Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Мудрость, Смысл жизни, Душа, Рав Хаим Бурштейн, Мусар
То, что ты мне написал, безусловно справедливо. И всегда помни наши слова об изречении мудрецов Мишны: «Кто мудрец? — Видящий нарождающееся»>[59]. На первый взгляд, что необычного в раздумьях и размышлениях о будущем? И мы сказали, что конечная цель мудрости, к которой стремится изучающий ее, — это умение понять истинную суть явления. Вершина мудрости — это способность предвидеть последствия каждого деяния. Ведь главное в мудрости — это опыт, а наблюдение за течением любого события как раз и дает бесценный опыт. В таком случае, самый великий мудрец — это тот, кто предвидит завершение явлений, исследует, к чему они в результате ведут — к добру или, не дай Б-г, ко злу. Поэтому прозревающий завершение каждого действия из его начала и есть совершенный мудрец, прекрасные советы которого никогда не разочаруют, и именно к нему мы должны преклонить свое ухо. «Будь наши ноги из железа — мы (следовали бы за тобой и) слушали тебя!»[60] Для постижения истинной сути явления мы должны развить в себе способность ясного видения, чтобы избежать страдания и отчаяния и прийти к радости. Эта мудрость предпочтительнее любого преходящего иллюзорного наслаждения, и нет в ней никакого недостатка. Итак, способность видеть нарождающееся — залог всестороннего блага и вечной радости для тела и души. Да удостоимся мы оба этого ясного зрения и познаем мудрость.
Сегодня, в канун святого Шаббата главы Матот-Масъэй, я посылаю тебе, мой дорогой сын, любимец моей души, большой подарок — рассуждение «Этот мир подобен “преддверию”», в котором со всей очевидностью разъясняется первичное понятие нашей веры. Оно сообщает нам, что человек был создан для испытаний. Это настолько ясно, что каждый, кто это услышит и поймет убедится в том, что, оказавшись в Доме Учения мудрости, ни вероотступники, ни философы не посмеют вымолвить ни слова. И не удивляйся этому: я уже рассказывал тебе о знаменитом мыслителе и известном римском ученом-медике Галене (Галенус), который, по словам Рамбама, говорил о Б-жественном, как обычный невежда. Теперь, когда я сам прочел сказанное Галеном, я совершенно убедился в справедливости мнения Рамбама и пришел к неожиданным выводам, которые послужат еще большему укреплению веры.
[59] Авот 2:9, Тамид 32а.
[60] Брахот 41б.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?