Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Горе тому, кто облечён властью, ведь она хоронит тех, кто ею обладает»Вавилонский Талмуд, Псахим 87 б
Счастлив человек, боящийся всегда, а ожесточающий свое сердце падет во зло. Что означает «ожесточать свое сердце»?

«Вступить в союз с Г-сподом, Б-гом твоим, и в договор проклятия, который Г-сподь, Б-г твой, заключает с тобой сегодня…»[1]

Как было бы хорошо, если бы у нас в памяти навечно сохранялись все наши постижения! Ведь мудрость человека в первую очередь состоит в том, чтобы никогда не забывать о своем неотвратимом уходе из жизни в нижнем мире. И если ему это удается, значит его разум «властвует в его доме», поскольку сила мышления проявляется именно в том, чтобы приблизить далекое и увидеть будущее как настоящее. Этого может достичь только тот, кто проник в тайны мудрости, реализовав возможности своей постигающей души, ощутил наслаждение, даруемое пониманием и знанием, увидел и осознал различие между временным и вечным — сиюминутным удовольствием, омраченным бесчисленными огорчениями, и безграничным непрерывным и чистейшим наслаждением без всякой примеси печали. Поняв это, человек перестает искать удовлетворение своим животным страстям и угождать отвратительным чертам характера — и тогда укрепляется его мышление и реализуются все его возможности. Он приближает будущее к настоящему, и перед его глазами возникает сокрушающая сердце картина его ухода из жизни. Это глубоко воспринимается чувствами, исчезает влечение ко всем приниженным удовольствиям, но страдание от них останется на невероятно долгое время — и кто сможет вынести его? В этом — истинная мудрость, и обладающий ею заслуживает права называться мудрецом. Задумайся над всем этим, ибо сказанное нами предельно лаконично по форме, но необычайно емко по сути. Поэтому Всевышний заключил с нами Завет: «Вы предстали сегодня все перед Г-сподом, Б-гом вашим… Вступить в союз с Г-сподом, Б-гом твоим, и в договор проклятия, который Г-сподь, Б-г твой, заключает с тобой сегодня… Чтобы стать тебе сегодня Ему народом, а Он будет тебе Б-гом, как Он изрек тебе и как поклялся твоим отцам — Аврааму, Ицхаку и Яакову. И не только с вами одними Я заключаю этот союз и договор проклятия, но с теми, кто здесь с нами стоит сегодня перед Г-сподом, вашим Б-гом, и с теми, кого здесь нет с нами сегодня»[2]. И совершенно ясно, что в той же мере, в какой мы обязаны вступить в «союз с Г-сподом», нам необходимо принять и «договор проклятия», что означает — задуматься над ним и понять его суть, ибо благословенный Б-г не желает подвергать Своих сыновей беспричинному страданию. Он хочет, чтобы мы осознали необходимость принятия Завета, показывает, что нарушение Торы, упаси Б-г, неминуемо ведет к несчастью. И благодаря этому Его сыновья задумаются о том, что следует собрать все силы для соблюдения Торы, и в этом цель «договора проклятия».

И вот, о человеке, который не готов к размышлениям о своей кончине и не принимает на себя «договор проклятия», сказано в Торе: «И будет: услышав слова этого договора проклятия, он благословит себя в сердце своем, говоря: мир будет мне, когда зловолию сердца своего я буду следовать, и пропадет сытый (совершающий непреднамеренный грех) с голодным (охваченным низменными страстями)»[3]. Рамбан объясняет, что слова «мир будет мне» означают, что человек не принимает на себя проклятий, и тогда «Не благоволит Г-сподь простить ему, но возгорится гнев Г-спода и ревность Его к этому человеку…»[4] Посмотри и задумайся над тем, что сказано дальше в этом стихе Торы: «и падет на него все проклятие, записанное в этой книге, и сотрет Г-сподь его имя из-под Небес»[5]. «Падет» — означает, что проклятие совьет в нем для себя гнездо и поселится там, поскольку он не желает тревожить свое упрямое сердце, а вместо этого обнадеживает себя словами «мир будет мне», чтобы продолжать грешить в полном спокойствии духа. И вот, тем самым он отказывается от Б-жественной Торы и от лекарства, которое Творец даровал людям. Он в самом прямом смысле «сбрасывает с себя царство Небес», и тогда «возгорится гнев.., и падет на него все проклятие…»[6], и ляжет на нем тяжким бременем. Каждый, кто привык внимательно анализировать события, происходящие в его жизни, осознает, что если он не научиться их правильному восприятию, горько будет сокрушаться его душа после смерти, как разъяснено выше. Речь идет о человеке, который говорит: «мир будет мне». Мысли, высказанные нами в связи с этим комментарием Рамбана, вызывают трепет, но мне будет тяжело изложить их письменно. Однако достаточно понять, что говорящий: «мир будет мне…» не способен постичь, сколь тяжким и горьким станет его будущее после смерти, и продолжает грешить в полном спокойствии духа. Тора свидетельствует, что он, упаси Б-г, едва только отойдет от одного зла, непременно вовлечется в другое. Об этом говорит Рамбан в своем комментарии на стих Торы: «пропадет сытый (совершающий непреднамеренный грех) с голодным (охваченным низменными страстями)»[7]. И его грех, который, упаси Б-г, «тяжелее, чем можно снести»[8], всецело охватывает его и довлеет над ним каждый миг его жизни. Таким образом, становится полностью очевидна обязанность размышлять о предназначении человека — Б-жественного творения, что учит мудрости и помогает обретению блага.

И пусть ищущий послаблений в соблюдении заповедей Торы не заблуждается: «Я не говорю: “мир будет мне…”, а всего лишь не испытываю желания размышлять над тем, что случится со мной в Грядущем». Это — совершенно неубедительное оправдание, как мы еще подробно разъясним[9].

И вот, Тора прямо говорит, что вступить в союз и договор проклятия должны были и те, «кого здесь нет с нами сегодня»[10], то есть все последующие поколения. Смысл этого проклятия тот же, что и в повествовании о завершении сотворения мира: «“И вот, очень хорошо…”[11] — это день смерти»[12], необходимой для смирения души. Значит те, «кого здесь нет с нами сегодня», — это люди, не ощутившие своего присутствия при провозглашении левитами проклятий в час, когда Всевышний послал через Моше Б-жественные увещевания. Останется ли в их душах такой же след, как у тех, кто слышал эти слова прямо из уст Моше рабейну и от левитов в собрании всей Общины Израиля? Могут ли они вступить в «договор проклятия»? Ответ на этот вопрос однозначен: это станет возможно, только если они подготовят себя к обретению мудрости, научатся прозревать завершение каждого явления из его начала. А потому тот, кто не принимает средства исцеления, предписанного Всевышним, тем самым, упаси Б-г, заявляет: «Я не хочу Твоей Торы и Твоего лекарства»! Поэтому «Есть ли такой мудрец, который понял бы это, и с кем говорил бы Г-сподь, пусть объяснит он, за что погибла земля, выжжена как пустыня, и никто не проходит по ней»[13]. Но если он примет лекарство, предуготованное Всевышним, и начнет задумываться о том, что случится с ним в будущем, то «и раскается, и будет ему исцеление»[14]. Амен! Да исполнится воля Небес, чтобы мы удостоились заключить с Г-сподом Союз и вступить в договор проклятия, и будет нам излечение и вечное благо, дабы исполнять Тору согласно Б-жественной воле!

И вот, сегодня меня посетила еще одна связанная с этим мысль. В книге Царей мы находим повествование о царе Йошияу: «И было, когда услышал царь слова этой книги Торы, то разорвал он одежды свои…»[15] И сказал ему Б-г: «Поскольку смягчилось сердце твое и ты смирился перед Г-сподом.., и разорвал одежды свои.., — не увидят твои глаза всего бедствия, которое Я наведу на это место (разрушение Б-жественного Храма в Иерусалиме)»[16]. Из этого мы узнаем нечто чрезвычайно важное. Нам кажется, что гордыня может проявляться только в нашем отношении к людям, но не к Б-гу; из этого же ясно видно, что тот, кто не смиряет свое сердце перед Всевышним, тем самым, упаси Б-г, проявляет перед Ним высокомерие. Теперь мы понимаем то, о чем не задумывались прежде в отношении порока тщеславия, упаси Б-г, перед вознесенным Творцом. Если человека не впечатляют и не страшат наказания, о которых говорит Тора, — это знак, что он не смирился и, упаси Б-г, продолжает оставаться высокомерным перед лицом Всевышнего.

И еще сказано: «Счастлив человек, боящийся всегда, а ожесточающий свое сердце падет во зло»[17]. Но что в точности означает «ожесточать свое сердце»? Здесь это объяснено: «Поскольку смягчилось твое сердце.., и ты плакал передо Мной…»[18] Если человек разрывает свои одежды и плачет, охваченный возвышенным трепетом, то смягчается его сердце. А противоположностью ему является тот, кто не испытывает трепета, и чье сердце не тает, как воск, от страха перед наказаниями, — это свидетельствует об ожесточении его сердца. А потому пусть растает сердце человека и вострепещет в его груди, чтобы он, упаси Б-г, не оказался среди тех, кто «с ожесточенным сердцем падет во зло». Ведь сердце теряет свою чувствительность из-за того, что человек не старается его смягчить! Увы! Увы! Сказанное здесь способно совершить переворот в душе человека, направить ее из одной крайности в другую, побудить задуматься о смерти, спасаться, подобно оленю, от расставленной перед ним сети и искать наивысшего наслаждения для своей души. Эти размышления должны побудить к раскаянию. И самое необходимое — научиться ясно мыслить.

Мой дорогой сын был потрясен этими рассуждениями и сразу же написал мне, что будет размышлять над ними с предельным вниманием, как поступает всегда, когда намеревается обдумать и прочно укоренить в своем сердце новые для него идеи. И я благодарю за это Б-га, ибо в этом и состоит успех человека.


[1] Дварим 29:11.

[2] Дварим 29: 9-14.

[3] Дварим 29:18.

[4] Дварим 29:19.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] Дварим 29:18.

[8] Берешит 4:13.

[9] См. гл. 67 этой книги.

[10] Дварим 29:14.

[11] Берешит 1:31.

[12] Берешит Рабба 9:5.

[13] Ирмеягу 9:11.

[14] Йешаягу 6:10.

[15] Цари (II) 22:11.

[16] Цари (II) 22:19.

[17] Мишлей 28:14.

[18] Цари (II) 22:19.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию

 

 

«Выход за пределы буквы закона» — что в это понятие вкладывается и как оно применяется в жизненной практике? Ведь Тора, казалось бы, призывает к строгому соблюдению всех включенных в нее законов и дает определенный «эталон» поведения, к которому следует стремиться каждому еврею. Читать дальше

Даат Твунот 12. Пути правления правосудия и любви

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»

Зло не является постоянной материей. После прихода Машиаха оно исчезнет. Но пока что наша цель — противостоять злу при помощи добрых дел.

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Б-жественное Провидение.

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ

Из очерка "Основы".

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Врата Воздаяния. Страдания народа Израиля в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?

Заповеди, связанные с запретом насилия и свободой человека

Рав Арье Кармель

Запреты насилия, причинения ущерба, ограничения свободы и вторжения в частную жизнь. Когда люди, забывая, что они созданы по подобию Б-га, наносят друг другу физический или моральный ущерб, они тем самым нарушают принцип Торы — принцип справедливости. Оскорбить человека, лишить его уважения к самому себе — это, согласно Торе, тяжкое преступление.