полностью обратиться к получению мудрости учителя, не теряя ни капли. Если же ученик не поставит себя таким образом, не преуменьшит себя по сравнению с учителем, он нарушает само святое сочетание Хохмы и Бины.

Мозг и сердце: мир мозга — Хохма, Бина и Даат — воздействует на мир качеств, чувств в сердце. Это система духа (Руах), там находятся эмоции, такие как любовь и страх, после того как постигли правильным познанием существующую реальности. Когда эмоциональная структура не получает воздействия от разума и не подчиняется ему, то вся форма человека разлагается.

В этом осознании — «нет у меня ничего от себя» — укоренен весь столп молитвенного служения. Любое расшатывание этого осознания подрывает основу данного столпа.

Мужское и женское начала: вся система ступенчатого развития миров построена таким образом, что верхний дает существование нижнему. «Миры идут по порядку ступенчатого развития. Более высокий мир является душой, жизненной силой, и существованием, и светом мира, который под ним» (Нефеш аХаим). Миры построены по порядку влияющего и получающего влияние, неба и земли. Пример этого мы видим в нашем мире, в материальных небе и земле.

Письменная Тора и Устная Тора: «Известно, что Письменная и Устная Тора относятся к мужскому и женскому началам, — ведь Устная Тора получает от Письменной» (р.Цадок аКоэн). Ведь Устная Тора есть постижение получателей в Письменной Торе. «Поэтому Йеошуа уподоблен луне, — ведь он олицетворяет Устную Тору, получающую от Письменной, уподобленной солнцу». («Лицо Моше — как солнце, лицо Йеошуа — как луна»).

«Грех луны», будучи корнем греха человека, влечет разделение между Устной и Письменной Торой. В эссе «Помни и храни» мы обсудим эти вопросы и увидим, каким образом суббота является исправлением всех этих недостатков.

 

Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?