Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Со стороны созданий, взгляда «я», существует собственная категория, у каждого — в соответствии с его уровнем

«Раби Шимон бен Пази указывает на противоречие. Написано: “И сделал Бог два светила великие”, и написано: “Светило великое и светило малое”. Сказала Луна перед Всевышним: Властелин мира, невозможно двум царям пользоваться одной короной. Сказал ей: Иди и уменьши себя. Сказала перед Ним: Властелин мира, из-за того, что я сказала пред Тобой достойную вещь, я уменьшу себя?! Сказал ей: Иди и властвуй днем и ночью. Сказала Ему: Что в этом особенного, свеча в полдень, чем помогает? Сказал ей: По тебе будет отсчитывать Израиль дни и годы… Праведники будут называться по тебе: Яаков Малый, Шмуэль Малый, Давид Малый… Увидел, что она не удовлетворена этим, сказал Всевышний: Принесите искупление за то, что Я уменьшил Луну. Об этом сказал раби Шимон Бен Лакиш: В чем отличие жертвоприношения козла в Новомесячье, что о нем сказано: “…для Господа”? Сказал Всевышний: Этот козел будет Моим искуплением за то, что Я уменьшил Луну» (Хулин 60).

Данная тема связана с высочайшими тайнами, а мы не занимаемся скрытой частью Торы. Но Мудрецы объясняют нам концепции, которые можно постичь на простом уровне и на уровне толкования, с одной целью: чтобы мы могли выучить нечто новое для себя в верованиях и обязанностях сердец. Этим мы и займемся, насколько возможно для нас, в контексте субботы. Маараль подробно объясняет тему «уменьшения Луны» в нескольких местах. Постараемся начерпать из этого кладезя живой воды.

Вторичность — корень греха, недостаток луны

Выше объяснялось, что корень греха — недостатка в мироздании, это вторичность: «И сделал Господь два светила великие… светило малое… Из-за того, что зашел во владения другого, понес ущерб. Встала луна и сказала: Почему Ты сотворил Свой мир буквой бет? Есть два мира… свет и тьма — свет больше… вода и огонь — огонь больше… небо и земля — небо больше… солнце и луна — один из них должен быть больше второго. Сказал ей Всевышний: Поскольку ты ябедничала и говорила только про себя, иди и уменьши себя» (Берешит раба).

Обвинение, идущее от вторичности, — оно со стороны восприятия сотворенных существ, а не со стороны самой сущности. «Несомненно, со стороны сотворения их Всевышним они (солнце и луна) находятся на одной ступени, ибо со стороны того, что они сотворены Всевышним, правильно, чтобы они были одинаковы, поскольку ни один из них не обладает царством со стороны творения, ведь они сотворены Им. Ибо со стороны творения и реализации они не цари, поскольку они есть результат действий Всевышнего и сотворены равными. Но с их собственной стороны приходит обвинение, что недостойно чтобы два царя пользовались одной короной» (Маараль).

Теперь объясним сказанное. Со стороны созданий, взгляда «я», существует собственная категория, у каждого — в соответствии с его уровнем. С этой точки зрения, существование вторичности — недостаток. «Именно луна обвиняла, а не солнце, и это потому, что даже если они равны, солнце сотворено первым. Ибо в любой вторичности не бывает, чтобы один из них не был первым. И тем, что он первый, он единственный, и два царя не пользуются одной короной». Солнце сотворено первым, а луна — второй, и отсюда — спор за царскую корону в мироздании. Понятно, что в корне творения луны заложена данная концепция: ее соприкосновение с обитателями нижнего мира [как это впоследствии и произошло]. Ибо именно в этом суть ее царства. Концепция же солнца, первого создания, — соприкосновение с Небом, источником влияния. Отсюда корень обвинения.

Со стороны Всевышнего, с истинной точки зрения, все создания равны, поскольку у них одна задача: раскрытие славы царства Творца в мироздании. Со стороны Всевышнего нет разницы между более высоким и низким созданием, между источником влияния и получателем влияния. Бог в одинаковой мере «принижает» Свой взгляд на небо и на землю. Более того, не нужно забывать, что цель творения — Божественное присутствие в нижних мирах, — раскрытие единства и царства Творца в нижнем мире действия. Все ступенчатое развитие миров происходит ради этой цели. Если так, то, несмотря на то, что более высокий из двух миров — более важный, поскольку он дает душу нижнему, со стороны цели творения все наоборот, — ведь нижний мир является целью всего и исправлением нижнего мира исправляются все миры — это совершенство мироздания. Таким образом, со стороны Всевышнего, и начало, и цель — все равны… Поймите это как следует.

 

О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»