Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Горе тому, кто облечён властью, ведь она хоронит тех, кто ею обладает»Вавилонский Талмуд, Псахим 87 б
Два аспекта знания: Бесконечный (Эйн Соф) наполняет все миры, второе — Бесконечный окружает все миры.

«Этой ступени в совершенстве еще не удостоился ни один человек, кроме Адама. С момента греха Адама и до прихода истинного Избавителя не удостоится ее ни один человек на земле» (Нефеш аХаим). В этих словах раби Хаим из Воложина открывает нам вершину айсберга в постижении уровня Адама до греха. Это имеет прямое отношение к нашей теме, как мы объясним:

«Эта ступень» — это максимальное постижение ИмениАвайе, возможное для сотворенного существа, — совершенное восприятие концепции «Всевышний наполняет все миры». Данной теме, внушающей благоговейный трепет, Нефеш аХаим посвятил третью часть своей книги. Здесь мы приведем только краткие тезисы.

Есть два аспекта знания. Первое — что Бесконечный (Эйн Соф) наполняет все миры, а второе — что Бесконечный окружает все миры. Первый аспект — это взгляд «с Его стороны», другими словами, «даже после творения мира и актуализации всех миров и трансцендентных существ во всех их множественных деталях, нет никакого изменения, обновления или преграды из-за них в сущности Его простого единства. Он такой же и сейчас, каким был до сотворения мира, когда все было заполнено сущностью Бесконечного, включая то место, где сейчас находятся миры». Второй аспект — взгляд «с нашей стороны»: «Всевышний как бы ограничил Свою славу, чтобы могла существовать реальность миров, сил и созданий, созданных вновь, в различных категориях и разделенных аспектах, в разных местах — святых и чистых и, наоборот, загрязненных и нечистых; и это аспект “с нашей стороны”. Мы воспринимаем органами чувств только их существование, в таком виде, как они видимы». Первый аспект мы не имеем права исследовать и размышлять о нем, то только лишь «подступить и немедленно отойти назад», дабы зажечь сердце трепетом перед возвышенностью Всевышнего.

Эти два аспекта раскрываются в двух именах — Авайе и Элоким. «Разница между этими двумя именами — в том, что имя Элоким употребляется также по отношению к какой-либо частной силе, проистекающей от Всевышнего, а имя Авайе относится к источнику всех сил, происходящих от Него». «И как сказали мудрецы в Берешит раба, после завершения всего творения мира употребляется полное имя [АвайеЭлоким] по отношению к полному миру. Ведь имя Авайе — это источник, в котором все. И во время творения в каждом речении из Источника всего выходила сила или несколько частных сил, чтобы дать существование данному объекту. Поэтому во всем рассказе Торы о творении упоминается только имя Элоким» (Нефеш аХаим).

«Но сущностное имя Авайе указывает на категорию и аспект, как они “выглядят” с Его стороны, в соответствии со сказанным выше. [И хотя также и имя Авайе называется так со стороны Его соединения по Собственной воле с мирами, ибо на Сущность Единого Бесконечного вне Его связи с мирами не указывает никакое имя даже намеком. Тем не менее, миры аннулированы и ничтожны относительно Него со стороны этого почитаемого Имени. И оно отражает нечто подобное аспекту “с Его стороны”]. Поэтому имя Авайе называется сущностным и особым именем».

«Таков смысл стиха: “И познаешь сегодня, и положишь на сердце свое, что Авайе (Господь) есть Элоким (Бог)”… Со стороны нашего постижения, Он называется именем Элоким. А с “Его стороны” называется в аспекте имени Авайе. Но на самом деле все одно, и Авайе есть Элоким».

Данное постижение было совершенным у Адама, и в связи с ним он получил заповедь «обрабатывать его (Сад Эдена) и охранять его», повелительную и запретительную заповеди, которые являются корнем всех повелительных и запретительных заповедей. «Обрабатывать» — прилепляться к этой ступени и подниматься по ней, вплоть до отрицания и аннулирования собственной реальности — и реальности всего существующего в мироздании — по отношению к реальности Всевышнего. «И охранять» — не исследовать человеческой мудростью данные аспекты и корни отделенных сущностей — «плодов». Если бы он выдержал это испытание, то возвратил бы себя и все мироздание к Всевышнему, прилепился абсолютным образом к эманации Его святости. Поразмыслите над всем этим хорошенько.

*

Имя Авайе, «источник всех имен, поскольку все они эманируются из него» — относится к аспекту «древа», а имя Элоким — к аспекту «плода», который ступенчато развивается из него. Всякий промах в вере и убеждениях, еретические воззрения и идолопоклонство заключают в себе отделение природы — корень которой в имени Элоким — от своего источника, имени Авайе. Тем самым наносится урон раскрытию Царства и господства Всевышнего.

Древо Жизни — это Тора, это раскрытие имени Авайе и остальных имен, эманируемых от него. В Древе Познания добра и зла заложено испытание — возможность отделения природы от ее Творца. Понятно, что корень обоих деревьев — один, человек согрешил, съев плод и отделив его от дерева: «Написано об Адаме: И дала также своему мужу с ней, и он ел. Слово “и он ел” рассказывает о его грехе в действии и в мысли: в действии, что он отделил плод от дерева и съел его, нарушая предостережение: “…ибо в день, когда съешь его, смертью умрешь”. Согрешил в мысли, что оторвал и сделал из ветви самостоятельное дерево. Таким образом, он испортил и уничтожил как материальные, так и мыслительный аспекты. Таким образом, слово “и поел” включает в себя порчу как в низких материях, так и в возвышенных…» (рабейну Бехайе).

*

«Сказал раби Элазар: Адам был ростом от земли до небосвода, как сказано: “От дня, когда сотворил Бог человека на земле”» (Хагига 12). Смысл этого высказывания: постижение его разума и уровень его пророческого дара охватывали все мироздание от начальной эманации до конца всего развития материального мира. «Сказал раби Йеуда: Адам был от одного конца мира до другого, как сказано: “От дня, когда сотворил Бог человека на земле, и от края неба до края неба”». Его постижение охватывало мироздание во всем порядке его времен и поколений, со всеми созданиями, которые были в нем.

На этом уровне пророчества и постижения разумом от него требовалось аннулировать все свое бытие и бытие всего мира по отношению к их Источнику и не создавать никакого разделения между собой и Творцом. Начав «вкушать», то есть исследовать и размышлять человеческим разумом, он не только не выполнил того, что было на него возложено, но и усилил в себе и во всем мироздании материальность, природу, барьер между сотворенным и Творцом.

*

В заслугу Адама необходимо помнить, что весь его грех был «во имя Небес». Размышляя обо всех видах зла, существующих в мире, он хотел исправить их тем, что будет отрицать их в своем сознании, и тем самым раскроет славу царства и единства Творца во всех мирах. Но поскольку это не было ему заповедано, и, наоборот, ему было запрещено это исследование и размышление, он согрешил в этом, и поскольку согрешил — продолжил спускаться и вместе со всем мирозданием погрузился в грех.

 

«Выход за пределы буквы закона» — что в это понятие вкладывается и как оно применяется в жизненной практике? Ведь Тора, казалось бы, призывает к строгому соблюдению всех включенных в нее законов и дает определенный «эталон» поведения, к которому следует стремиться каждому еврею. Читать дальше

Даат Твунот 12. Пути правления правосудия и любви

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»

Зло не является постоянной материей. После прихода Машиаха оно исчезнет. Но пока что наша цель — противостоять злу при помощи добрых дел.

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Б-жественное Провидение.

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ

Из очерка "Основы".

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Врата Воздаяния. Страдания народа Израиля в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?

Заповеди, связанные с запретом насилия и свободой человека

Рав Арье Кармель

Запреты насилия, причинения ущерба, ограничения свободы и вторжения в частную жизнь. Когда люди, забывая, что они созданы по подобию Б-га, наносят друг другу физический или моральный ущерб, они тем самым нарушают принцип Торы — принцип справедливости. Оскорбить человека, лишить его уважения к самому себе — это, согласно Торе, тяжкое преступление.