Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Самому человеку предназначено быть категорией субботы (душой), ибо в этом его цель

«Первый человек был сотворен в канун субботы, чтобы сразу же приступить к субботней трапезе. Аллегория с царем, который построил дворец, украсил его и приготовил трапезу, а затем пригласил гостей» (Санедрин 38).

«По сути, Адам был сотворен в мир, который полностью относился к категории субботы, как объясняют мудрецы: “Добрый дар есть у Меня в Моей сокровищнице, и имя ему — суббота”. Можно растолковать, что “добрый дар” — это возможность покоя, ведь работа в шесть дней — это проклятие Адама, как написано: “В поте лица своего будешь есть хлеб”. Поэтому сказано “в Моей сокровищнице”, как было до греха, когда у него был покой во все дни» (Маарша).

Выше мы объясняли, что в Субботу Творения раскрывается цель создания мира, заключающаяся в воздаянии добра. «Человек создан только для того, чтобы получать блаженство от Бога и наслаждаться сиянием Его присутствия» (Месилат йешарим). И потому Первый человек, Адам, был помещен в место, указывающее на данную цель: Сад Эдена (эден, наслаждение), место получения блага и блаженства. Мир, полностью состоящий из святости и духовных наслаждений, мир, который весь — суббота. «Потому он был помещен там, дабы наслаждаться и забавляться по своей воле. И пропитание его было от деревьев сада, а питье — от потоков Эдена, одежда — облака славы. Его духовное наслаждение там было огромно, а телесное — не столь велико, в покое и тишине и бесподобном удовлетворении, поскольку он весь был руководим разумом; его душа и тело были одним в постижении Творца, и потому ему было запрещено вкушать от плодов Древа Познания, которое повлекло его за вожделениями и страстями, и не было запрещено вначале Древо Жизни, влекущее вечную жизнь» (рабейну Бехайе).

Адаму было заповедано сохранить все мироздание, чтобы оно оставалось в категории субботы, и не опустить его со ступени, на котором оно находилось: «И поместил (буквально: “наделил покоем”) его в саду Эдена — дал ему заповедь субботы, как написано: “…и покоился в день седьмой”. Обрабатывать его — шесть дней трудись. И хранить его — храни день субботний, чтобы освящать его» (Берешит раба).

В глубине данного вопроса заложено, что самому человеку предназначено быть категорией субботы (душой), ибо в этом его цель. Мы уже привели выше, что подобало ему быть сотворенным в субботу.

«Если бы он не согрешил, то совершенствовался бы и поднимался еще, возвышение за возвышением. И в этом хорошем состоянии он должен был породить потомство в количестве, отмеренном Высшей мудростью, в соответствии с тем, как правильно для совершенства получающих наслаждение от блага Всевышнего. И все они получали бы вместе с ним наслаждение от того блага…» (Рамхаль, Путь Творца). Если бы Адам не согрешил, то он и все мироздание вошли бы в день, который весь — суббота. «Достаточно было бы, чтобы укрепился он в этой вере не преступать слова Всевышнего, и это до ночи святой субботы, как сказали мудрецы, что тогда Всевышний сделал бы за один день то, что теперь он делает за Шесть тысяч лет» (Рамхаль, Даат Твунот).

Но в реальности дело обстояло так: «В седьмом часу дня в канун субботы вошел Первый человек в сад Эдена, и ангелы служения восхваляли его и водили его по Эденскому саду. А в сумерки в канун субботы он был изгнан и покинул сад, и ангелы служения читали о нем и говорили (Псалмы 49): “Человек в достоинстве не переночевал, уподобился бессловесным животным”» (Пиркей дераби Элиэзер).

Грешники были наказаны тем, что опустились до реальности 39 видов работ, соответствующих 39 проклятиям, которыми были проклята Адам и Хава, Змей и земля. «Если бы человек не согрешил, он не должен был бы опускаться до такой низости, чтобы быть вынужденным пахать и сеять, и выполнял бы в саду Эденском заповедь “обрабатывать и охранять” землю путем исполнения повелительных и запретительных заповедей, духовным образом, как это будет в Грядущем, после воскрешения мертвых… Но когда человек опустился из-за своего греха, он был вынужден прибегать к этим работам» (Решит хохма).

Адам был отвергнут от Древа Жизни, он погрузился вместе со всем мирозданием в структуру Древа Познания добра и зла. «В будние дни властвует Древо Познания… которым человек согрешил» (Зоар).

Однако, дана ему возможность вернуться в свое предыдущее состояние, вновь держаться Древа Жизни, которое властвует в субботний день: «Пришел субботний день и сделался защитником для Первого человека, сказал перед Ним: Господин всех миров, в шесть будних дней не было убийство в мире, и с меня ты начинаешь? Это его святость, это его благословение? Ведь сказано: “И благословил Бог день седьмой, и освятил его”! И в заслугу субботнего дня избавился Адам от суда в Геиноме; увидел Адам силу субботы и сказал: Не случайно благословил Всевышний субботу и освятил ее. Начал петь и воспевать субботний день, как сказано (Псалмы 92): “Песнопение, песнь для дня субботнего”» (Пиркей дераби Элиэзер).

Суббота хранила Адама от полного погружения в материальность: «И субботний день хранил его от всякого зла и утешал от всех тяжелых мыслей…» Суббота была дана Адаму как возможность вернуться и вновь держаться, в каком-то смысле, своего предыдущего состояния: «Даже после греха он удостоился в субботу вновь немного почувствовать нечто подобное Грядущему миру» (раби Цадок Акоэн).

Суббота — это возможность исправления любого греха и возвращение человека в его высшее состояние, «суббота дана, чтобы исправить грех Древа Познания» (раби Цадок аКоэн).

«Во время царицы-субботы властвует Древо Жизни, а не Древо Познания добра и зла» (Зоар).

В данном эссе мы постараемся осмыслить корень и сущность греха Адама — в контексте и в отношении субботы. Мы проанализируем, каким образом суббота является исправлением этого греха, архетипа всех грехов мироздания, и как приобщение к святому дню исправляет и восполняет человека и весь мир.

 

Многодетная семья, в еврейской традиции, — это и есть настоящая семья. Живя в семье, «благословенной детьми», как говорят на иврите, и родители, и дети ежедневно оттачивают множество коммуникационных навыков и совершенствуют свой характер, ведь жизнь в многодетной семье требует от всех известной доли скромности, уступчивости, уважения и устремленности Читать дальше