Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Горе тому, кто облечён властью, ведь она хоронит тех, кто ею обладает»Вавилонский Талмуд, Псахим 87 б
Постиранное белье, несобранные фрукты и другие категории мукце

В продолжение темы о подготовке «мукце» к использованию в Субботу необходимо упомянуть общее правило, относящееся к законам о «мукце»: статус предмета устанавливается во время наступления Субботы. Другими словами, статус, который предмет имел к моменту наступления Субботы, сохраняется за ним в течение всей Субботы. Поэтому, свечи, которые зажгли в честь Субботы и, соответственно, их запрещено было перемещать, запрещено будет перемещать даже после того, как они погаснут.

Электрическим выключателем запрещено пользоваться в Субботу даже после того, как установленный до Субботы таймер отменит подачу тока, поскольку в начале Субботы, когда подача тока в сеть еще не была отключена, им уже было запрещено пользоваться, и он стал «мукце» на всю Субботу. Это верно в отношении любых электроприборов, которые к моменту наступления Субботы были включены и которые запрещено перемещать[1] в то время, когда они работают: они сохраняют статус «мукце махмат гуфо» на всю Субботу, даже если они автоматически отключатся.

Как следует поступить, если ветер в Субботу задул огонь газовой плиты, которая не оснащена специальным предохранителем, прекращающим поступление газа в случае отсутствия пламени? Регулятор, управляющий уровнем поступления газа, который предназначен для совершения запрещенных в Субботу действий (увеличения или уменьшения пламени), является «мукце» и после того, как огонь задут, когда этим регулятором уже невозможно изменить уровень пламени. Но поскольку утечка газа представляет опасность для жизни, разрешено прервать его подачу с помощью регулятора. Однако перемещение регулятора должно осуществляться измененным способом, т.к. речь идет о перемещении «мукце».

Постиранное белье, которое к началу Субботы было настолько влажным, что его было запрещено перемещать из-за опасения, что его могут выжать[2], считается «мукце» на протяжении всей Субботы, и даже после того, как оно высохнет.

Фрукты, овощи, зелень и другие продукты растительного происхождения, которые к началу Субботы еще не были собраны, считаются «мукце», даже если их сорвут в Субботу, не совершив при этом нарушение (например, для того, кто опасно болен, или если нееврей сорвал их для себя). Плоды, опавшие в Субботу с дерева[3], тоже являются «мукце».

Продукты питания, находящиеся в начале Субботы в закрытых упаковках, которые запрещено открывать в Субботу, и которые по какой-то причине все же открыли в Субботу, не являются «мукце». Этими продуктами питания разрешено пользоваться, потому что запрет открывания упаковок не относится к ним напрямую, а только опосредован. Сами же продукты, как таковые, были разрешены.

Если перед Субботой забыли отключить освещение в холодильнике, его дверцу запрещено открывать и закрывать, т.к. от этого зависит включение и выключение подсветки. Если в Субботу по ошибке дверцу все же открыли, то постфактум разрешено пользоваться продуктами и напитками, находящимися в холодильнике, т.к. запрещенным предметом является дверца холодильника, а не продукты, находящиеся в нем.

Правило о том, что статус предмета устанавливается во время наступления Субботы, верно не только в случае, когда говорится запрещении предмета на всю Субботу, но и в случае его разрешения. Поэтому предмет, который был разрешен в начале Субботы, а в Субботу произошло так, что им на некоторое время стало невозможно пользоваться, не становится «мукце». Рассмотрим два примера. Одеждой или полотенцем, которые в начале Субботы были сухими, а в Субботу намокли так, что ими стало запрещено пользоваться из за опасения, что их могут выжать, вновь разрешено будет пользоваться, если они в течение Субботы высохнут. Разрешенный предмет, которым уже после наступления Субботы решили не пользоваться, чтобы сохранить его новым и после Субботы вернуть в магазин, продать, обменять или подарить, а после передумали и хотят им воспользоваться в эту же Субботу, не становится «мукце».

Когда точно известно, что в течение Субботы предмет станет пригодным к использованию

Те предметы или продукты питания, которыми к началу Субботы было невозможно пользоваться, но точно известно, что в Субботу они станут пригодными к использованию — либо сами по себе, либо человек разрешенным действием сможет сделать их пригодными — не получают статус «мукце». Поэтому, если нам точно известно, что в течение Субботы горячая вода в системе водоснабжения обязательно остынет, кран горячей воды не является «мукце». Его разрешено открывать и закрывать после того, как вода остынет, не смотря на то, что в начале Субботы вода была горячей, и им было запрещено пользоваться.

Пищу, которую поставили на огонь до Субботы в соответствии с законами о приготовлении и подогревании пищи для Субботы, разрешено есть, даже если к наступлению Субботы она не была готова к употреблению. Принцип тот же: поскольку очевидно, что пища, находящаяся на огне, в течение Субботы обязательно должна свариться, она не является «мукце». Почему в Субботу разрешено употреблять пищу или воду, которые в начале Субботы были настолько горячи, что их было невозможно употреблять, пока они не остынут? Поскольку после того, как их снимут с огня, они обязательно остынут, то они не становятся «мукце» и в момент, когда их невозможно употреблять. Выше говорилось о том, что постиранное белье, которое к началу Субботы было еще настолько мокрым, что его было запрещено перемещать в Субботу, является «мукце». Однако, если погодные условия таковы, что нет сомнения, что в течение Субботы белье высохнет, оно не является «мукце».


[1] См. от этом в разделе «кли ше-млахто ле-исур».

[2] Нарушив тем самым запрет выжимания («схита») в Субботу, что является частным случаем запрета отбеливания («ме — лабен»).

[3] Такими плодами запрещено пользоваться до истечения Субботы. Запрет установлен специальным постановлением мудрецов, которые опасались, что, вкушая их, человек может не учесть разницу между упавшими плодами и теми, которые еще на дереве, и сорвать их, нарушив запрет сбор урожая («коцэр») в Субботу.


«Выход за пределы буквы закона» — что в это понятие вкладывается и как оно применяется в жизненной практике? Ведь Тора, казалось бы, призывает к строгому соблюдению всех включенных в нее законов и дает определенный «эталон» поведения, к которому следует стремиться каждому еврею. Читать дальше

Даат Твунот 12. Пути правления правосудия и любви

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»

Зло не является постоянной материей. После прихода Машиаха оно исчезнет. Но пока что наша цель — противостоять злу при помощи добрых дел.

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Б-жественное Провидение.

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ

Из очерка "Основы".

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Врата Воздаяния. Страдания народа Израиля в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?

Заповеди, связанные с запретом насилия и свободой человека

Рав Арье Кармель

Запреты насилия, причинения ущерба, ограничения свободы и вторжения в частную жизнь. Когда люди, забывая, что они созданы по подобию Б-га, наносят друг другу физический или моральный ущерб, они тем самым нарушают принцип Торы — принцип справедливости. Оскорбить человека, лишить его уважения к самому себе — это, согласно Торе, тяжкое преступление.