Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И говорил Г-сподь Моше на горе Синай» о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль. Продажа и покупка земли в Эрец-Исраэль оговорена законами, которые делают невозможным полное отчуждение земельных участков от их первоначальных владельцев, – в конце концов участки к ним возвращаются. Каждый седьмой год – это год шмиты, год отдыха земли, когда она не подвергается обработке, а плоды садов и виноградников принадлежат не хозяину, а всем в равной степени и снимаются с деревьев и лоз по мере потребления. Каждый пятидесятый год – йовель – также святой год, когда земля не обрабатывается. В этот год, кроме того, рабы выходят на свободу, а земельные участки возвращаются к их первым владельцам. Глава «Бехукотай» («Если по законам Моим будете поступать») развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

В главе Беар написано, что Б-г обещает: когда евреи будут соблюдать законы седьмого года (шмиты), Он пошлёт благословение: «А если скажете: “Что же будем есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать урожая нашего?”, Я пошлю вам благословение Моё в шестой год, и он доставит урожай на три года» (Ваикра 25:20-21). Звучит непонятно и странно: «Если вы спросите, что же мы будем есть, то Я пошлю Моё благословение». А если евреи ничего не будут спрашивать? Тогда Он благословения не пошлёт?

Сфорно объясняет это так: если евреи не спросят, понятно, что Всевышний пошлёт им благословение: урожай будет обычным, но этого будет вполне достаточно («Будет есть немного, и это прекрасно поддержит его организм»). Это благословение не «количественное», а «качественное». Если же люди не понимают, как обычный по количеству урожай сможет прокормить их в течение необычно долгого времени, сомневаются, то Всевышний снимет опасения и пошлёт «количественное» благословение. В этом случае никто не будет сомневаться в том, что зерна хватит.

Интересно, почему в Торе говорится о благословении именно в связи с соблюдением года шмиты? В исполнении каждой заповеди Всевышний помогает человеку. Сказано в Теилим 121:5: «…Г-сподь — твоя тень по правую руку от тебя». В соответствии с движениями человека движется и тень. Говорит мидраш: «Как твоя тень: ты ему улыбаешься — Он улыбается тебе, ты плачешь — Он плачет, ты Ему показываешь сердитое или приветливое лицо — так и Он показывает тебе. Б-г — твоя тень». Каково твоё отношение к заповедям Всевышнего, таково и отношение Б-га к тебе. Чем больше труда и самоотверженности требуется для выполнения заповеди, тем больше помощь от Б-га.

А соблюдать шмиту, когда основной доход — от земледелия, было очень трудно. Не напрасно мидраш называет человека, исполняющего заповедь седьмого года, гибор — «богатырь». Мидраш говорит: «Кто богатырь? Тот, кто соблюдает шмиту. Видит: пустует поле, пустует виноградник, и крепится, платит налоги и молчит — может ли быть герой сильнее его?»

Ведь чем больше самоотверженность при выполнении заповеди, тем больше помощь Всевышнего. Поэтому именно за соблюдение такой нелёгкой мицвы, как шмита, даётся особая помощь Б-га и особое обещание Торы.

Б-г ведёт себя по отношению к человеку так, как человек ведёт себя по отношению к Б-гу. Мы видели, что благословение может прийти к человеку двумя путями — «количественным» и «качественным». Это зависит от того, насколько человек полагается на Б-га. Соответственно этому приходит благословение. Если человек полностью полагается на Всевышнего — благословение приходит «качественное»: количество зерна остаётся неизменным, земледельцу не нужно вкладывать дополнительного труда в сбор урожая, не нужно строить новых хранилищ, и этого количества хватает на три года. Если же человек задаёт вопрос, но всё-таки выполняет заповедь, благословение ему посылают «количественное» — он должен будет больше трудиться, собирая урожай, строить дополнительные амбары и т.д.

Отношение Б-га к нам прямо соответствует нашему отношению к Нему и Его заповедям.

 

 

Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории? Письменная Тора была переведена на древнегреческий и другие языки, а законы Торы и принципы иудаизма легли в основу мировых религий — христианства и ислама. Как результат, все человечество приняло новые ценности: Единобожие, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и имущество, неделя с выходным днем, запрет разврата и т.д. Читать дальше

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Недельная глава Итро

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм

Лоренс Келеман

Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Моше на горе Синай

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»