Темы: Недельная глава, Ваикра, Благодарность, Рав Бенцион Зильбер, Жертвоприношения, Любовь к Б-гу, Книга Ваикра
Мишкан — переносной Храм — уже собран. В первой недельной главе третьей книги Пятикнижия — «Ваикра» — сказано, что Всевышний призвал (ваикра) Моше и повелел ему передать народу законы жертвоприношений, которые являются частью служения Всевышнему в Храме. Глава называет пять видов «частных» жертв, приносимых отдельным человеком: ола, минха, шламим, хатат, ашам — и один вид «общественной» жертвы (хатат), приносимой от имени всей общины.
Среди жертвоприношений, законы которых излагает глава, есть жертвоприношения обязательные, например, хатат: человек, согрешивший по ошибке, обязан принести за свой грех жертву хатат. Но есть и другие жертвоприношения, не обязательные, которые приносят не во искупление
Возникает вопрос: каков смысл добровольных мицвот (таких в Торе немного, но они есть и помимо этих жертвоприношений)? В повелениях перечислены те действия, которых Всевышний желает от нас, в запретах — те действия, которые Ему отвратительны. А «факультативные» заповеди? Если
Этот вопрос задает в своей книге «Биркат Перец» рав
Для начала скажем, что заповеди, предписанные нам Торой, можно разделить на две категории. Некоторые из заповедей связаны с действием, например, такие, как наложение тфилин, трубление в шофар, а некоторые — с чувством (на языке Торы — с сердцем), например, такие, как страх перед Небесами, запрет ненавидеть другого еврея
Одна из связанных с чувством заповедей, данных нам
Рав Каневский говорит о нескольких путях пробудить в себе любовь к
Рамбам в «Сефер
В другой своей книге, «Сефер
Рабейну Бахья (Бахье, Бехайе) в книге «Ховот
Говоря о том, что к любви к Всевышнему приводит чувство благодарности, рабейну Бахья приводит такой пример. В семье растут двое приемных сыновей. Одного из них глава семьи нашел еще младенцем в пустыне и взял в дом, где о нем стали хорошо заботиться и где он рос как родной. Другого он выручил из беды, выкупил из долгов, когда тот был гораздо старше. Он пробыл в семье меньше времени, и на него было потрачено меньше сил. Кто из приемышей ощущает бóльшую благодарность к приемным родителям? Конечно, второй. Спасенный младенцем принимает заботу, тепло, пищу, кров как должное, второй же способен понимать, что с ним произошло и что для него было сделано. Мы не ощущаем, насколько велика милость Всевышнего к нам, поскольку привыкли к ней, считаем, что все так и должно быть. Чтобы ощутить благодарность и любовь к Всевышнему, надо почувствовать, что все могло бы быть совсем
А теперь предположим, что человек размышляет, как советуют ему мудрецы, и — не получается! Ничего с ним не происходит. Сердце его закрыто, чувства не пробуждаются.
На этот случай рав
В «Месилат йешарим» рав
Рав Элияу Деслер в «Михтав
Особенно активно развивается чувство, когда человек делает
Этот аспект недельной главы кратко рассматривается в «Беседах о Торе» рава Ицхака Зильбера, моего отца, благословенна его память. Там сказано: «Один еврей склонен делать добро людям, другому свойственна особая сосредоточенность в молитве, третий посвящает каждую минуту изучению Торы. Благодаря своим склонностям каждый порой делает больше того, что обязан. Так в них пробуждается любовь к
Таким образом, в форме добровольных мицвот мы получаем еще один инструмент, средство работы над собой, приближающее нас к Всевышнему.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?