Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Раввины на борту пиратского судна прибывают в Кордову. Как не потерять обладание.

Рассказывают, что в 4750-м году от сотворения мира (990 г. н. э.) один мусульманский правитель послал своего военачальника пиратствовать в море. Разбойники захватывали корабли из других стран, грабили их, а всех людей связывали и увозили в рабство. На одном из захваченных ими кораблей из Вавилонии находились мудрецы Торы: раби Хушиэль, отец рабейну Хананеля (впоследствии — знаменитого комментатора Талмуда), раби Шмарья, сын раби Эльханана, раби Моше и его сын раби Ханох. С раби Моше была его жена, отличавшаяся необыкновенной красотой, и она, к сожалению, приглянулась капитану пиратского судна. Поняв намерения негодяя, женщина спросила мужа на святом языке: «Встанут ли утонувшие в море во время воскрешения мертвых?» Раби Моше ответил стихом из Писания: «Сказал Всевышний: Из Башана верну [тебя], верну из пучины морской» (Теилим, 68:22). Тогда праведная женщина бросилась в море, чтобы не достаться нечестивцу…

Когда судно подошло к берегам Александрии, что в Египте, пираты продали там в рабство раби Шмарьяу. Попав в Египет, мудрец встретился с местной еврейской общиной, и вскоре заслужил там всеобщее признание как глава всех законоучителей.

Дальнейшее плавание по Средиземному морю привело корабль с пленниками к берегам Туниса, где был продан раби Хушиэль. Он очутился в Кайруане, и так же, как раби Шмарьяу в Египте, стал духовным лидером местных евреев.

Тем временем пиратское судно продолжило свой путь, и вскоре прибыло в Кордову, где местная еврейская община, действуя во имя исполнения заповеди выкупа пленных, выкупила оставшихся пленников — раби Моше и его сына, раби Ханоха. Поначалу евреи Кордовы не имели представления, какие великие знатоки Торы оказались в их краях. Раби Моше и раби Ханох отправились в Дом Учения, которым руководил судья раби Натан. Раби Натан давал урок своим ученикам, и не смог объяснить одно трудное место в трактате Йома. Раби Моше, до этого скромно сидевший в углу бейт-мидраша, попросил слова и подробно разъяснил все, что было непонятно, а также ответил на все вопросы присутствующих. Тут же раби Натан встал со своего места и объявил:

«Вот наш рав и судья, а я — его ученик! Мы должны выбрать нашего гостя главой над всеми нами». Все евреи Кордовы приветствовали нового раввина, они собрали для него большую сумму и одели его в дорогие одежды, как подобает великому мудрецу.

Пират, продавший пленников, увидел, какие почести оказывают раби Моше, и пожалел, что продешевил, продав его по цене обычного раба. Он хотел вернуть его себе, чтобы максимально нажиться, но испанский правитель воспротивился: он был рад, что теперь его еврейские подданные не будут нуждаться в переписке с мудрецами Вавилонии для решения своих вопросов, как было до этого.

Раби Моше обосновался в Кордове, вторично женился там, породнившись с самыми уважаемыми семействами, и из них же нашел жену для своего сына, раби Ханоха. Два этих мудреца стали столпами Торы для дальнейших поколений евреев Испании.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.