Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Когда виновный просит у обиженного им прощения, тому следует простить его от всего сердца и от всей души»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 10
Раввины на борту пиратского судна прибывают в Кордову. Как не потерять обладание.

Рассказывают, что в 4750-м году от сотворения мира (990 г. н. э.) один мусульманский правитель послал своего военачальника пиратствовать в море. Разбойники захватывали корабли из других стран, грабили их, а всех людей связывали и увозили в рабство. На одном из захваченных ими кораблей из Вавилонии находились мудрецы Торы: раби Хушиэль, отец рабейну Хананеля (впоследствии — знаменитого комментатора Талмуда), раби Шмарья, сын раби Эльханана, раби Моше и его сын раби Ханох. С раби Моше была его жена, отличавшаяся необыкновенной красотой, и она, к сожалению, приглянулась капитану пиратского судна. Поняв намерения негодяя, женщина спросила мужа на святом языке: «Встанут ли утонувшие в море во время воскрешения мертвых?» Раби Моше ответил стихом из Писания: «Сказал Всевышний: Из Башана верну [тебя], верну из пучины морской» (Теилим, 68:22). Тогда праведная женщина бросилась в море, чтобы не достаться нечестивцу…

Когда судно подошло к берегам Александрии, что в Египте, пираты продали там в рабство раби Шмарьяу. Попав в Египет, мудрец встретился с местной еврейской общиной, и вскоре заслужил там всеобщее признание как глава всех законоучителей.

Дальнейшее плавание по Средиземному морю привело корабль с пленниками к берегам Туниса, где был продан раби Хушиэль. Он очутился в Кайруане, и так же, как раби Шмарьяу в Египте, стал духовным лидером местных евреев.

Тем временем пиратское судно продолжило свой путь, и вскоре прибыло в Кордову, где местная еврейская община, действуя во имя исполнения заповеди выкупа пленных, выкупила оставшихся пленников — раби Моше и его сына, раби Ханоха. Поначалу евреи Кордовы не имели представления, какие великие знатоки Торы оказались в их краях. Раби Моше и раби Ханох отправились в Дом Учения, которым руководил судья раби Натан. Раби Натан давал урок своим ученикам, и не смог объяснить одно трудное место в трактате Йома. Раби Моше, до этого скромно сидевший в углу бейт-мидраша, попросил слова и подробно разъяснил все, что было непонятно, а также ответил на все вопросы присутствующих. Тут же раби Натан встал со своего места и объявил:

«Вот наш рав и судья, а я — его ученик! Мы должны выбрать нашего гостя главой над всеми нами». Все евреи Кордовы приветствовали нового раввина, они собрали для него большую сумму и одели его в дорогие одежды, как подобает великому мудрецу.

Пират, продавший пленников, увидел, какие почести оказывают раби Моше, и пожалел, что продешевил, продав его по цене обычного раба. Он хотел вернуть его себе, чтобы максимально нажиться, но испанский правитель воспротивился: он был рад, что теперь его еврейские подданные не будут нуждаться в переписке с мудрецами Вавилонии для решения своих вопросов, как было до этого.

Раби Моше обосновался в Кордове, вторично женился там, породнившись с самыми уважаемыми семействами, и из них же нашел жену для своего сына, раби Ханоха. Два этих мудреца стали столпами Торы для дальнейших поколений евреев Испании.


Продолжается пересказ речи Моше, которую он произнес перед смертью и которой посвящена последняя книга Торы. В этой главе пророк предупреждает евреев о необходимости соблюдать заповеди, повторяет получение Десяти Заповедей на горе Синай и предрекает будущее Изгнание народа из Земли Израиля. В этой же главе приведена первая часть молитвы Шма Исраэль. Читать дальше