Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Приветствуй первым каждого человека»Пиркей Авот 4, 15
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению

Начальный период

В 4236 (476) году Западная Римская империя пала. Евреи облегченно вздохнули, ибо языческие немецкие короли защищали их от преследований католических священников. Когда христианские фанатики сожгли синагоги в городе Равенне, остготский король Теодор заставил горожан отстроить их заново. Однако в 4315 (555) году византийский император Юстиниан разгромил остготов, и положение евреев значительно ухудшилось.

Правление Византии в Северной и Центральной Италии было сравнительно недолгим. Северную Италию захватили лангобарды, которые до своего крещения относились к евреям довольно терпимо. В Южной Италии византийцам пришлось поделиться властью с католической церковью. Политическое влияние Римского папы было довольно значительным, и византийские политики не могли с ним не считаться.

Первые папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению. Так, например, Григорий Первый, сделав священникам серьезное внушение, предотвратил нападения на синагоги.

Когда в VIII в. Карл Великий завоевал Северную и Центральную Италию, он распространил на итальянских евреев то покровительство, которое он оказывал евреям Германии и Франции. После смерти Карла Великого германские императоры продолжали его политику и брали под защиту евреев, проживавших на территории империи.

Когда во время крестовых походов жадная толпа бесчинствовала во Франции, папы удерживали итальянцев от нападений на евреев, от убийств и грабежей. Тем не менее они облагали евреев непомерными налогами и не упускали случая выказать им свое пренебрежение.

Период кровавых наветов прошел в Италии относительно спокойно: Рим объявил кровавые наветы клеветой и призвал епископов разных стран наказать клеветников.

Католическая церковь запрещала пользоваться услугами евреев-врачей. Но авторитет их был столь высок, что, как правило, придворными врачами католических и светских правителей становились евреи. Евреи, достигшие высокого положения при дворе папы или короля, использовали все свое влияние для защиты своего народа от преследований властителей и толпы.

Север и юг

В средние века центром еврейства Северной Италии стала Венеция. Евреи принимали самое активное участие в торговой жизни города, что, естественно, вызывало противодействие венецианских купцов. Евреев облагали чудовищными налогами, дважды изгоняли из Венеции и разрешали вернуться только ценой огромного выкупа.

Еврейские общины были в Падуе и в Ферраре. Большинство евреев занималось ростовщичеством. Поскольку в этих местах многие итальянцы ссужали деньги под проценты, участие евреев не вызывало ненависти горожан. Более того, во Флоренции евреи давали ссуды нуждающимся христианам, задавленным высокими процентами католических ростовщиков. И, когда фанатики-монахи Северной Италии пытались восстановить местных жителей против евреев, народ не пошел за ними.

Только в небольшом Триденте, граничившем с немецкими землями, в 5235 (1475) году произошла вакханалия кровавого навета. Несколько человек погибло, но папе удалось прекратить беспорядки и защитить евреев Тридента и всей Северной Италии.

Иной была судьба евреев Южной Италии. Долгое время там правили византийцы, потом их сменили арабы, дважды власть захватывали итальянские герцоги, и, в конце концов, всю Южную Италию захватили норманны.

Византийцы отличались жестокостью, но местное католическое население оставляло без внимания проповеди византийских священников, настраивающих их против евреев. В этом случае влияние Рима было сильнее.

Арабы-мусульмане, захватившие некоторые города на юге, хотя и мстили христианам за преследования своих единоверцев в других странах, проявляли, однако, относительную терпимость к другим религиям. Но от постоянных войн страдали все.

В 4630 (870) году византийский император Василий приказал крестить всех подвластных ему евреев, в том числе живших в Южной Италии. Рассказывают, что раби Шфатья вылечил дочь императора и в награду попросил освободить от крещения евреев пяти итальянских городов.

Остров Сицилия находился под властью мусульман более 200 лет (4587—4821/827—1061 годы). Среди мусульман евреи чувствовали себя более свободно, нередко занимая высокие государственные посты. Так, например, правитель Кайруана Моиз, захвативший в 4720 (960) году Сицилию и южные порты Италии, назначил своим советником раби Палтиэля. После завоевания Моизом Египта раби Палтиэль стал старейшиной его двора.

Примерно за десять лет до I крестового похода Сицилия и вся Южная Италия перешли в руки норманнов, которые подобно немецким королям считали евреев своей собственностью. Такой статус обеспечивал евреям некоторую защиту от христианских фанатиков и дикой толпы.

Когда Южная Италия вошла во владения германского короля Фридриха II из дома Штауфов, положение евреев еще более упрочилось.

Этот просвещенный император приглашал еврейских, мусульманских и христианских мудрецов к своему двору, где устраивались дискуссии на различные религиозные темы.

Его сын и преемник Конрад умер молодым, и папа передал власть над Южной Италией французскому герцогу Шарлю, что привело к резкому ухудшению положения евреев. Герцог Шарль прилагал неимоверные усилия для того, чтобы принудить евреев к крещению.

Очень скоро Сицилия освободилась от французского владычества, войдя в состав арагонского королевства. Положение евреев Сицилии определялось особенностями политики арагонского двора. Хотя в самом Арагоне усиливались антиеврейские настроения, тем не менее наместники в Сицилии сдерживали фанатиков, не позволяя им творить такие зверства, какие видела земля Испании. Всплески ненависти к евреям, пик которых пришелся на 5151 (1391) год, не затронули Сицилию.

Но в XV веке после консолидации испанского королевства политика травли и притеснений была распространена и на подвластные Испании земли, так что декрет 5252 (1492) года об изгнании евреев относился и к общине Сицилии. Свыше ста тысяч евреев покинули остров. Многие из них нашли убежище в Южной Италии, но когда испанцы спустя тридцать лет захватили и ее, беженцы двинулись на Север Италии и на Балканский полуостров.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


В недельной главе Шмини излагаются события восьмого дня подготовки коаним к их миссии: в этот день Аарон и его сыновья впервые приступили к служению в Храме. Читать дальше

Пять причин, по которым сыновья Аарона заслужили наказание смертью

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Сыновья Аарона неподобающим образом отнеслись к Святая Святых. Тора подчеркивает, что этот проступок был страшным.

Избранные комментарии к недельной главе Шмини

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Одна общая цель всех требований, символически предъявляемая нам церемониями жертвоприношений — это не оставлять в наших сердцах места для «дурного побуждения»

На тему недельной главы, Шмини 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Похвала должна быть искренней и конкретной. Выражение «он хороший мальчик» зачастую раздражает родителей, которые хотят убедиться, что учитель не отделывается общими фразами, а действительно хорошо знает их ребенка. Хвалить нужно действия человека, упоминая его достижения и успехи.

Глава Шмини

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Планы Надава и Авиhу возглавить еврейский народ выражались в форме, явно неуважительной для Моше и Аарона

Мидраш рассказывает. Недельная глава Шмини

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Не быть жестокосердным. Шмини

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«ШМИНИ» («ВОСЬМОЙ»). Из чего мы состоим?

Рав Бенцион Зильбер

Глава описывает события, которые произошли на восьмой день («И было в восьмой день») с момента подготовки коаним (священнослужителей) к служению в Храме. В этот день (он пришелся на первое нисана второго года по выходе евреев из Египта) Аарон и его сыновья впервые приступили к служению в Храме. Огонь на жертвеннике, куда были возложены требуемые законом жертвы, был зажжен не коаним, а спустился с Небес, что свидетельствовало о присутствии в Храме Шехины Всевышнего. При открытии Храма погибли два сына Аарона, совершившие ошибку при вознесении воскурений. Аарону и остальным его сыновьям Всевышний приказал не соблюдать траура, несмотря на постигшее их горе. Заключительная часть главы посвящена законам о разрешенных евреям в пищу (кашерных) и не разрешенных в пищу (некашерных) животных, птицах и рыбах, а также некоторым законам о ритуальной чистоте и нечистоте.

Глава Шмини

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Две причины гибели сыновей Аарона, упомянутые в Мидраше: они, идя за Моше и Аароном, говорили: «Когда умрут старцы эти», и не создали семьи.