Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не открывай любящему тебя никакой тайны, которую ты скрываешь от ненавистника, если только не испытал верность его любви многократно»Раби Йеуда а-Хасид, Сефер а-Хасидим 85
Знающему о своей забывчивости следует изо всех сил стараться запоминать свои дела и остерегаться повторять свои ошибки.

Забвение /шихеха/ — это весьма дурное свойство для человека, занятого делами этого мира и готовящего себя к миру будущему. Чтобы вспомнить, забывчивый должен вести запись всех дел, которые ведет с другими. Даже если речь идет о мелких деньгах, пусть записывает, одалживая другим и занимая у других, — пусть все записывает и старается не забыть. А почтенному человеку, знающему о своей забывчивости, не следует занимать у других, потому что они постыдятся потребовать долг, а он забудет и не заплатит, и понесет свой грех.

Знающему о своей забывчивости следует изо всех сил стараться запоминать свои дела и остерегаться повторять свои ошибки. Вот как поступил один царь. Он дал слуге грамоту и сказал: «Увидев меня в гневе, подай мне эту грамоту». А в грамоте было написано так: «Прекрати! Перестань! Потому что ты — тленное тело, одна часть которого поглотит другую часть». То есть из его плоти выйдут черви, которые съедят его плоть. И плоть его вскоре сгниет, и останутся лишь черви и прах. И был у того царя слуга, которому было приказано предстать перед царем, когда он прикажет бить кого-нибудь плетьми. И тот слуга должен был сказать: «Господин мой! Помни день Суда! Так же будут тебя бить огненными плетьми». Слуга должен был говорить так, чтобы сердце царя смирилось.

Из этого мы извлекаем поучение для многих вещей. Забывчивый пусть сделает себе памятки. И требуется положить себе урок, дабы не забыть Учение, как написано: «Только берегись и весьма оберегай душу свою, чтобы не забыл ты того, что ты видел» (Дварим 4; 9). И нужно остерегаться не забывать положительные качества.

Но пользуйся своей забывчивостью, чтобы забыть добрые дела, которые совершил. Потому что, если человек обратит свое внимание на то, чтобы помнить добрые дела, но забывать совершенные им зло и ошибки, и хитрости, то станет он в своих глазах праведником и не раскается. Пусть же помнит свои проступки и запишет их в книгу, и читает постоянно, чтобы помнить все и раскаяться в каждом, и исповедоваться в них пред Всевышним. А исполнение заповедей пусть помнить не старается. И пусть ему всегда кажется, что он ничего не сделал и полон грехов.

И пусть забудет проступки ближнего и простит ему, и изгонит из памяти своей ненависть и зависть, и злые помыслы. А во время молитвы пусть забудет все на свете, но думает о милости Всевышнего и о своем стремлении к Нему.

А когда отправляется по нужде, пусть забудет все Учение и все святое (см. Брахот 24б), но пусть размышляет в то время о домашних делах. И пусть думает, что он полон экскрементов, и тем унизит свою гордость и смирит свое сердце.

Относительно каждой заповеди пусть старается сделать нечто, чтобы не забыть ее, «ибо заповедь — свеча, и Учение — свет» (Мишлей 6; 23).


Как объясняет рав дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением. Читать дальше

Браха 1

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Какое благословение говорят на шоколад?

Браха Губерман

По-настоящему мудрый человек не будет настаивать на своем мнении, если на чаше весов лежит репутация других людей. История о том, как внук одного из величайших раввинов нашего поколения решил полакомиться шоколадом...

Тайна восемнадцати благословений. Благословение первое

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Сравнив Всевышнего с кем или чем бы то ни было, мы неизбежно уподобимся малышу, лепечущему: "Всевышний – как мой ребе!". Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

Тайна восемнадцати благословений. Благословение второе

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Не проще ли было сделать так, чтобы цветы росли без дождя, а человек рождался с запасом энергии на 120 лет? Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"