Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мы должны с максимальной серьезностью относиться к жизни, здоровью и благополучию каждого члена общества. Об этом наши мудрецы сказали: «Всякий, кто спас одного из Израиля, подобен тому, кто спас весь Мир».

Ответственность перед Всевышним, людьми и собой

Готовность принять ответственность за свои поступки является основным индикатором высоты морального и духовного уровня человека. Это говорит о том, что он является особо достойным представителем человечества. Чувство ответственности не является врожденным. Напротив, природа человека такова, что он всячески пытается освободиться от ответственности.

В создавшемся положении особо остро ощущается необходимость в том, чтобы каждый ответственно отнесся к тому, что происходит вокруг, и к своим действиям и поступкам. Всевышний возложил на нас особую ответственность за сотворенный Им мир, и мы обязаны оправдать это доверие. Мы должны со всей серьезностью, не страшась и не унывая, отнестись к тому положению, в котором мы по воле Творца должны находиться, и каждому необходимо сделать верный выбор с учетом того, что является на данный момент добром для него самого, для его окружения, для всех ближних.

Забота о здоровье — важная заповедь Торы

Поддержание хорошего состояния здоровья является для человека одной их важнейших заповедей. Рамбам[1] пишет, что человек должен следить за своим здоровьем, чтобы у него была возможность познать Творца, ибо невозможно по-настоящему постичь и осознать мудрость в состоянии болезни. Человек, который в своих действиях постоянно руководствуется мыслями о том, чтобы он и его ближние были физически крепки для служения Творцу, превращает свои действия в служение Творцу. В кодексе законов «Арбаа Турим»[2] сказано, что человеку заповедано вести себя так, чтобы быть здоровым и сильным для служения Творцу. Следя за своим здоровьем, человек исполняет заповедь Торы «И берегите очень души свои!»[3].

Рав Шимшон Рафаэль Гирш[4] пишет: «Тело и физическая сила даны человеку в качестве инструментов и средств, с помощью которых он может исполнять свое предназначение в мире». Мы должны с максимальной серьезностью относиться к жизни, здоровью и благополучию каждого члена общества. Об этом наши мудрецы сказали: «Всякий, кто спас одного из Израиля, подобен тому, кто спас весь Мир»[5].

Согласно нашим учителям, авторитетам Торы, в вопросах, связанных с опасностью для здоровья запрещено полагаться на чудо, и существует святая обязанность приложить все усилия в рамках законов природы, чтобы не заболеть, а если не берегся и заболел — то излечиться. Понятно, что молитва является одним из наиболее эффективных практических средств, необходимым для предотвращения и излечения болезней и недугов.

Обычно вопросы, связанные со здоровьем, даже в случае, когда речь идет об общей ситуации, в которой находятся люди, носят очень личный характер и должны решаться в сугубо индивидуальном порядке. Все же существуют некие универсальные положения, которые должны быть учтены в любой ситуации каждым членом общества.

Исполнение закона

Жизнь еврея во всех ее проявлениях четко регламентирована законами Торы. Забота о здоровье не является исключением. Прикладывая усилия к тому, чтобы не заболеть или вылечиться, необходимо учитывать законы субботы и праздников, законы, связанные с кошерностью пищи, правила еврейской скромности и запрет уединения с представителями противоположного пола и т.д. Вместе с этим, необходимо помнить, что, когда жизни человека угрожает опасность, ради спасения разрешено совершать любые действия, включая и те, которые в обычной ситуации запрещены Торой. При этом само «нарушение закона» во имя спасения человека является исполнением воли Творца.

Поскольку избавление приносит Всевышний, всякий раз, когда человек предпринимает какие-либо меры, чтобы уберечься от болезни или излечиться от нее, он должен напрямую обращаться к Творцу: «Да будет угодно Тебе, Творец мой, чтобы те усилия, которые я предпринимаю, принесли мне выздоровление, ибо Целитель, не взимающий плату Ты».

Обязанность обеспечить личную безопасность и безопасность ближних

Жизнь человека является величайшей ценностью, и ему заповедано заботиться о ее сохранности и сохранности жизни его ближних. По воле Творца, люди подвержены законам природы и, хотя Он в частном порядке вершит чудеса, тем ни менее, запрещено изначально полагаться на чудо. Тора запрещает людям попадать в ситуации, в которых может возникнуть опасность для жизни.

Контроль за тем, чтобы не причинить ущерб ближнему

Человек должен контролировать свои действия, чтобы не нанести вред ближнему, даже косвенно и даже если существует самая ничтожная вероятность ущерба. Человек несет ответственность за ущерб, причиненный им другим людям в любом случае. Даже если это произошло непреднамеренно. Нельзя сказать: «Я не буду заботиться о том, чтобы не причинить вред ближнему, а если ему будет все же нанесен ущерб из-за меня, я готов понести полагающееся мне наказание». Ведь пострадавшему не станет легче от того, что вредитель будет наказан. Это верно и в случае с материальной компенсацией, ибо никакие санкции не могут полностью возместить ущерб: совершенное невозможно повернуть вспять и полностью ликвидировать все его последствия. Поэтому каждый должен строго следить за тем, чтобы даже косвенным образом ни в коем случае не причинить ущерб ближнему.

Поведение во время эпидемии

Как только стало известно о разразившейся эпидемии, согласно закону, человек сразу же должен покинуть очаг заражения, до полной ликвидации опасения заразиться[6]. Если эпидемия охватила большинство мест, а также если от нее можно спастись, изолировавшись от мест скопления людей или приняв подобные меры, необходимо это сделать, чтобы не заразиться и не заразить других[7]. Есть обязанность беспрекословно исполнять требования и рекомендации врачей и других специалистов, компетентных в данном вопросе. В противном случае, человек совершает нарушение против Б-га и людей, и грех его велик[8].

Усилия не противоречат упованию

Наши учителя говорят, что управление Творца этим миром в отношении здоровья и жизни людей вершится по трем основным схемам. Иногда Всевышний решает, что человек будет жив и здоров в любом случае. Тогда и без того, чтобы человек прикладывал какие бы то ни было усилия, он останется в полном здравии и сохранности. В ряде случаев Творец считает, что человек должен заболеть или погибнуть. Если так, то этому человеку не помогут абсолютно никакие усилия: приговор будет приведен в действие при любых условиях. Но чаще всего Создатель управляет миром в соответствии с третьей схемой. Жизнь и здоровье того или иного творения поставлена в четкую зависимость от приложенных им усилий в плане заботы о своей безопасности. Предпринял человек необходимые меры для сохранения жизни и здоровья, исходя из законов природы и общепринятого поведения, — будет жив и здоров, решил не прикладывать усилий — заболеет или погибнет[9].

Дополнительно к этому наши мудрецы сообщили нам еще одно правило: в час опасности каждому человеку следует вести себя с особой осторожностью, ибо в это время нашему главному обвинителю-Сатану дано право голоса[10].

Конкретно о «короне»

Коронавирус или Covid-19, как известно, в эти дни широко распространился по миру. По своим симптомам он схож с гриппом, являясь при этом более опасным заболеванием. Это выражается в более высокой вероятности осложнений в дыхательных путях или даже смертельного исхода. Кроме этого, этот вид болезни намного более заразен и распространяется гораздо быстрее. Согласно свидетельствам специалистов, особо опасен данный вид вируса для пожилых людей, для людей с пониженным иммунитетом, высоким давлением, для тех, кто страдает диабетом или астмой.

Мы уже успели явиться свидетелями того, как в разных странах мира по-разному отнеслись к эпидемии: где-то были приняты более строгие меры, где-то были приняты меры среднего уровня, а где-то — почти не последовало реакции со стороны государственных структур. Несомненно, что в местах, где были приняты самые строгие меры (как этого требует закон Торы), в значительной мере удалось приостановить рост распространения эпидемии.

Согласно законам Торы, поскольку данный вид болезни считается опасным, так как в 2-4 процентах случаев она заканчивается летальным исходом, существует заповедь предпринять все усилия, чтобы снизить вероятность заражения, как сказано: «И берегите очень души свои!»[11]. Так, например, запрещено находиться в местах скопления людей, особо строго отнестись к соблюдению гигиены и стерильности: пользоваться бумажными полотенцами, обрабатывать руки спиртовым раствором и т.п. В местах, где управляющие структуры не проявляют особой активности для предотвращения распространения эпидемии, общины и частные лица обязаны по собственной инициативе предпринимать соответствующие меры и убеждать в этом других.

В случае подозрения на заболевание, человек обязан находиться в изоляции и не допускать контакта с другими людьми. При этом человек должен иметь намерение исполнить заповедь Всевышнего.

Молитва при большом стечении людей особо принимается на Небесах. Но в свете того положения, в котором мы теперь пребываем, когда скопление народа может представлять повышенную угрозу заражения, следует молиться малыми группами или в одиночку. Существуют определенные законы, которые распространяются на случаи, когда приходится молиться в одиночку. Например, какое время предпочтительнее выбрать для молитвы.

Все сказанное выше в одинаковой мере относится к людям любого возраста и состояния здоровья. И хотя у молодых здоровых людей заболевание, как правило, проходит в довольно легкой форме, тем ни менее, они являются вирусоносителями и представляют опасность для людей, принадлежащих к группе повышенного риска.

В некоторых общинах принято, что мужчины посещают микву либо перед субботой, либо каждое утро. Поскольку специалисты считают, что посещение миквы повышает вероятность заражения, следует временно воздержаться от исполнения этого важного обычая. Постфактум посещение миквы мужчина может заменить, вылив на себя за один раз 12.5 (по другим мнениям — 22) литра проточной воды. (Заметим, что для ритуального очищения женщины-ниды и новой посуды, купленной у нееврея, миква не может быть заменена обливанием).

Хотелось бы в завершение пожелать всем счастья, крепкого здоровья и духа и скорейшего завершения карантина. И еще очень важно извлечь из происходящего уроки, ведь неспроста Творец столь строго говорит с нами. На что нас хочет пробудить от дремучего сна Создатель? «А теперь, Исраэль, что Г-сподь Б-г твой, требует от тебя? Только бояться Г-спода Б-га твоего…»[12].


[1] «Яд а-Хазака», «Илхот Дэот», 3:3 и 4:1.

[2] «Орах Хаим», п.155.

[3] Дварим 4:15.

[4] «Хорев», стр.283.

[5] «Санэдрин», 37а.

[6] Рамо, «Йорэ Дэа», 116:5.

[7] «Бава Кама», 60б.

[8] Так постановил рабби Акива Эйгер во время эпидемии холеры, распространившейся в Польше в 1831г., «Игрот Софрим», п.30.

[9] «Хинух», заповедь 546; Рашбеш; «Пеле Йоэц», «Рэфуа».

[10] Раши, «Берейшит» 42:4.

[11] Дварим 4:15.

[12] Дварим 10:12.

 


Тот, кто смешал с водой муку, произведенную из одного из пяти основных видов злаков, и не испек полученное таким образом тесто в течение установленного времени, — создал хамец,т.е. тесто успело закваситься. Читать дальше

Хамец

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Смысл запрета хамеца в праздник Песах

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель

Закваска и хамец символизируют гордыню, которая разрушает душу человека. Дата и способ уничтожения квасного служат важным уроком для всех нас.

Продажа хамеца

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Тот, кто владеет большим количеством квасного и не хочет уничтожать его перед Песах, поскольку понес бы в таком случае значительные убытки, может продать его нееврею.

Ночь Седера

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера