Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Можно ли человеку использовать те «ресурсы», которые появились у него на предыдущем месте работы?

Вопрос: Рав, преподававший в ешиве А на протяжении долгого времени, уволился. Он теперь преподает в ешиве Б, ориентированной на аналогичную аудиторию. Может ли он привлечь выпускника ешивы А, с которым он выстроил отношения, когда работал в ешиве А, чтобы тот содействовал ему в его работе на ешиву Б (деньгами, идеями)? Может ли он собирать деньги для НКО, которую он сам создал? Примите, пожалуйста, во внимание, что во время работы в ешиве А этот раввин не хотел заниматься фандрейзингом. (Ответ на данный вопрос не предполагается использовать при практическом разрешении конфликта между сторонами.)

Ответ: Мы не знаем, исходит ли данный вопрос от обеспокоенной администрации ешивы А, продиктован ли он обеспокоенностью самого преподавателя (что было бы похвально), или же задан третьей стороной. Ниже мы изложим общий подход к теме, подчеркнув, что мы не можем знать в точности как сказанное нами соотносится с деталями конкретного случая, информации о котором у нас явно недостаточно.

Основная часть ответа базируется на логическом анализе морального аспекта ситуации, но начнем мы с источников. Еврейским работникам и нанимателям нельзя выстраивать отношения, которые имели бы сходство с институтом рабства (все мы слуги Всевышнего, и только Всевышнего — см. «Бава Меция» 10a). Эта алаха включает в себя право работника уволиться, если он пожелает, и то, что его нельзя подвергнуть за это никаким взысканиям (там же, 77a — см. комментарий Раши на это место).

Следовательно, работник (и, в том числе, вышеупомянутый преподаватель) имеет полное право уволиться, и в нормальной, стандартной ситуации ему разрешено трудоустроиться к прямому конкуренту прежнего работодателя. Ведь если бы человеку нельзя было после увольнения продолжить работать в той же сфере и в том же регионе, это лишило бы его средств к существованию, а значит явилось бы взысканием, причем тяжелым.

А можно ли человеку использовать те «ресурсы», которые появились у него на предыдущем месте работы? Если человек успел поработать в нескольких разных местах, то дополнительной выгодой станут, в том числе, приобретенные навыки и профессиональный опыт, а также контакты с людьми, которыми он обзавелся. Обсуждаемый нами вопрос фокусируется именно на контактах. Нет ничего плохого в том чтобы задействовать старые контакты на новом месте, если речь идет о нормальном их использовании, поскольку при этом человек ничего не крадет у своего бывшего работодателя. Каждый на протяжении долгих лет строит отношения с людьми, обзаводится друзьями и контактами, и никого нельзя обязать «стереть» все это из памяти по причине того, что он оставляет место работы, где ему как раз и удалось завести некоторые из этих контактов.

В случае с преподавателем ешивы, этот вопрос в некотором смысле даже проще, и вот по какой причине. Часть работы преподавателя состоит в том, чтобы выстраивать настоящие, продолжительные и прочные отношения со своими студентами. Настоящие отношения — это настоящие отношения. Допустим, спустя 10 лет после того как преподаватель закончил обучать кого-то из учеников, этому ученику, ныне переживающему жизненный кризис, потребовались наставление или эмоциональная поддержка этого самого учителя. Представьте себе, что преподаватель говорит ему: «Я больше не работаю в той ешиве, где я тебя когда-то учил. У меня нет на тебя времени». Представьте себе, что новый работодатель преподавателя говорит: «Вам не следует помогать ученикам из прошлого. Ваша помощь им ставит под сомнение Вашу лояльность нашему учреждению». Мне лучше не писать о том, что я подумаю о том, кто решится озвучить одно или другое высказывание. (Речь идет о такой ситуации, когда время, проведенное с прежними учениками, не мешает исполнению учителем его нынешних обязанностей.) Ответственность учителя за жизнь учеников возникает не потому, что его наняли работать в ешиве — она проистекает от Всевышнего, Который доверил ему обучать Его Торе детей и учеников (которые приравниваются к детям. См. Рамбам «Илхот талмуд Тора» 1.2; «Шулхан Арух», «Йорэ Деа» 245).

У учеников тоже есть обязанности по отношению к учителям (см. «Шулхан Арух», «Йорэ Дэа» 242). И хотя учителю следует тщательно обдумать как «использовать» их уважение и благодарность, у других нет права в это вмешиваться. Сказанное тем более верно в том случае, когда учитель просит помощи у ученика для благого дела. На каждого возложена обязанность помогать благому делу, а также тем, перед кем у него долг благодарности — как деньгами, так и собственным временем, талантами и энергией. Получатель «цдаки» не может чинить препятствий другому человеку, который тоже хочет обратиться к его благодетелю с просьбой о «цда — ке», оправдывая себя тем что в результате получения «цдаки» вторым просителем ему достанется меньше денег. Жертвователь принимает решения сам. Аналогичным образом, если преподаватель ешивы просит своих учеников помочь ему в новых проектах, можно доверить им принять решение, о том в каком объеме помогать ешиве А, а в каком — ешиве Б, и, с Б-жьей помощью, во многих других добрых делах.

Бывший сотрудник должен быть особенно осторожен чтобы не допустить злословия в отношении своего бывшего работодателя. Кроме того, ему не следует как-либо использовать закрытую информацию, к которой он имел доступ пока работал в данной организации (такой информацией может быть, например, детализированный список спонсоров ешивы А).

Ситуация, когда человек еще не покинул прежнее место работы, но уже приступил к исполнению своих обязанностей на новом месте, является особой и выходит за рамки данного краткого ответа по причине целого ряда вопросов и нескольких серых зон, которые неизбежно возникают.

Рав Даниэль МАНН,
Раввин института «Эрец Хемда»

Перевод Гавриэля Фельдмана

Из журнала Мир Торы


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.