Из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов», темы: Мудрецы, Ришоним, Вавилон, Изучение Торы, Испания, Мирьям Климовская, Рассказы
Рассказывают, что в 4750-м году от сотворения мира (990 г. н. э.) один мусульманский правитель послал своего военачальника пиратствовать в море. Разбойники захватывали корабли из других стран, грабили их, а всех людей связывали и увозили в рабство. На одном из захваченных ими кораблей из Вавилонии находились мудрецы Торы: раби Хушиэль, отец рабейну Хананеля (впоследствии — знаменитого комментатора Талмуда), раби Шмарья, сын раби Эльханана, раби Моше и его сын раби Ханох. С раби Моше была его жена, отличавшаяся необыкновенной красотой, и она, к сожалению, приглянулась капитану пиратского судна. Поняв намерения негодяя, женщина спросила мужа на святом языке: «Встанут ли утонувшие в море во время воскрешения мертвых?» Раби Моше ответил стихом из Писания: «Сказал Всевышний: Из Башана верну [тебя], верну из пучины морской» (Теилим, 68:22). Тогда праведная женщина бросилась в море, чтобы не достаться нечестивцу…
Когда судно подошло к берегам Александрии, что в Египте, пираты продали там в рабство раби Шмарьяу. Попав в Египет, мудрец встретился с местной еврейской общиной, и вскоре заслужил там всеобщее признание как глава всех законоучителей.
Дальнейшее плавание по Средиземному морю привело корабль с пленниками к берегам Туниса, где был продан раби Хушиэль. Он очутился в Кайруане, и так же, как раби Шмарьяу в Египте, стал духовным лидером местных евреев.
Тем временем пиратское судно продолжило свой путь, и вскоре прибыло в Кордову, где местная еврейская община, действуя во имя исполнения заповеди выкупа пленных, выкупила оставшихся пленников — раби Моше и его сына, раби Ханоха. Поначалу евреи Кордовы не имели представления, какие великие знатоки Торы оказались в их краях. Раби Моше и раби Ханох отправились в Дом Учения, которым руководил судья раби Натан. Раби Натан давал урок своим ученикам, и не смог объяснить одно трудное место в трактате Йома. Раби Моше, до этого скромно сидевший в углу бейт-мидраша, попросил слова и подробно разъяснил все, что было непонятно, а также ответил на все вопросы присутствующих. Тут же раби Натан встал со своего места и объявил:
«Вот наш рав и судья, а я — его ученик! Мы должны выбрать нашего гостя главой над всеми нами». Все евреи Кордовы приветствовали нового раввина, они собрали для него большую сумму и одели его в дорогие одежды, как подобает великому мудрецу.
Пират, продавший пленников, увидел, какие почести оказывают раби Моше, и пожалел, что продешевил, продав его по цене обычного раба. Он хотел вернуть его себе, чтобы максимально нажиться, но испанский правитель воспротивился: он был рад, что теперь его еврейские подданные не будут нуждаться в переписке с мудрецами Вавилонии для решения своих вопросов, как было до этого.
Раби Моше обосновался в Кордове, вторично женился там, породнившись с самыми уважаемыми семействами, и из них же нашел жену для своего сына, раби Ханоха. Два этих мудреца стали столпами Торы для дальнейших поколений евреев Испании.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»