Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В наше время, когда нет Храма и нет жертвенника, на котором приносились очистительные жертвы, только раскаянием можно заслужить прощение. Раскаяние искупает все грехи»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 1, 2
Одеяние души — это тело. Перемена одежды указывает на исправление качеств.

«Что это за почет (субботы), о котором говорили мудрецы? Человеку следует омыть горячей водой лицо, руки и ноги в честь субботы, после чего он заворачивается в цицит и сидит со всей серьезностью, ожидая принятия лика субботы, как если бы он выходил навстречу царю. А мудрецы древности собирали своих учеников в канун субботы, облачались и говорили: Давайте выйдем навстречу царице-субботе! В честь субботы также следует надеть чистую одежду. И не должна быть будничная одежда подобна субботней…» (Рамбам, Законы субботы).

К почитанию субботы относится умывание тела и перемену одежды. «Две вещи были у первого человека: одно — образ Б-га, в котором он был сотворен, а второе — почет и слава, и это — одеяния Адама. Ведь раби Йоханан называл одежду “мое уважение”» (Маараль).

Если мы рассмотрим глубинный смысл вопроса, то увидим: одеяние души — это тело. Перемена одежды указывает на исправление качеств.

*

«Когда ты поразмыслишь об “образе Б-га” и об “одеяниях”, ты поймешь, что образ — это нечто божественное, а слава — не есть нечто божественное: она обращена к миру» (Маараль). Мы можем дать такое определение: одеяния — это тот способ, через который раскрывается внутреннее содержание вещи по отношению к другим. Это раскрытие происходит посредством сокрытия внутреннего содержания и демонстрации только того, что разрешается раскрыть. Одеяние есть раскрытие уважительным образом. А ведь в этом и заключается суть почета (как объяснялось в книге Знание молитвы): раскрытие, указывающее на глубину сокрытия, которое невозможно раскрыть. Поэтому у каждого человека есть одеяния в соответствии с его достоинством и в соответствии с тем, как он открывается другим людям.

Корень данного явления — раскрытие Всевышнего в мире через одеяния, — ведь все мироздание и Тора есть облачения для раскрытия воли Всевышнего в мире, они — слава Творца. «Господь воцарился, величием облачен». Поразмыслите над этим хорошенько.

«Великолепием облек день отдохновения» — намек на то, что субботняя одежда не должна быть подобна будничной. И об одежде священника сказано: «…для славы и великолепия», и написано: «надень одежды великолепия своего» (Абудраам, Субботний молитвенник). В этот день прорывается и светит внутреннее содержание мироздания — «врата, обращенные на восток… откроются», и потому облачения Царя — все мироздания — светят особым сиянием и славой, «небеса рассказывают славу Б-га».

Так это и по отношению к человеку — микрокосму Творения: его возвышенное внутреннее содержание сияет и прорывает одеяния его тела: «…благословил Он ее (субботу) светом лица человека, освятил ее светом лица человека, свет лица человека в будни не похож на свет его лица в субботу» (Берешит раба 11:2). Это свечение дополнительной души. Поэтому человек должен поставить себя в положение уподобления формы Создателю, надев соответствующие субботе одеяния, и облачиться в царское убранство навстречу царице-субботе. Поразмыслите над всем этим.


Продолжается пересказ речи Моше, которую он произнес перед смертью и которой посвящена последняя книга Торы. В этой главе пророк предупреждает евреев о необходимости соблюдать заповеди, повторяет получение Десяти Заповедей на горе Синай и предрекает будущее Изгнание народа из Земли Израиля. В этой же главе приведена первая часть молитвы Шма Исраэль. Читать дальше