Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не будьте, как рабы, служащие господину ради награды, а будьте, как рабы, исполняющие работу бескорыстно, — и пусть будет в вас трепет перед Небесами»Пиркей Авот 1, 3
Невозможно описать все тяготы дорог изгнания из Испании и Португалии

Безвыходная ситуация

Около ста тысяч евреев, заплатив огромные деньги, нашли временное (на восемь месяцев) пристанище в Португалии. После того, как среди изгнанников вспыхнула эпидемия, правительство Португалии потребовало, чтобы они покинули страну. Португальцы предоставили евреям корабли, но соседние страны, опасаясь эпидемии, не позволяли им приближаться к своим берегам. Владельцы кораблей и моряки использовали бедственное положение беженцев для наживы: отбирали деньги, имущество и даже женщин и девочек. Наконец, после многих недель страдании оставшиеся в живых прибыли в Марокко.

Но немало евреев осталось в Португалии, пропустив все сроки отъезда. С ними король Жоан поступил очень жестоко: тот, кто не внес чудовищный выкуп, становился рабом. Португальская аристократия охотно покупала рабов. Маленьких детей отбирали у родителей и отправляли на отдаленный остров, чтобы вытравить из их памяти еврейское прошлое. Прижав к груди младенцев, женщины бросались в море. Смерть становилась избавлением от жестокостей новых хозяев.

После смерти короля Жоана его наследник Мануэль освободил порабощенных евреев.

Финал трагедии

Однако уже через год Мануэль изменил свое отношение к евреям. Он собирался обручиться с наследницей испанского престола, дочерью Фернандо и Изабеллы. За это от него потребовали, чтобы он изгнал из Португалии всех евреев, которые отказываются от крещения.

Мануэль объявил, что дает евреям на раздумье десять месяцев. Король надеялся, что те, кто уже пережил одно жестокое изгнание, предпочтут креститься.

Он ошибся. Почти все португальские евреи и изгнанники из Испании остались верными Святой Торе. Разгневанный Мануэль повторил бесчеловечный опыт Жоана: детей стали отнимать у родителей, чтобы сделать из них настоящих христиан. Мануэль считал, что в такой безвыходной ситуации родители примут христианство. Однако многие предпочли убить своих детей и себя, чтобы спасти свои души.

Настал назначенный день, и снова евреи собрались в путь. Но на всех не хватило кораблей, и около 20 тысяч человек остались в Лиссабоне. Жестокий король приказал солдатам окружить еврейский район. К евреям были посланы священники, их морили голодом, чтобы они отказались от веры отцов. Увидев сколь велика их стойкость, Мануэль приказал солдатам силой загнать евреев в церкви и там крестить.

Как овец на заклание, повезли их на телегах под усиленной охраной. В пути евреи оскорбляли солдат, стараясь вызвать их гнев. Они надеялись, что солдаты убьют их, но король запретил обращать внимание на вопли мучеников.

Несмотря на все старания властей небольшое количество евреев еще оставалось в стране. В 5258 (1498) году, после того как страсти вокруг еврейского изгнания улеглись, король предоставил возможность последним евреям покинуть Португалию. В том же году состоялось изгнание из Гренады, расположенной на севере Испании. На Пиренейском полуострове не осталось ни одного еврея.

Сотни лет страдали несчастные анусим, продолжавшие тайно исполнять еврейские обряды. С каждым поколением они все дальше уходили от веры отцов, пока, наконец, в их среде не осталась лишь зыбкая память о прошлом. Пятьдесят лет тому назад потомки насильно крещеных португальских евреев вернулись к Торе.

Невозможно описать все тяготы дорог изгнания из Испании и Португалии. Счастливы были те, которые смогли добраться до Турции и найти там убежище от христианского фанатизма.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Никогда не отчаивайся

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Успешный, здоровый и совершенно нерелигиозный (или антирелигиозный) миллионер... Прежде, чем подражать ему, следует помнить: всё в этом мире является преходящим. Деньги могут обратиться в пыль за одно мгновение, тогда как душа вечна.

Дерех Хаим 1. Комментарий Маараля на трактат Авот 1:1

Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Трактат «Пиркей-авот» является одним из важнейших сочинений на морально-этические темы. В комментариях Маараля к первой главе подробно обсуждается вопрос религиозной преемственности при передаче Торы от Моше следующим поколениям. Особое место уделяется характеристикам горы Синай, которая неслучайно была выбрана в качестве места для дарования Торы еврейскому народу.

Дерех Хаим 2. Комментарий Маараля на трактат Авот. 1:2. На трех вещах стоит мир

Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Наши священные книги составлены очень кропотливо. Каждое слово в них было выбрано неслучайно. Первая глава книги «Поучения отцов» сообщает о непрерывной традиции передачи Торы, а также о предназначении этого мира. Всё сотворенное в нем зависит от нас самих.

Словами скрытые миры 1. Мир слова

Рав Моше Айземанн,
из цикла «Словами скрытые миры»

Из книги «Словами скрытые миры»