Темы: Недельная глава, Ваикра, Благодарность, Рав Бенцион Зильбер, Жертвоприношения, Любовь к Б-гу, Книга Ваикра
Мишкан — переносной Храм — уже собран. В первой недельной главе третьей книги Пятикнижия — «Ваикра» — сказано, что Всевышний призвал (ваикра) Моше и повелел ему передать народу законы жертвоприношений, которые являются частью служения Всевышнему в Храме. Глава называет пять видов «частных» жертв, приносимых отдельным человеком: ола, минха, шламим, хатат, ашам — и один вид «общественной» жертвы (хатат), приносимой от имени всей общины.
Среди жертвоприношений, законы которых излагает глава, есть жертвоприношения обязательные, например, хатат: человек, согрешивший по ошибке, обязан принести за свой грех жертву хатат. Но есть и другие жертвоприношения, не обязательные, которые приносят не во искупление
Возникает вопрос: каков смысл добровольных мицвот (таких в Торе немного, но они есть и помимо этих жертвоприношений)? В повелениях перечислены те действия, которых Всевышний желает от нас, в запретах — те действия, которые Ему отвратительны. А «факультативные» заповеди? Если
Этот вопрос задает в своей книге «Биркат Перец» рав
Для начала скажем, что заповеди, предписанные нам Торой, можно разделить на две категории. Некоторые из заповедей связаны с действием, например, такие, как наложение тфилин, трубление в шофар, а некоторые — с чувством (на языке Торы — с сердцем), например, такие, как страх перед Небесами, запрет ненавидеть другого еврея
Одна из связанных с чувством заповедей, данных нам
Рав Каневский говорит о нескольких путях пробудить в себе любовь к
Рамбам в «Сефер
В другой своей книге, «Сефер
Рабейну Бахья (Бахье, Бехайе) в книге «Ховот
Говоря о том, что к любви к Всевышнему приводит чувство благодарности, рабейну Бахья приводит такой пример. В семье растут двое приемных сыновей. Одного из них глава семьи нашел еще младенцем в пустыне и взял в дом, где о нем стали хорошо заботиться и где он рос как родной. Другого он выручил из беды, выкупил из долгов, когда тот был гораздо старше. Он пробыл в семье меньше времени, и на него было потрачено меньше сил. Кто из приемышей ощущает бóльшую благодарность к приемным родителям? Конечно, второй. Спасенный младенцем принимает заботу, тепло, пищу, кров как должное, второй же способен понимать, что с ним произошло и что для него было сделано. Мы не ощущаем, насколько велика милость Всевышнего к нам, поскольку привыкли к ней, считаем, что все так и должно быть. Чтобы ощутить благодарность и любовь к Всевышнему, надо почувствовать, что все могло бы быть совсем
А теперь предположим, что человек размышляет, как советуют ему мудрецы, и — не получается! Ничего с ним не происходит. Сердце его закрыто, чувства не пробуждаются.
На этот случай рав
В «Месилат йешарим» рав
Рав Элияу Деслер в «Михтав
Особенно активно развивается чувство, когда человек делает
Этот аспект недельной главы кратко рассматривается в «Беседах о Торе» рава Ицхака Зильбера, моего отца, благословенна его память. Там сказано: «Один еврей склонен делать добро людям, другому свойственна особая сосредоточенность в молитве, третий посвящает каждую минуту изучению Торы. Благодаря своим склонностям каждый порой делает больше того, что обязан. Так в них пробуждается любовь к
Таким образом, в форме добровольных мицвот мы получаем еще один инструмент, средство работы над собой, приближающее нас к Всевышнему.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Авраам Борщевский
Грандиозная мезуза, созданная Авраамом Борщевским, — в Книге рекордов Гинесса
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Краткое изложение заповедей: формулировка, кто обязан соблюдать, обоснование
Хаим Донин
Заповедь выполнять волю Всевышнего неотделима от заповеди любить Его
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Журнал «Мир Торы»
Арье Зильберштейн родился в 1973 году в Днепропетровске. В 1990 году, окончив среднюю школу, приехал в Израиль, поступил учиться в ешиву «Швут Ами». Искусству софрута учился на специальных курсах у рава М. Ханина, организованных при ешиве «Швут Ами». Отслужил в израильской армии в качестве софера. (Арье Зильберштейн был единственным софером срочной службы в истории израильской армии). В 1997 году женился. С 1999 по 2001 преподавал в Минском отделении еврейской религиозной организации «Эш а-Тора». После этого работал в преподавателем в Московском колеле «Тора миЦион». В 2006 году по его инициативе в Москве открылся «Сойфер Центр», который он возглавил. Сейчас Арье Зильберштейн продолжает руководить работой этого центра, а также является координатором религиозных программ в Конгрессе еврейских религиозных организаций и объединений в России.
Арье Лев,
из цикла «Еврейские притчи»
Каждый день, произнося молитву «Шма, Исраэль…», мы читаем в первой ее части о заповеди установления мезузы на косяках дверей дома
Герман Вук,
из цикла «Это Б-г мой»
В разные эпохи и в разных странах у евреев были приняты — и сейчас приняты — различные типы головных уборов.
Авраам Борщевский
Вы уверены что ваша мезуза кошерна? Все не так просто...
Из книги «Пеле Еоэц»
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Базовые понятия иудаизма включают в себя кипу, цицит, тфиллин и мезузу. В чем предназначение каждой из этих вещей, и каким образом с их помощью мы исполняем заповеди Творца.