Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Паша Юсуф и посланец раввинов

Эта история началась 15-го хешвана 5483 года (1722г.), когда в Иерусалиме правил жестокий ненавистник еврейского народа паша Юсуф. Едва придя к власти, он тут же стал возводить несправедливые обвинения на еврейскую общину города, арестовал ее руководителей и содержал их под стражей, в страшных мучениях. Все это делалось с одной целью — получить от общины огромный выкуп. Паша грозился казнить главу общины, если не получит деньги — 91 тысячу грошей

— в течение трех месяцев. Мудрецы Иерусалима, во главе с гаоном раби Авраамом Ицхаки, автором «Зера Авраам», собрались, чтобы держать совет, и решили отправить верного посланца в Константинополь, чтобы попросить помощи у живущих там евреев. С этой целью был брошен жребий, согласно которому посланцем стал мудрец Торы раби Меюхас Бехер Шмуэль, автор книги «При а-адама».

В назначенный день посланец прибыл в порт Яффо и сел на корабль, отплывающий в Константинополь. Спустя пять дней раввин уже был там; первым делом он направился к раби Ма’ари Розанис (автору «Мишне ле-мелех») и рассказал ему обо всем, что приходилось терпеть иерусалимским евреям от жестокого правителя. Тот успокоил его, напомнив, что для Всевышнего одинаково легко спасти людей как от малой, так и от большой беды, и обратился к видному государственному деятелю, вхожему во дворцы правителей, р. Джелиби Зунано, представив ему посланника из Святого города. Р. Зунано пригласил р. Меюхаса к себе, принял его с царскими почестями, устроил в его честь пышную трапезу, а когда гость рассказал ему о страданиях иерусалимских братьев, этот влиятельный человек разрыдался и в трауре опустился на землю. Он немедленно отправился к султану и попросил его издать указ, защищающий иерусалимских евреев от жестокого и алчного правителя. Кроме того, он обратился к местным богатым евреям и собрал у них большую сумму денег для помощи иерусалимским братьям, добавив немало и из собственного кармана. Посланник, р. Меюхас, искренне благословил самоотверженного ходатая и отправился в обратный путь.

Дорога в Иерусалим проходила через Египет. Р. Меюхас прибыл туда 15-го Адара и встретился с гаоном раби Авраамом Алеви (автором книги «Гинат врадим»). Они провели вместе некоторое время за учебой, а потом, 16-го Адара иерусалимский посланник отправился по суше в Землю Израиля. Дорога через пустыню в те времена была очень опасной, особенно для одинокого и безоружного еврея. И опасность не заставила себя ждать…

Около полудня на безлюдной дороге на раввина напали девять вооруженных арабов. Они забрали у раввина все деньги, раздели его, оставив на нем лишь халат и талит-катан, и убили его осла. Но этого было мало, чтобы утолить их жажду крови. Они избили раввина, швырнули на землю, и один из них занес над его головой свой меч. Но Всевышний сделал чудо, как в свое время нашему праотцу Яакову, и шея раввина стала словно каменная. Меч убийцы сломался надвое. После него убить раввина попытались и остальные бандиты, но и они потерпели такую же неудачу. Это озадачило их, и они поспешили убраться, оставив раввина одного посреди пустыни.

Убийцы не оставили своей жертве ни воды, ни пищи, и он обязательно погиб бы, но милость Всевышнего не оставляла его и дальше. Удалившись примерно на две мили, бандиты неожиданно почувствовали, что их словно парализовало, и они не в состоянии двигаться дальше. Тогда они по — настоящему испугались и сказали друг другу: мы должны вернуть еврею все, что у него забрали. Давайте вернемся и попросим у него прощения, может, он заступится за нас, и Б-г простит наше прегрешение. Раби Меюхас был очень удивлен, увидев, как головорезы, только что покушавшиеся на его жизнь, возвращаются с повинной. Они вернули ему все награбленное до последней нитки и попросили прощения. Когда грабители ушли, а раввин остался стоять на дороге, потрясенный произошедшим с ним чудом, перед ним неожиданно появился величественного вида человек, чье лицо, казалось, излучало свет. Он спросил у раввина, куда он держит путь, и тот ответил ему: в святой город Иерусалим. Незнакомец мягко заговорил с раввином о том, что не надо ничего бояться, и что в мире нет зла как такового, и вдруг раби Меюхас сам не заметил, как в одно мгновение оказался в Иерусалиме.

С тех пор раби Меюхас сделал своим обычаем каждый год в этот день — 16-го Адара — устраивать благодарственную трапезу в память о чудесах, которые сотворил с ним Всевышний, и о своем необыкновенном спасении. И так же поступает его потомство во всех поколениях.


Одна из важнейших основ иудаизма — это защита прав человека, в частности его личной безопасности и его имущества. Если его жизни, здоровью или имуществу был все же нанесен урон, в Торе представлена совершенная система по его возмещению. Законы возмещения физических и материальных ущербов, которые обязан исполнять каждый человек, довольно обширны и требуют детального разбор Читать дальше

Тора и бизнес. Торговля, бизнес и работа в еврейские полупраздники

Рав Шауль Вагшал

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Тора и бизнес. Не брать закон в свои руки

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Товар, который был взят в руки, и за который были внесены деньги, считается приобретенным. Покупатель не может самолично вернуть товар продавцу и потребовать возврат уплаченной суммы.

Кицур Шульхан Арух 188. Законы о вещи, данной на хранение

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух