Темы: Ешива, Бизнес по-еврейски, Работник, Работодатель, Отношения между людьми
Вопрос: Рав, преподававший в ешиве А на протяжении долгого времени, уволился. Он теперь преподает в ешиве Б, ориентированной на аналогичную аудиторию. Может ли он привлечь выпускника ешивы А, с которым он выстроил отношения, когда работал в ешиве А, чтобы тот содействовал ему в его работе на ешиву Б (деньгами, идеями)? Может ли он собирать деньги для НКО, которую он сам создал? Примите, пожалуйста, во внимание, что во время работы в ешиве А этот раввин не хотел заниматься фандрейзингом. (Ответ на данный вопрос не предполагается использовать при практическом разрешении конфликта между сторонами.)
Ответ: Мы не знаем, исходит ли данный вопрос от обеспокоенной администрации ешивы А, продиктован ли он обеспокоенностью самого преподавателя (что было бы похвально), или же задан третьей стороной. Ниже мы изложим общий подход к теме, подчеркнув, что мы не можем знать в точности как сказанное нами соотносится с деталями конкретного случая, информации о котором у нас явно недостаточно.
Основная часть ответа базируется на логическом анализе морального аспекта ситуации, но начнем мы с источников. Еврейским работникам и нанимателям нельзя выстраивать отношения, которые имели бы сходство с институтом рабства (все мы слуги Всевышнего, и только Всевышнего — см. «Бава Меция» 10a). Эта алаха включает в себя право работника уволиться, если он пожелает, и то, что его нельзя подвергнуть за это никаким взысканиям (там же, 77a — см. комментарий Раши на это место).
Следовательно, работник (и, в том числе, вышеупомянутый преподаватель) имеет полное право уволиться, и в нормальной, стандартной ситуации ему разрешено трудоустроиться к прямому конкуренту прежнего работодателя. Ведь если бы человеку нельзя было после увольнения продолжить работать в той же сфере и в том же регионе, это лишило бы его средств к существованию, а значит явилось бы взысканием, причем тяжелым.
А можно ли человеку использовать те «ресурсы», которые появились у него на предыдущем месте работы? Если человек успел поработать в нескольких разных местах, то дополнительной выгодой станут, в том числе, приобретенные навыки и профессиональный опыт, а также контакты с людьми, которыми он обзавелся. Обсуждаемый нами вопрос фокусируется именно на контактах. Нет ничего плохого в том чтобы задействовать старые контакты на новом месте, если речь идет о нормальном их использовании, поскольку при этом человек ничего не крадет у своего бывшего работодателя. Каждый на протяжении долгих лет строит отношения с людьми, обзаводится друзьями и контактами, и никого нельзя обязать «стереть» все это из памяти по причине того, что он оставляет место работы, где ему как раз и удалось завести некоторые из этих контактов.
В случае с преподавателем ешивы, этот вопрос в некотором смысле даже проще, и вот по какой причине. Часть работы преподавателя состоит в том, чтобы выстраивать настоящие, продолжительные и прочные отношения со своими студентами. Настоящие отношения — это настоящие отношения. Допустим, спустя 10 лет после того как преподаватель закончил обучать кого-то из учеников, этому ученику, ныне переживающему жизненный кризис, потребовались наставление или эмоциональная поддержка этого самого учителя. Представьте себе, что преподаватель говорит ему: «Я больше не работаю в той ешиве, где я тебя когда-то учил. У меня нет на тебя времени». Представьте себе, что новый работодатель преподавателя говорит: «Вам не следует помогать ученикам из прошлого. Ваша помощь им ставит под сомнение Вашу лояльность нашему учреждению». Мне лучше не писать о том, что я подумаю о том, кто решится озвучить одно или другое высказывание. (Речь идет о такой ситуации, когда время, проведенное с прежними учениками, не мешает исполнению учителем его нынешних обязанностей.) Ответственность учителя за жизнь учеников возникает не потому, что его наняли работать в ешиве — она проистекает от Всевышнего, Который доверил ему обучать Его Торе детей и учеников (которые приравниваются к детям. См. Рамбам «Илхот талмуд Тора» 1.2; «Шулхан Арух», «Йорэ Деа» 245).
У учеников тоже есть обязанности по отношению к учителям (см. «Шулхан Арух», «Йорэ Дэа» 242). И хотя учителю следует тщательно обдумать как «использовать» их уважение и благодарность, у других нет права в это вмешиваться. Сказанное тем более верно в том случае, когда учитель просит помощи у ученика для благого дела. На каждого возложена обязанность помогать благому делу, а также тем, перед кем у него долг благодарности — как деньгами, так и собственным временем, талантами и энергией. Получатель «цдаки» не может чинить препятствий другому человеку, который тоже хочет обратиться к его благодетелю с просьбой о «цда — ке», оправдывая себя тем что в результате получения «цдаки» вторым просителем ему достанется меньше денег. Жертвователь принимает решения сам. Аналогичным образом, если преподаватель ешивы просит своих учеников помочь ему в новых проектах, можно доверить им принять решение, о том в каком объеме помогать ешиве А, а в каком — ешиве Б, и, с Б-жьей помощью, во многих других добрых делах.
Бывший сотрудник должен быть особенно осторожен чтобы не допустить злословия в отношении своего бывшего работодателя. Кроме того, ему не следует как-либо использовать закрытую информацию, к которой он имел доступ пока работал в данной организации (такой информацией может быть, например, детализированный список спонсоров ешивы А).
Ситуация, когда человек еще не покинул прежнее место работы, но уже приступил к исполнению своих обязанностей на новом месте, является особой и выходит за рамки данного краткого ответа по причине целого ряда вопросов и нескольких серых зон, которые неизбежно возникают.
Рав Даниэль МАНН,
Раввин института «Эрец Хемда»
Перевод Гавриэля Фельдмана
Из журнала Мир Торы
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»