Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Луна намекает на Собрание Израиля, которое получает свой свет от Солнца, и она наполняется и уменьшается каждый месяц

Умиротворение луны

«Сказал ей: Иди и уменьши себя» — это взгляд истины, который восходит над кротким, тем, кто уменьшает себя и аннулирует собственную волю по отношению к Творцу. Уменьшение своего «я» позволяет созданию постигать вещи в их истинном свете — со стороны Всевышнего. Но ведь в данном контексте нет разницы между великим и малым. В этом заключается цель и исправление задачи луны в этом вопросе — научить нас. И как уже объяснялось, «грехи» мироздания — это корень возможности грехов человека, а также путей их исправления.

«Сказала перед Ним: Властелин мира, из-за того, что я сказала пред Тобой достойную вещь, я уменьшу себя?!» — ведь этим уменьшением она потеряла свой уровень, перестала быть влияющим… А именно влияющий более совершенен и близок к уровню высших, а она стала относиться к категории получающего воздействие свыше, стала зависимой от солнца. Несомненно, это принижение, — ведь во всех мирах дающий воздействие — более высок по своему уровню.

«Сказал ей: Иди и властвуй днем и ночью» — есть в твоем уменьшении некоторое преимущество, поскольку тогда нет противоречия между двумя царствами: уменьшение дает возможность исполнять служение — цель каждого создания — в любое время. «Луна бывает видна и днем, поскольку тут нет спора между царями. К примеру, министр находится с царем в одном месте, но царь с царем не находятся в одном месте, чтобы не пользовались одной короной; министр же может быть с царем в одном месте». С этой точки зрения — «тот, кто мал, — велик» (Зоар).

«Сказала ему: Свеча в полдень, чем помогает?» — нет видимой пользы от этого служения с точки зрения сотворенных существ. Наоборот, видно, что источник света, воздействия, — это солнце.

«Сказал ей: Иди и тобой будут отсчитывать, иди и будут праведники называться твоим именем…» — здесь Творец открыл ей, что ее царство заключается в сопричастности к нижним, в управлении отделенными: «Поскольку она в особенности называется царем нижнего мира. И как отсчитывают для царя, так отсчитывают в мире, и считают по луне. Важность ее царства — бытность ее корнем для служения обитателей нижнего мира, служения праведников. Сейчас мы объясним эти категории.

Праведник уподоблен луне

“Человек не находится постоянно в одном и том же состоянии, у него все время есть духовные подъемы и спуски… И в этом суть того, что устроил Всевышний в мироздании уменьшение луны, — ведь известно, что солнце и луна намекают на Всевышнего и Его Шехину. Луна также намекает на Собрание Израиля, которое получает свой свет от Солнца, и она наполняется и уменьшается каждый месяц…” (раби Цадок аКоэн).

Уменьшение и наполнение и снова уменьшение… Этот процесс — тайна совершенства человека. Маараль объясняет, что имя “Адам” происходит от слова адама, земля, поскольку он полностью подобен земле… “Ибо земля взращивает и реализует растения и деревья, она потенциальна, и все выходит из нее в реальность. Так и человек: его свойство — содержать потенциал и реализовывать свое совершенство. Все другие объекты вселенной не таковы, они не содержат потенциала и не реализуются, ибо все, что должно быть в них, находится в них сразу же после творения”. Даже когда человек достиг определенного совершенства, ему следует воспринимать данную свою ступень как потенциальную, по сравнению с совершенством, которое ждет его в будущем.

Здесь и заложена суть дела: стремление к совершенству, проистекающее из желания “я” самореализоваться, происходит из желания быть совершенным и наполненным самому по себе. Достичь той вершины, где человек сможет видеть себя как совершенного (подобно солнцу, которое всегда полное). С другой стороны, луна показывает нам, что такое служение праведника, который служит Творцу ради Него. Его стремление — стать совершенным в своем недостатке, другими словами — как можно сильнее почувствовать свой недостаток, свое несовершенство, и восполнить его силой Творца. В уменьшении себя — восприятии недостатка и низменности — заложена тайна наполнения, ибо только таким образом праведник сможет получить изобилие наполнения от Творца. Ведь не наполнения жаждут праведники, а самой по себе связи с источником — обращение к Творцу и есть их максимальное стремление. Совершенствование имеет ценность постольку, поскольку оно приводит к цели: прилеплению к Творцу. Восприятие себя недостающим, у которого нет ничего от себя, порождает новый процесс реализации, и так бесконечно.

А стремление злодея — быть совершенным самому по себе, в силу себя, и потому народы мира отсчитывают календарь от солнца, которое всегда совершенно, без недостатка: “Страстное желание народов мира — чтобы было у них все, что они хотят, чтобы не нужно было даже разговаривать с Всевышним. Но страстное желание сынов Израиля — нуждаться во Всевышнем, чтобы Он восполнял их, и они вообще не желают совершенства без Всевышнего. В этом суть луны, весь свет которой — от солнца, и есть в ней недостаток и восполнение, когда ее свет достигает земли” (р.Цадок аКоэн).

Собрание Израиля — народ Твой все праведники — отсчитывают по луне.

*

Известно, что первой заповедью, которую получили евреи, стала “этот месяц для вас — начало месяцев”, поскольку она — врата для служения через заповеди. Это категория служения, которую Собрание Израиля учит от луны. Здесь заложен вопрос обновления — основы служения Израиля. Обновление в служении, это преодоление “царя старого и глупого” — привычки и устаревания. Святое служение тех, кто считает календарь по луне, происходит из исконного и постоянно обновляемого пробуждения страсти. Поэтому любовь Всевышнего направлена на Собрание Израиля, которое подобно женщине, каждый месяц обновляющейся для своего мужа — чтобы он больше любил ее. Это подобно луне, обновляющейся каждый месяц. Поэтому месяц называется ходеш (от слова хадаш — новый), — ведь каждый раз имеет место обновление и не устаревает она, поскольку исчезает посередине. А обновление после исчезновения — это нечто новое, чего не было ранее» (р.Цадок аКоэн). Здесь заложена возможность открытий в Устной Торе, которые отличают Собрание Израиля. Это будет объясняться в эссе «Помни и храни».

 

Роковые события в конце XIX — XX вв. привели к разрушению традиционного уклада еврейской жизни, массовому отходу от Торы и, как следствие, к стремительной ассимиляции сотен тысяч евреев. Но в наше время и в израильском обществе, и в странах диаспоры начало нарастать движение тшувы, которое быстро приобрело массовый характер. С распадом СССР тшува захватила и русскоязычных евреев. Читать дальше

Наивность хороших людей

Журнал «Мир Торы»

Еврейская традиция включает в себя не только знание различных еврейских книг, правильное понимание и выполнение законов, в них записанных, но и принадлежность к еврейской общине

Два хасида и гуру

Переводчик Виктория Ходосевич

В душе каждого еврея живет пинтэле йид, особая искра, которая никогда не гаснет. Как бы далеко ни отошел еврей, сбившийся с пути, как бы громко ни отвергал свое еврейство, как бы ни отворачивался со стыдом от своей еврейской души — пинтэле йид всегда жива и готова вновь стать огнем. Но у каждого еврея есть и «помощники», которые изо всех сил стараются этому помешать. Иногда это страх, иногда — эгоизм, иногда — самодовольство.

Тьма перед рассветом 7. Раби Акива

Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»

Катастрофа и возвышение через страдание

Вечность Торы

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Отрывок из книги «Пламя не спалит тебя»

Религиозная светскость

Журнал «Мир Торы»

Ни Земля Израиля, ни язык, ни общие беды — ничто на свете не способно объединить евреев всего мира в единый народ, кроме Торы. Все остальное в еврейской истории проистекает из того, что сообщает еврею Тора, и без Торы сразу теряет очевидность. Еврей, который не живет по Торе, является евреем лишь потенциально.

Директор цирка

Даниэль Шевелевич

Борух-Айзик Соловьев выбрал для себя нетипичную специальность. Он хотел стать не инженером, не врачом, не адвокатом... а циркачом. Полная событиями биография еврея, ставшего директором Московского цирка.

Новогодний оливье и немного нежно

Браха Губерман

Пока я восстанавливала придушенные новостью основные инстинкты, мой редактор неспешно рассказывал о том, что 1 января назвал новогодним днем римский император Юлий Цезарь. Это по его высочайшему повелению январю дали имя двуликого римского бога Януса.

Пламя не спалит тебя. Эрец-Исраэль в ожидании своего народа - заключение

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»

Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера