Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Лекарства, кремы и продукты питания

Медикаменты

Правила лечения в Субботу — это отдель­ная большая тема. В рамках изучения зако­нов о «мукце» приведем основные принципы в отношении того, какой статус имеет то или иное лекарство. Те виды лекарств, которыми довольно часто пользуются (как, например, болеутоляющие и жаропонижающие сред­ства) не являются «мукце» даже если в доме нет больных, поскольку теоретически они могут понабиться в Субботу — либо их хо­зяевам, либо их соседям[1].

Если еще до Субботы стало известно о том, что одному из членов семьи, гостю, пациенту в больнице и т.п. может понадобиться какое — либо лекарство из числа тех, которыми можно лечиться в Субботу, то даже если им пользу­ются крайне редко, оно все равно не является «мукце». Но если до наступления Субботы не было известно о наличии тех, кому может понабиться такое лекарство, оно считается «мукце»[2].

Крем для рук является «мукце», поскольку пользование кремом в Субботу запрещено.

Продукты питания, запрещенные Торой или постановлением мудрецов

Продукты, которые запрещены Торой или постановлением мудрецов для любого ис­пользования, являются «мукце махмат гуфо». В качестве примера можно привести: яйца, снесенные в Субботу; квасное («хамец») во время праздника Песах; плоды Земли Из­раиля, от которых не отделили определенные доли, полагающиеся коэнам, левитам и т.д. («тевель»); плоды в первые три года после посадки или пересадки дерева («орла»); молоко, надоенное в Субботу и т.д.

Продукты, запрещенные в пищу Торой или постановлением мудрецов, от которых разре­шено извлечь пользу иным способом (продать или подарить нееврею, отдать на корм живот­ному и т.д.), не являются «мукце». Примером могут служить сваренное в молоке мясо пти­цы или смесь молочного и мясного, которые не варили вместе.

Продукты, которые человек не ест из-за устрожения, но по букве закона они не запре­щены — не являются «мукце».

В Йом Кипур продукты питания и напит­ки не являются «мукце», т.к. их разрешено употреблять в пищу тем, кому запрещено поститься[3].

Продукты, которые согласно обычаям од­них общин употребляют, а согласно обычаям других общин не употребляют, не являются «мукце». Поэтому рис, чечевица, семечки и другие виды продуктов, которые ашкеназы не едят в Песах, а многие сефарды едят, не считаются «мукце» и для ашкеназов. Еще один пасхальный обычай: в некоторых об­щинах принято не допускать контакта мацы с жидкостью (т.н. «маца шруя»). Поскольку в других общинах это не запрещено, намокшая маца не является «мукце» и для тех, кто ее не употребляет в пищу.


[1] Напомним, что выбирать лекарства из аптечки или другого места хранения, где находятся и другие медикаменты, нуж­но в соответствии с законами о выбирание в Субботу («борер»). Если большинство находящихся в аптечке лекарств являются «мукце», сама аптечка тоже имеет статус «мукце», как это будет разбираться ниже, в теме «Басис ле-давар а-асур».

[2] Соответственно, правила перемещения такого лекарства в Субботу будут зависеть от физического состояния больного и регулируются законами о лечении в Субботу. В некоторых случаях для нужд больного еврею разрешено перемещать «мукце» обычным способом, а в других — только с помощью нееврея, измененным способом или запрещено полостью.

[3] Например, детям или опасно больным


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.