Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Знай, откуда ты пришел, и куда ты идешь, и перед Кем тебе в будущем придется держать ответ.

И еще увидишь ты, что полностью лишились мы чутья душевного. Ты и сам прекрасно знаешь, что, когда на ярмарку собираются несколько десятков тысяч человек, хозяева всех постоялых дворов стараются приготовить для них всяческую еду: и уток, и откормленных кур... Съезжаются на ярмарку самые разные люди. Есть среди них мудрецы, есть глупцы, а есть такие, в которых мудрость и глупость уравновешены. И каждый человек ведет дела согласно своей мудрости и ловкости. Но если взять даже самого глупого из них, который во всех своих делах поступает совершенно неразумно, — даже ему в голову не придет, что он приехал на ярмарку в первую очередь для того, чтобы поесть вкусную курочку на каком-нибудь постоялом дворе. (Может быть, он и в самом деле очень любит курятину, которую готовит именно этот хозяин, но ведь приехал он не ради нее!) Всякий будет стараться прежде всего закончить те дела, ради которых он, собственно, и поехал на ярмарку, чтобы не оказалось, что он съездил впустую. И проверить это все можно очень просто. Подойди к любому и спроси его: «Зачем ты сюда приехал?» Сейчас же каждый начнет рассказывать тебе о своих делах.

А что же получается у нас? Злое начало настолько запутывает людской разум, что многие из нас вообще не задумываются о том, для чего спустилась их душа из вышнего мира сюда, в наш мир. А ведь ей пришлось пройти такой длинный путь (путь от высших духовных миров в наш материальный)! И они думают, что их здешнюю жизнь можно считать удачной только тогда, когда они превратят все свои дни в праздники, проводя их за столом, ломящимся от всевозможных яств. И человек совершенно не думает о том, что будет потом. А ведь ему придется вернуться в вышний мир — согласно Писанию: «...а душа вернется к Г-спо-ду, Который дал ее», и представить все свои приобретения перед Святым, благословен Он, и перед Вышним Судом. А если дом его будет пустым, где скроет он свой позор?

И все это содержится в одной фразе из Мишны: «Акавья бен Мехалальэль говорит: смотри на три вещи, и ты никогда не совершишь преступления. Знай, откуда ты пришел, и куда ты идешь, и перед Кем тебе в будущем придется держать ответ. Откуда ты пришел? Из зловонной капли. (...)» На первый взгляд нужно было Мишне сразу после вопроса дать и ответ; почему же Мишна сначала задала все вопросы, а лишь потом перешла к ответам? А дело в том, что первое предложение обращается только к душе, говоря ей: «Как же ты совершила преступление? Разве не помнишь, откуда пришла ты: из обители Святости Его, с небес? И ведь каждую секунду, что ты проводишь в этом мире, ты все ближе и ближе к возвращению в вышний мир!» Именно об этом намек в словах: «...и куда ты идешь». К физическому телу Мишна обращается во втором предложении. Там она напоминает телу о его низменности, чтобы оно не грешило. Третье же напоминание: «...и перед Кем тебе в будущем придется держать ответ» обращено к ним обоим, поскольку в день Суда Святой, благословен Он, объединяет душу и тело в одно, как говорит Талмуд в главе Хелек.

Шем Олам, 11


Ту биШват — 15 Швата — также называют «Новым годом деревьев». В чем суть этого дня и как это связано с деревьями? Каковы обычаи и традиции Ту биШват? Читать дальше

Ту биШват. Во славу Эрец Исраэль

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Поскольку в Ту би-Шват принято рассказывать о достоинствах Эрец Исраэль, приведем несколько высказываний наших мудрецов, восхваляющих ее.

Недельная глава «Бешалах». Ту БиШват – новый год деревьев

Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»

Человек сравнивается с деревом, как сказано «ибо человек — дерево полевое».

Молитва о прекрасном этроге

Редакция Толдот.ру

Ту би-Шват — Новый год деревьев, поэтому хорошо в этот день произнести в утренней молитве (но можно и позже) эти стихи и просьбы. Известно, что у ашкеназских мудрецов есть традиция: в Ту би-Шват следует молиться об этроге, перечисляя все его свойства, чтобы всем евреям достались хорошие и красивые этроги в Суккот.

Ту-бишват

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Новой год для фруктовых деревьев. Ту-Бишват — 15 число месяца шват

Ту биШват

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

15-е число месяца шват. Новый год деревьев. «Ту» — 15 (числовое значение буквы тет — 9, буквы вав — 6), «би-шват» — «в месяце шват».

Ту биШват. Как благословляют на плоды?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Поскольку в Ту би-Шват принято есть много разных плодов, следует внимательно изучить правила, согласно которым мы благословляем плоды до и после еды.

Ту биШват без насекомых

Рав Давид-Йеуда Вертлиб

Насекомые в пище, кроме того, что просто неприятны, еще и запрещены еврею Торой. Чаще всего местами их обитания являются свежие и сушеные ягоды и фрукты. А именно они — традиционное блюдо наступающего через неделю Ту биШвата. Как показывает опыт, простая проверка и мытье плода не всегда может уберечь от употребления в пищу насекомых. Представляем вам список указаний по проверке различных плодов, составленный равом Моше Вая, шлита, перевод рава Давида Вертлиба, 2013 год.

С Новым Годом!

Рав Натан Шустин