Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Смотри не на кувшин, а на то, что в нём: бывает, что новый сосуд полон старого вина, и бывает, что в старом кувшине и молодого вина нет»Трактат «Авот» 4, 27
Совершенство, которое охватывало все мироздание светом Хеседа (Высшей милости) первого дня, осталось в высших мирах

«Ты видишь в рассказе Торы о сотворении мира, что не сказано во второй день: “И увидел Бог, что это хорошо”». Берешит раба подмечает, что в этот день сотворены раздор и ад. Нет сомнения, что поскольку такие вещи были сотворены в этот день, это день опасный и мудрецы запретили начинать в него какое-либо важное дело. Ибо тот, кто добавляет к единственному, нет в нем добра, и потому этот день называется йом шени, от слова шинуй, изменение, ибо в единственном нет изменения, и об этом написано: «Ибо Я, Господь, не изменяюсь». Но второй день — начало изменения, и после него создания уже нарушали волю Творца. Так во все последующие дни мы находим упрек: в третий день Всевышний повелел: Да выведет земля дерево плода, а она вывела только дерево, несущее плод. В четвертый день луна попрекнула и сказала: недостойно двум царям пользоваться одной короной. В пятый день был убит Ливьятан, в коже которого был утаен Высший свет. А в шестой день согрешил человек и нарушил волю Творца. И о нем сказано: «Изменяешь его лицо и отослал его». «Второй день явился причиной всех их, ибо все эти грехи — его результат и следуют за ним» (рабейну Бехайе).

«Второй день — начало изменения», и события развивались таким образом, что лик мироздания изменился вплоть до греха Адама, из-за которого тот был изгнан из Эдена: «Изменяешь его лицо и отослал его».

*

В первый день творения в мире не было ничего, кроме света милости Творца, который наполнял его полностью. Сказано: «…день один — поскольку был Всевышний единственным в Своем мире» (Раши). Во второй день, тот самый день, когда были сотворены раздор и ад, были разделены воды, и нижние воды были силой отделены от высших.

Сущность «раздора», который появился в мироздании, на нашем уровне понимания такова: совершенство было отобрано у части мироздания [и тем самым у всего мира], и стало так, что часть мироздания обладает недостатком, отдалена от источника блага и ей недостает его. Ей необходимо получать свое восполнение от второй части мироздания, которая осталась совершенной.

Совершенство, которое охватывало все мироздание светом Хеседа (Высшей милости) первого дня, осталось в высших мирах. Там место совершенства, и там все части мироздания служат в единстве: «огонь и вода вместе». Высшие миры близки к Всевышнему. Они получают Его благо и благословение без границ. Они духовны и совершенны и своим совершенством влияют на нижние миры, как и подобает форме, свойство которой — воздействовать на материю. Они — служители Творца, опускающие благословение в нижние миры. Их сущность — Хесед: «Высшие воды — это качество Хеседа».

Нижние воды были отдалены от Создателя, их духовное достоинство было у них отнято, они потеряли свое совершенство. Им чего-то недостает, как и всякому материальному объекту, у которого нет ничего от себя, но лишь то, что он получает от формы, которая на него воздействует. Материя ограничена и определена, она находится под властью качества Суда.

Объяснение таково. Корень всякого греха-недостатка — вторичность. А когда мир наполнен открытым единством Творца, нет никакой возможности для греха. Только когда есть как будто бы еще реальность, кроме Него, тогда есть возможность воспринимать эту реальность как существующую саму по себе, отделить ее от корня и оторваться от единого Творца. В этом корень всякой ереси, идолопоклонства и других ложных убеждений, распространенных среди людей. Вся их суть — непризнание единства Творца, отрицание Его единоличного господства в мироздании. Рамхаль в своей книге Даат Твунот (36) подробно объясняет пять ошибок в вере и убеждениях, распространившихся в мире с момента его создания и до сего дня.

Так это в верованиях и убеждениях, и так же — в качествах характера и поступках: гордыня, восприятие своего «Я» без абсолютного самоуничижения перед Творцом мира, есть следствие двойственности. Когда есть еще реальности, существующие, как можно подумать, без Всевышнего, то и человек воспринимает свою реальность как сильную в своей сущности, вплоть до восклицания: «Я буду царствовать!» И отсюда корень зависти и страсти (которые, как известно, углубляют погружение человека в ложные убеждения и верования) и всех грехов действия.

Обитатели нижнего мира, от которых скрывается свет Всевышнего, находятся под управлением природы, «мира, действующего как обычно», что несет в себе испытания, связанные со свободой выбора. «Учили: Спросили философы старцев в Риме: Если ваш Бог не желает идолопоклонства, почему Он не уничтожает его? Сказали им: Если бы они служили вещам, которые не нужны миру, Он бы их уничтожил. Но они служат солнцу, луне, звездам и созвездиям! Так что, Он разрушит мир из-за глупцов?! Но мир действует как обычно, а глупцы, портящие [свои деяния], в будущем предстанут перед судом» (Авода зара 54). Ясно, что именно тот факт, что мир действует как обычно, дает возможность глупцам ошибиться. Это и есть управление «природы», заложенное при сотворении мира. «Мир называется עולם, поскольку он נעלם (скрытый)». «Также и мир (עולם) дал в их сердце» (Коэлет 3:11) — «не читай עולם, а читай העלם — скрытость» (Сефер аБахир). Таким же образом объясняются в Гемаре и другие человеческие грехи: «Если кто-то украл меру пшеницы, и пошел, и посеял ее в земле, по (нравственному) закону не должна была она прорасти, но — мир действует как обычно, а глупцы, портящие [свои деяния], в будущем предстанут перед судом. Если кто-то вошел к жене товарища, по закону не должна она забеременеть, но — мир действует как обычно, а глупцы, портящие [свои деяния], в будущем предстанут перед судом» (Авода зара 54).

«Мир עולם от слова сокрытие העלם» — это сокрытие Провидения Творца есть порождение вторичности в мироздании. Ибо когда появилось место для существования структуры зла напротив структуры добра, создалась возможность отделить и оторвать Нижних от Высших, и тем самым привести к усилению зла вследствие погружения Нижних в материальность, и таким образом уничтожать мироздание. С другой стороны, есть возможность сближать и объединять эти системы, исправлять ту порчу, что возникла от «раздора» и разделения, и «исправить мир царством Всемогущего».

 

«Выход за пределы буквы закона» — что в это понятие вкладывается и как оно применяется в жизненной практике? Ведь Тора, казалось бы, призывает к строгому соблюдению всех включенных в нее законов и дает определенный «эталон» поведения, к которому следует стремиться каждому еврею. Читать дальше

Даат Твунот 12. Пути правления правосудия и любви

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»

Зло не является постоянной материей. После прихода Машиаха оно исчезнет. Но пока что наша цель — противостоять злу при помощи добрых дел.

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Б-жественное Провидение.

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ

Из очерка "Основы".

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Врата Воздаяния. Страдания народа Израиля в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?

Заповеди, связанные с запретом насилия и свободой человека

Рав Арье Кармель

Запреты насилия, причинения ущерба, ограничения свободы и вторжения в частную жизнь. Когда люди, забывая, что они созданы по подобию Б-га, наносят друг другу физический или моральный ущерб, они тем самым нарушают принцип Торы — принцип справедливости. Оскорбить человека, лишить его уважения к самому себе — это, согласно Торе, тяжкое преступление.