Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Эпидемия коронавируса «остановила» синагоги и уроки Торы, поэтому мы решили вспомнить историю самого старого в мире штибла (синагоги, где миньяны собираются непрерывно с утра до ночи). Он существует больше 120 лет. Сейчас он тоже закрыт. Вот история синагоги «Мусайоф» («Мусаев»)

Эпидемия коронавируса бушует в полную силу, боли добавляет и то, что синагоги закрыты, и десятки уроков Торы и молитв в миньяне отложены до окончания бедствия.

Синагога закрытаЗапертый штибл Мусайоф (фото: Хаим Гольдберг, «Кикар а-Шабат»)

Расскажем историю самого старого в мире штибла — более ста двадцати лет молитв и уроков Торы. А сегодня он закрыт на замок с цепью!

Вы, возможно, ожидаете репортажа о иерусалимском «Зихрон Моше» или об «Ицковиче» в Бней-Браке. Но самый старый и самый большой штибл в мире — сефардский!

130 лет назад из далекой Бухары в Святую Землю приехал великий каббалист раби Шломо Мусаев. Ему было 38 лет. Еще в Бухаре он очень много сделал для общины, открыл для детей города сеть школ талмуд-тора — начальных религиозных школ для мальчиков. А еще он собирал старинные предметы и каббалистические рукописи.

Раби Шломо — потомок брата Рамбама, раби Давида, у которого хранились рукописи, написанные святой рукой Рамбама. Эти рукописи передавались по наследству, и так они оказались у раби Шломо Мусаева, который привез их в Эрец Исраэль. Сегодня они находятся в синагоге в Бухарском квартале.

Кроме того, у раби Шломо было более трехсот редких рукописей, «возраст» которых — не менее пятисот лет. Иерусалимские каббалисты с огромной радостью «набросились» на эти редкие каббалистические сочинения и узнали из них много тайн…

Один из молодых каббалистов, учившихся по этим рукописям, был не кто иной, как Рав Кадури, да защитят нас его заслуги. Рав Кадури, когда ему было 24 года, еще успел увидеть самого раби Шломо, а в 1922 году скорбел о его кончине. Сегодня часть этих редких рукописей находится в «Центре Шломо по исследованию Каббалы» в Бар-Иланском университете.

Изначально фамилия семьи была не Мусаев, а Маймон, как у Рамбама (Маймонида). Фамилия была изменена, когда, по преданию, потомок Рамбама переселился в Бухару и узнал, что здесь слово «маймун» означает «обезьяна»… Поэтому он взял фамилию «Моше» — по имени своего великого родственника; на арабском оно произносится как «Муса». А в 1864 году, когда Россия завоевала Бухару, к фамилиям было добавлено «-ев», так из «Муса» получилось «Мусаев».

В 1891 году, после того, как был основан Бейт Исраэль — квартал венгерских евреев, семья Мусаев приобрела земли, смежные с этим кварталом, переселилась туда и за три года построила квартал — самый роскошный в тогдашнем Иерусалиме.

В том году во дворе дома семьи Мусаев была построена синагога. Раби Шломо строил ее в соответствии с каббалистическими каванот, тайными и возвышенными, которые он нашел в своих бесценных рукописях. А краеугольный камень, который мы видим с улицы Адонияу а-Коэна, был взят из… Храма!

Это произошло, когда раби Шломо Мусаев и сэр Моше Монтефиоре были на Площади Западной стены. Там на земле лежали камни, которые, согласно Традиции, наши предки сбрасывали на римских солдат в 3830 (70) году, защищая Иерусалим.

Это произвело большое впечатление на обоих, и они тогда решили: оттуда, где Восстание потерпело поражение, и Храм был разрушен, мы возьмем камень для нового начала — третьего возвращения в Цийон.

Правда, неизвестно, состоялась ли эта удивительная встреча раби Мусаева и Моше Монтефиоре на самом деле… Ведь сэр Монтефиоре умер в 5645 (1885) году, а раби Мусаев первый раз поднялся в Землю Израиля в 5650 (1890) году. Но о преданиях вопросы не задают, особенно о таких, которые дают пропитание экскурсоводам…

Камень из Храма в синагоге МусайофТот самый, легендарный камень из Храма в стене синагоги (фото: Симха Шапиро, с сайта kikar.co.il)

При строительстве этой синагоги были использованы не только священные камни. Рассказывают, что песок для строительства был привезен с Храмовой горы, а воду для цемента брали из водовода Шилоах в Городе Давида и источника Моца на окраине Иерусалима. Кроме того, все строители синагоги были евреями, как сказали бы теперь, «еврейский труд» (В скобках отметим: говорят, в синагоге в Пкиине тоже есть камень из Храма).

Молитвы, не прерывавшиеся здесь 120 лет, бесчисленные уроки Торы, увы, были прекращены из-за коронавируса и скоро возобновятся, с Б-жьей помощью. Среди раввинов, которые молились и давали уроки в синагоге «Мусайоф» были ришоней лэ-Цийон (носящие почетный титул Первых в Сионе, Главных раввинов): раби Яаков-Шауль Алишер, раби Мордехай Элияу и раби Овадья Йосеф, каббалисты раби Йеуда Ашлаг и раби Ицхак Кадури.

Мало кто знает, что среди раввинов, дававших здесь уроки, был один ашкенази, хасид ХАБАДараби Авраам-Хаим Наэ, лауреат премии имени рава Кука за религиозную литературу и известный оппонент Хазон Иша в вопросах «мер, количеств и весов». Сегодня эти его уроки передают по радио почти каждый день.

Объявление: синагога закрытаОбъявление на воротах: синагога закрыта (фото: Хаим Гольдберг, «Кикар а-Шабат»)

У входа в закрытай штиблУ входа в закрытую синагогу (фото: Хаим Гольдберг, «Кикар а-Шабат»)

Интересно, что во время восстания против британских властей Менахем Бегин, глава ЭЦЕЛя (Иргун Цваи Леуми — Национальная военная организация) и позже — руководитель Ликуда и глава правительства, прятался в особом помещении-тайнике в подполе штибла.

Дай Б-г, чтобы скорее закончилась эпидемия и мы бы удостоились прихода Машиаха и построения Храма!

По материалам сайта kikar.co.il


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.