Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тора — окно. Сквозь него мы можем разглядеть Того, Кто даровал Тору»Рабби Хайкель из Амдуры
Каббалистический смысл разных имен Творца

Почему вторая книга Торы называется «Шмот» («Имена»)? Простой ответ на этот вопрос состоит в том, что с так начинается первая строка этой книги: «И это имена сыновей Израиля, пришедших в Египет…», после чего перечисляются имена двенадцати сыновей нашего праотца Яакова. Но если мы немного углубимся в эту тему, то обратим внимание, что уже во время своего первого пророческого видения Моше Рабейну задал вопрос Творцу (Шмот 3:13): «Когда я приду к сыновьям Израиля и скажу, что Всесильный ваших отцов послал меня к вам, они спросят: “Как Его имя”? Что я им скажу?» И отвечал ему Творец (Шмот 3:14): «Экье ашер экье» — так скажи сыновьям Израиля — «Экье послал меня к вам». Какой же смысл заключен в этом Имени? На иврите оно значит «Я буду». Так человек обращается к самому себе. И это Имя Творца означает то, что называется короной царя — «кетер». То, как Сам Царь обращается к Самому Себе. Имя, в котором заключено желание Творца — его «рацон» — сотворить мир и раскрыться в нем как Царь. И потому Творец обещает: «Я раскрою перед вами Свое самое сокровенное и сущностное имя — Авая. То имя, которым сотворены все миры — Авая, барух У (Милосердный)». Вот что Моше должен будет сообщить евреям.

Объясняя имя «Экье» Раши говорит: «Я буду с ними в этой беде и Я буду с ними во всех будущих бедах». И продолжает Творец (Шмот 3:15): «Скажи сыновьям Израиля — Авая (самое сущностное Четырехбуквенное Имя Творца), Всесильный ваших отцов, послал меня к вам. Это Мое Имя навсегда. И это Моя память из поколения в поколение». Раши уточняет, что слово «навсегда» написано не так, как это бывает обычно («ле-олам»), поскольку там отсутствует буква «вав», и потому оно читается «ле-олем», и можно понять слова Творца иначе: «Мое Имя должно быть скрыто». Раши добавляет, что Имя читается не так, как оно пишется.

Написано «Авая» («Йуд»-«Кей»-«Вав» — «Кей»), а произносится «А-до-най». Тур («Орах Хаим» пар.5) объясняет значение этого имени: «Авая — Адон а-коль (“Г-спо — дин всего”) — Тот, Кто был, есть и будет». Адон а-коль — это А-до-най, Г-сподин всего, Царь сотворенного мира. Имя, которое мы произносим вместо имени Авая, означает, что есть две реальности: есть Царь и есть Его подданные, которые либо принимают Его власть, либо бунтуют против Него. Мы принимаем Его власть над собой и провозглашаем об этом в молитве: «Ашем — Царь, Ашем царствовал, Ашем будет царствовать».

Рабейну Ашер (Рош) пишет (комм. на трактат «Йома» гл.8) так: «Но само Имя Творца — Авая — имеет значение “Творящий реальность” — Тот, Кто является источником всех других Имен Всевышнего, ведь они только раскрывают Его проявление в мире, а это Имя является самой реальностью, в которой все существует».

Таким образом, Авая — Тот, Кто был, есть и будет — означает саму реальность. И эта реальность едина и, более того — она объединяет все в единое целое, без какого бы то ни было разделения. Так написано Имя Авая («Йуд»-«Кей»-«Вав»-«Кей»).

«Тот, Кто был, есть и будет», несомненно, говорит не о том, что Творец ограничен какими-то временными рамками. Но Он Тот, Кто задумал создать мир («ая» — «был») и сотворил его («ве-ове» — «и есть»), и обязательно реализует Свой замысел («ве-ийе» — «и будет»).

Мужи Великого собрания постановили в начале молитвы «Амида» произносить слова: «мехае а-метим» — «оживляющий мертвых». Что это означает? Если бы там было сказано: «…Тот, кто в будущем оживит мертвых», было бы понятно, что здесь заключен намек на оживление мертвых, которое произойдет в Конце Дней. Но сказано иначе: «оживляющий мертвых». Быть может, эти слова относятся к утреннему пробуждению от сна, поскольку сон назван «1/60 частью смерти»? Но ведь мы произносим эту молитву не только утром, но и днем, и вечером? Ответ заключен в благословении перед «Шма»: «Обновляющий постоянно, по Своей милости, каждый день все творение». И тогда становится понятно, что Творец мира каждое мгновение заново творит мир, как будто оживляя его из мертвых. И это заключено в этом великом Имени — Авая, Благословен Он. Буквальное значение Имени Авая — «Меа — ве»: Тот, Кто постоянно оживляет и творит мир. В наших святых книгах Творца называют «Жизнью жизни». И поэтому к Нему не имеет отношения система времен, в которой существует наш материальный мир — то, что мы называем прошлым, настоящим и будущим. В Нем прошлое и будущее соединяются в постоянном настоящем. Это Святое Имя означает саму реальность — реальность этого мгновения, которое существует только сейчас. И человеку необходимо осознать, что истинная реальность — это только настоящее мгновение, та жизненная сила, которая оживляет его в этот момент. Поэтому Талмуд осуждает человека, который думает о том, что он будет есть завтра. Раби Элиэзер а-Гадоль сказал («Сота» 48б): «Каждый, у кого есть хлеб в доме, а он беспокоится и говорит: “Что я буду есть завтра?” — из маловеров».

Но вернемся к вопросу, который задал Моше Творцу Мира: «Что я отвечу евреям? От какого Имени, от какого Твоего проявления Ты меня посылаешь?» И отвечает ему Творец: «От имени Авая (Милосердный)».

В недельной главе «Ваера» Творец говорит (Шмот 6:2-3): «Я— Авая. Я открывался праотцам под Именем “Э-ль Ша-дай”, но под моим истинным Именем — Авая — Я не открылся им». Вот как объясняет это место Раши: «Я обещал им от Имени Э-ль Ша-дай, но не реализовал Свое обещание. А Мое истинное Имя Авая — это реализация обещанного». Итак, при Исходе из Египта раскрывается истинное Имя Творца — Авая, Благословен Он.

Но почему это самое сущностное Имя Творца раскрывается именно через Десять казней, обрушившихся на Египет? И почему именно благодаря раскрытию этого святого Имени происходит рождение еврейского народа? И что означает имя «Э-ль Ша-дай», под которым Творец открывался нашим праотцам? Ведь наши праотцы — это основа мира, «колесница», посредством которой проявляется в этом мире Творец. Это Имя несет в себе двойное значение — «Э-ль» — это «источник, раскрывающий милость Творца». А Имя «Ша-дай» — означает проявление Творца, установившего границы сотворенному миру — Тот, кто сказал миру: «Дай!» («довольно»). Этим Именем Творца совершались все чудеса ради наших праотцов и происходило частичное изменение законов природы. Но И мя «Элоким», заключающее в себе все установленные законы природы мира, оставалось на месте. Тур (там же, «Орах Хаим» пар. 5) объясняет значение имени «Элоким»: «Могучий, обладающий всеми возможностями, Тот Кто является источником всех сил мира».

Но когда раскрылось в Египте это сущностное Имя Творца — Авая — и был полностью разрушен иллюзорный мир египтян, тогда и был разорван тот занавес, который скрывал Лик Хозяина мира. Мир, который был сотворен Творцом Десятью речениями, был полностбю скрыт в Египте, был перевернут с ног на голову. Вместо него люди построили свой собственный, искаженный мир, на вершине которого стоял верховный идол Египта — сам фараон, который утверждал: «Мне принадлежит река моя (Нил) и я сам себя создал» (Йехезкель 29:9). А под ним располагалась вся система идолов, которым служили и поклонялись египтяне.

Наш учитель рав Ицхак Зильбер говорил, что в Египте было 42 нома (штата) и в каждом из них был свой идол. Мы знаем из слов наших мудрецов, что злодеи стоят над своими идолами: фараон, пересказывая свой сон Йосефу, говорит: «Вот я стою над Нилом» (Берешит 41:17). Все, что они делали, было направлено исключительно на достижение своих личных интересов. Даже их идолы (или, по-другому, все силы скверны) лишь прислуживали им. Это означает, что эти злодеи служили самим себе, для того чтобы разрешить себе все. Как сказано (Йехезкель 23:20): «…чья плоть — плоть ослиная, и семяизвержение жеребцов — семяизвержение их». Мир, по их пониманию, был создан только для получения материальных удовольствий, а Египет, с фараоном во главе, управлял всем этим миром. Но у материального мира есть жесткие границы. И для расширения этих границ, для получения дополнительных удовольствий, египтяне использовали колдовство и заклинали демонов.

Для того, чтобы вернуть мир его истинному Хозяину, нужно было разрушить их царство лжи. И так же, как во время родов, чем ближе к рождению ребенка, тем чаще у женщины случаются схватки. Египет постепенно получал десять ударов — один за другим, и благодаря этому вышел на свет, родился еврейский народ.

Написано в Талмуде («Хулин» 89а): «Я дал величие фараону, а он сказал: “Кто Он — Авая?”» Во время первой встречи с фараоном Моше и Аарон говорят ему (Шмот 5:1-2): «Так сказал Г-сподь (Авая), Б-г Израиля: Отпусти народ Мой, и они совершат празднество Мне в пустыне. И сказал Паро (фараон): Кто (есть) Б-г (Авая), чтобы я послушал Его голоса, отпустил Израиль? Я не знаю Г-спода и Израиль тоже не отпущу». Имени Авая фараон не знает, но Имя Элоким — он знает хорошо. Вспомним, что говорит фараон, когда Йосеф разгадывает его сон (Берешит 41:38): «Найдем ли мы еще такого человека, в котором пребывает дух от Всесильного (“руах Элоким”)». Но после седьмой казни (града), фараон говорит уже по-другому (Шмот 9:27): «И послал фараон, и призвал Моше и Аарона, и сказал им: Согрешил я на сей раз, Г-сподь (Авая) праведен, я же и мой народ виновны». А после десятой казни — гибели первенцев — он уже просит (Шмот 12:31): «Поднимитесь, выйдите из среды моего народа и вы, и сыны Израиля, и идите, служите Г-споду (Авая), как вы говорили».

Сказано в Иерусалимском Талмуде («Санэдрин» 4.2), что Творец дал нам Тору, в которой заключены 49 «лиц» скверны и 49 «лиц» святости — 49 ступеней «тумы» (нечистоты) и 49 ступеней «таары» (чистоты). И тогда понятно, почему вначале сказано о скверне, а затем о святости, ведь святость проявляется в мире лишь преодолением скверны и победой над ней. Как сказал один иерусалимский мудрец: «Без войны нельзя завоевать и заслужить свет». Одно против другого сотворил Творец. (И только после завершения Шабата, этого подобия Грядущего Мира, мы можем с уверенностью произнести: «Разделяющий между святым и будничным, между светом и тьмой, между Израилем и народами мира».)

Объясняет рав Нисим Гаон («Эйрувин» 13б): «Для того, чтобы можно было правильно истолковать Тору, есть 49 “лиц” скверны и 49 “лиц” святости. Как сказано в Шир а-Ширим: “Ве-дигло алай — аава” (“И проявил Он ко мне Свою любовь”)». Раши пишет, что когда был построен Переносной Храм в пустыне (Мишкан), мы получили многие объяснения Торы. Царь Шломо раскрыл, что в слове «дигло», числовое значение которого именно 49, заключен намек на 49 «лиц» раскрытия Торы. А царь Давид в 12-м псалме говорит: «Имрот Авая, а-марот тео — рот, кесеф царуф, ба-алиль ла-арец мезукак шиватаим» («Речи Творца — Авая, речи святости, серебро очищенное открылось на земле, очищенное многократно»). Обьясняет Талмуд («Рош а-Шана» 21б): «Раби Абау приводит эту строку из псалма царя Давида: “…серебро очищенное… очищенное “шива — таим”. “Шиватаим” — очищенное семь раз семикратно, что равно 49. И в этом заключен намек на 49 “лиц” постижения Торы”». В продолжение Талмуд и приводит спор Рава и Шмуэля. Один из них говорит: «50 ворот понимания (“бины”) были сотворены в мире и все они были даны Моше, кроме одних, как сказано (Теилим 8:6) “Ве-тихасрэу меат ми-Элоким” (“И сделал его немного недостающим до Всесильного”)». Это намек на 50 ворот понимания, минус одни, т.е. на 49-й уровень постижения Торы.

Ритва в своем комментарии задает вопрос («Эйрувин» 13б): «Как можно понять слова Талмуда в споре между школой Шамая и школой Илеля: “И то, и другое слова Б-га Живого”? И об этом же спрашивают мудрецы Франции (“Тосафот рабейну Перец”): “Как это возможно, чтобы и то, и другое мнение были “словами Б-га Живого”? Ведь одни запрещают, а другие разрешают? И ответ, который они дают, таков: когда поднялся Моше Рабейну на гору Синай чтобы получить Тору, ему показали, что каждое слово Торы несет в себе 49 уровней, связанных с запретом и 49 уровней, связанных с разрешением. И об этом же спрашивает Моше у Творца мира: “Как это можно понять?”. И отвечает ему Творец: “Это передано мудрецам Израиля в каждом поколении — как правильно вынести решение: разрешить либо запретить””. И это верное объяснение этого мидраша. Однако, на самом деле, заключена в этом великая тайна». Так завершает свое объяснение Ритва.

Простой смысл слов Талмуда «одно против другого сотворил Творец» состоит в следующем: Тора, которая дана была нам, постигается через 49 «лиц» скверны и 49 «лиц» святости, и в ней одно находится против другого. Но, т.к. мы говорим про врата понимания — «бины» — то в этом, несомненно, заключена дополнительная глубина. Как обьясняет Раши, значение понятия «бина» — «леоци давар ми-тох давар» («вывести одно из другого»). И это, возможно, и есть та самая тайна, на которую намекает Ритва, что в самой скверне — «туме» — заключена искра святости — «таара», которую необходимо оттуда извлечь. Ведь после каждой казни в Египте евреи освобождались от очередного уровня скверны и поднимались на новый уровень святости, пока, в результате последней казни, со смертью первенцев не была уничтожена самая большая скверна Египта, которая заключалась в самой основе Египта, в их первенстве в мире, в той самой силе колдовства, разврата и скверны, которой весь он был наполнен. И поэтому в ночь, когда умирали первенцы в Египте, одновременно были уничтожены и все идолы египетских божеств.

А при Исходе из Египта родился тот народ, который сам Творец назвал: «Мой сын, первенец — Израиль». Тот народ, который будет нести на себе это особенное Имя Творца — Авая — и служить Ему. Ведь Имя раскрывается только через того, кто его произносит и кто к нему обращается. «Вы мои свидетели, а Я — Э-ль» — говорит Творец через пророка Йешаяу. Если вы Мои свидетели, тогда Я открываюсь как Б-г (Авая). А если нет вашего свидетельства, то это Мое Имя не может раскрыться в мире. Ведь нет царя без народа: если нет такого народа, то и Его царская власть не может проявиться в мире.

И только после того, как этот грабитель (Египет), получает десять ударов, возвращается мир, сотворенный десятью речениями Творца, на свое место — к своему Хозяину.

Рамбан в предисловии к комментарию на Книгу Берешит пишет, что вся Тора — это Имена Творца. И все Имена Творца — это лишь раскрытие самого сущностного Его имени — Авая. Шла а-Кадош добавляет, что имя Исраэль — это аббревиатура слов «Еш шишим рибо отийот ле-Тора» — «Есть шестьсот тысяч букв в Торе». Потому что весь народ Израиля и каждый человек из этого народа является «частью Торы». У каждого еврея есть своя буква или корона над буквой в Торе, и это означает, что у каждого из нас есть своя часть в раскрытии святого Имени Авая в мире.

И тогда мы можем постичь новое значение названия второй книги Торы — Шмот («Имена»). Это книга Имен Творца, которые раскрывают Его самое сущностное имя — Авая, благословен Он. И Оно (это Имя) также раскрывается через имена сыновей Яакова — тех, кто несет в себе корень раскрытия этого святого Имени.

Из журнала «Мир Торы»


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?