Из цикла «Законы о мукце в Субботу и праздники», темы: Суббота, Еда, Мукце, Рав Лейб Нахман Злотник, Запреты в Субботу, Лекарства
Правила лечения в Субботу — это отдельная большая тема. В рамках изучения законов о «мукце» приведем основные принципы в отношении того, какой статус имеет то или иное лекарство. Те виды лекарств, которыми довольно часто пользуются (как, например, болеутоляющие и жаропонижающие средства) не являются «мукце» даже если в доме нет больных, поскольку теоретически они могут понабиться в Субботу — либо их хозяевам, либо их соседям[1].
Если еще до Субботы стало известно о том, что одному из членов семьи, гостю, пациенту в больнице и т.п. может понадобиться какое — либо лекарство из числа тех, которыми можно лечиться в Субботу, то даже если им пользуются крайне редко, оно все равно не является «мукце». Но если до наступления Субботы не было известно о наличии тех, кому может понабиться такое лекарство, оно считается «мукце»[2].
Крем для рук является «мукце», поскольку пользование кремом в Субботу запрещено.
Продукты, которые запрещены Торой или постановлением мудрецов для любого использования, являются «мукце махмат гуфо». В качестве примера можно привести: яйца, снесенные в Субботу; квасное («хамец») во время праздника Песах; плоды Земли Израиля, от которых не отделили определенные доли, полагающиеся коэнам, левитам и т.д. («тевель»); плоды в первые три года после посадки или пересадки дерева («орла»); молоко, надоенное в Субботу и т.д.
Продукты, запрещенные в пищу Торой или постановлением мудрецов, от которых разрешено извлечь пользу иным способом (продать или подарить нееврею, отдать на корм животному и т.д.), не являются «мукце». Примером могут служить сваренное в молоке мясо птицы или смесь молочного и мясного, которые не варили вместе.
Продукты, которые человек не ест из-за устрожения, но по букве закона они не запрещены — не являются «мукце».
В Йом Кипур продукты питания и напитки не являются «мукце», т.к. их разрешено употреблять в пищу тем, кому запрещено поститься[3].
Продукты, которые согласно обычаям одних общин употребляют, а согласно обычаям других общин не употребляют, не являются «мукце». Поэтому рис, чечевица, семечки и другие виды продуктов, которые ашкеназы не едят в Песах, а многие сефарды едят, не считаются «мукце» и для ашкеназов. Еще один пасхальный обычай: в некоторых общинах принято не допускать контакта мацы с жидкостью (т.н. «маца шруя»). Поскольку в других общинах это не запрещено, намокшая маца не является «мукце» и для тех, кто ее не употребляет в пищу.
[1] Напомним, что выбирать лекарства из аптечки или другого места хранения, где находятся и другие медикаменты, нужно в соответствии с законами о выбирание в Субботу («борер»). Если большинство находящихся в аптечке лекарств являются «мукце», сама аптечка тоже имеет статус «мукце», как это будет разбираться ниже, в теме «Басис ле-давар а-асур».
[2] Соответственно, правила перемещения такого лекарства в Субботу будут зависеть от физического состояния больного и регулируются законами о лечении в Субботу. В некоторых случаях для нужд больного еврею разрешено перемещать «мукце» обычным способом, а в других — только с помощью нееврея, измененным способом или запрещено полостью.
[3] Например, детям или опасно больным
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»