Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В первом стихе главы «Бо» Всевышний говорит Моше: «Войди к Паро (фараону), ибо Я отягчил (сделал неприступным) его сердце и сердце его рабов, чтобы Мне свершить эти Мои знамения в его среде» (Шмот, 10:1). Глава сообщает затем еще о трех наказаниях, которым подвергся Египет. Это было нашествие саранчи, истребившей всю растительность, оставшуюся после града, непроницаемая и осязаемая тьма, опустившаяся на страну, и гибель всех первенцев в Египте: от первенцев в доме фараона до первенцев заключенных в его тюрьмах и до всего первородного из скота. Евреям Всевышний приказал принести в своих домах жертву барашком или козленком и нанести его кровь на оба косяка и притолоку двери дома.

Талмуд говорит, что главной целью создания мира было для Всевышнего создание человека. Почему? Человек — единственное в мире существо, которому Б-г предоставил свободу выбора, чтобы человек выбирал добро и получал за это награду Свыше. Свобода выбора — одна из основ мира. Рамбам в «Сефер а-Мада» в разделе «Илхот тшува» («Законы раскаяния») пишет, что человеку дана возможность направить самого себя на верный путь, если он пожелает, и быть праведником, как Моше, наш учитель, и что человек может направить себя на дурной путь, если ему захочется, и быть злодеем, как еврейский царь Иеровоам. Если бы у нас не было свободы выбора, если бы мы были устроены жестко и действовали однозначно, нам и заповеди были бы не нужны. Совершенно очевидно, что правила поведения нужны только тому, кто волен их нарушить. Тому, в ком правила запро граммированы изначально, они не нужны. И не будь у человека способности нарушать п равила, его намерение их соблюдать не имело бы никакой ценности.

В таком случае как же понимать слова «Я отягчил (сделал неприступным) … сердце» фараона? Если Всевышний сделал фараона «жестким», т.е. лишил его свободы выбора, то за что Он его наказал? Справедливо ли наказывать человека за поступок, которому нет альтернативы? За единственно возможный поступок?

Б-г управляет миром в соответствии с определенными правилами. Предоставление свободы выбора — одно из этих правил Всевышнего. Но когда Б-гу это нужно, Он выходит за рамки Своих правил, вернее, меняет их, как менял природу физических явлений в Египте.

Анализируя эпизод с фараоном, Рамбам говорит, что лишение свободы выбора — это наказание. Наказание за предыдущие действия. За грехи, совершенные по собственному выбору и желанию, говорит Рамбам, суд Небес может лишить человека свободы выборы, т.е. возможности исправиться. Другими словами, приговаривает его к духовной гибели. «Укреплю сердце фараона» сказано потому, объясняет Рамбам, что фараон сам, по собственной воле, сделал невероятно тяжелым подневольный труд евреев, разлучал мужей и жен, приказал убивать новорожденных еврейских мальчиков… Безусловно, евреев в руки египтян отдал сам Всевышний, но вот как египтяне пользовались своей властью, зависело уже от них. В конце концов фараон, как мы знаем, все-таки уступил под давлением обстоятельств (к десятой казни Всевышний убрал у фараона «дополнительное упрямство»). Уступил вынужденно, а, как говорят наши мудрецы, вынужденные действия не заслуживают ни хвалы, ни осуждения. Поэтому награды за свой поступок он не получает, а полученное им наказание, с точки зрения Рамбама, относится к прошлому.

Бейт а-леви (комментатор, живший примерно полтора века назад) возражает против мысли, что Всевышний лишил фараона свободы выбора. Что значит, говорит он, лишил свободы выбора? Можно подумать, что фараон горел желанием выпустить евреев. Он и не думал их выпускать. Но как непослушный раб подчиняется не хозяину, а плетке, так фараон покорился ударам Свыше. Что же тогда значит «сделал неприступным сердце»? На время лишил чувствительности к ударам. А свобода выбора вполне оставалась при нем. Нежелание фараона подчиниться воле Всевышнего каким было, таким и осталось.

Бейт а-леви рассуждает так. Что такое выбор? Существует несколько возможностей, и человек выбирает одну из них. Б-г передает фараону через Моше: отпусти народ Мой. Фараон отпускает? Нет. Потом на него сыплются удары, и он отпускает евреев. Это что — его выбор? Нет, его выбор остался прежним. Как и Рамбам, Бейт а-леви называет разрешение уйти, которое фараон дал евреям, вынужденным. Никакой заслуги фараона в том, что он выпустил евреев, нет. А вина в том, что не выпустил, есть. Фараон выпустил евреев из Египта не потому, что раскаялся. Дальше мы увидим, что как только страх перед наказанием у него прошел, он со всей своей армией пустился за евреями в погоню.

Можно, однако, представить себе ситуацию, когда человек под влиянием обрушившихся на него бед и несчастий раскаивается. Беды пробуждают сознание, потому что выбивают человека из привычной колеи. И раскаяние «из-за бед» является полноценным, хотя и раскаянием не самого высокого уровня (мы различаем несколько уровней раскаяния). Еврейский народ мудрецы уподобляют оливкам. Чтобы добыть из них масло, оливки отбивают. Но ведь не будь этого масла внутри, никакое отбивание ничего бы не дало, верно? Внутренне человек может быть настроен правильно, говорит Бейт а-леви, но внешние обстоятельства и соблазны сбивают его с пути. Беды и неприятности стряхивают с человека эту внешнюю шелуху, и стремление к добру выходит наружу, реализуется.


Хлеб использовался во время служения в Храме. И в наше время употребление хлеба уподобляется священнодействию и поэтому требует соблюдения множества законов и ритуалов. Усилия по производству хлеба можно назвать моделью духовных усилий, необходимых, чтобы реализовать на практике то, что написано в тексте Торы, и тем самым — заполнить Светом свою душу. Хлеб это — модель служения Вс-вышнему, практической реализации Его заповедей Читать дальше

О заповеди приношения в Храм двух хлебов и первых плодов нового урожая

Рав Лейб-Нахман Злотник

На протяжении многих веков к нашей великой скорби мы остаемся без Храма и без многих заповедей, которые будет возможно исполнять только тогда, когда возобновится храмовое служение. В изучении таких заповедей есть особенная важность

Кидуш и халы

Арье Лев

Неделя пролетает мигом. Вот уже солнце пятницы клонится к закату, женщины зажигают субботние свечи и накрывают праздничный стол. Возвращающихся после молитвы мужчин встречают веселые огоньки свечей, вино да вкусно пахнущие, но до своего часа скромно накрытые халы.

Кицур Шульхан Арух 48. Законы благословений на пищу, изготовленную из пяти видов злаков

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Книга Заповедей. Заповеди «Не делай»: 186-190

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Запрет мяса в молоке - "Не вари козленка в молоке матери его.."

Мидраш рассказывает. Недельная глава Трума

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Строительство Мишкана - переносного Храма

Краткие законы соблюдения субботы 4. Законы лэхем мишнэ

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Каждый раз при употреблении хлеба в шаббат следует произнести благословение, положив на стол две целых халы или булочки. Это правило распространяется на женщин и мужчин.

Предисловие и общее содержание книги Ваикра

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В первой книге Б-жественной Торы рассказано о сотворении мира из ничего, о том, как сменяли друг друга первые поколения, и о том, как родились и жили наши святые праотцы. Рассказ о них доведен до того момента, как Яаков и его дети спустились в Египет.

Кицур Шульхан Арух 77. Законы Киддуша и трапезы вечером и днем

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Помни день Субботний, чтобы освятить его