Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Из уроков гаона рава Ноаха Вайнберга, благословенна память о праведнике, главы ешивы «Эш а-Тора» в Иерусалиме

Каждый мастер был подмастерьем. Найди себе учителя, который научит, как приобрести мудрость.

Давай представим, что тебе предложили осуществить большой проект — строительство развязки. Дали все необходимое: оборудование, материалы, рабочих. Предложили за работу несколько миллионов долларов, поставив условие: ты будешь единственным инженером этого проекта. Но ты же не специалист, не инженер! В строительстве развязок ты — абсолютный ноль. Возьмешься за проект?

«Ну, почему бы нет… Побываю на самых известных развязках и мостах, поезжу по ним, потом начну строить — поставлю несколько опор вдоль шоссе…»

Нелепо, смехотворно. Скорее, здравый смысл скажет тебе другое:

«Я возьмусь за это, но только после того, как закончу инженерный факультет, прочитаю все, что есть по строительству дорог, мостов и развязок, проконсультируюсь у известных специалистов. После такой подготовки я готов взяться за проект». Любой разумный человек будет рассуждать именно так: прежде чем взяться за серьезный проект, нужна основательная подготовка.

Скажи, твоя собственная жизнь — достаточно серьезный проект? Учеба, саморазвитие, брак, воспитание детей… Если да, то тебе потребуется основательная подготовка. Иногда удобно прятаться за расхожие лозунги: «Не надо учиться музыке, можно играть на слух», «Будем решать проблемы по мере их поступления» (в ивритском варианте: «Дойдем до моста, тогда и будем переходить»). И мы прячемся до поры до времени, но однажды вдруг все идет наперекосяк. Мы застываем на месте, потому что больше невозможно продолжать «играть на слух». Зализываем полученные раны и начинаем все сначала. Разумно ли это?

Сравни жизнь со строительством самого большого моста — жизнь все равно окажется сложнее и запутаннее. Если хочешь построить жизнь, полную духовного смысла, приготовься пройти длительный и углубленный курс подготовки к ней. Никому не приходит в голову пользоваться методом проб и ошибок в операционной. Не оставляй свою жизнь на волю случая.

Десятый Путь «С помощью мудрых» учит: Воспользуйся услугами мудрецов.

Мудрость нужно искать, гнаться за ней. Где искать? Держаться как можно ближе к мудрецам. Вглядываться в их поведение, видеть, как они используют накопленную веками мудрость в своей собственной жизни. И задавать вопросы все время, пока они готовы слушать тебя. Мудрость — самая важная вещь в мире, это ключ к наполненной смыслом жизни.

Учеба в «Школе жизни»

Люди любят независимость. Мы ненавидим признаваться, что нуждаемся в других. Мы лучше будем учиться на своих ошибках, чем на опыте других. Мы убеждаем себя: «Как-нибудь все устроится». Упрямо твердим: «Все получится, я справлюсь сам».

Пройдут годы, пока до всего «дойдешь» сам, а жизнь коротка. Каждый из нас обязательно совершит ошибки — почему бы не сократить их количество? Народная мудрость гласит: «Наполовину умный учится на своих ошибках. По-настоящему умный учится на ошибках других. Дурак и на своих ошибках не научится». Тот, кто постоянно повторяет ошибки — родителей, родственников, друзей — похож на человека, который пытается понять, как строить мосты, лишь разглядывая их и катаясь по ним. Нужен другой подход. Составь план подготовки (запиши самые важные темы своей жизни) и найди учителя.

Постараюсь убедить тебя в необходимости учителя на таком примере. Представь, что у тебя появилась возможность вернуться на 10 лет назад, встретить себя юного, и рассказать самому себе, молодому и неопытному, о совершенных ошибках, о том, чему жизнь научила тебя за эти годы. Ты тогдашний послушал бы себя сегодняшнего? Задумался бы? Захотел бы избежать этих ошибок? Так поговори сейчас с тем, кто старше тебя, и расспроси об ошибках, совершенных им в жизни, и о том, чему они его научили. Разве это не самый правильный шаг? Накопленные другими знания позволят сэкономить годы проб и ошибок.

Прежде чем ты начнешь искать учителя, дам небольшой совет. Подумай, с кем из исторических личностей ты хотел бы встретиться и поговорить, какие важные для себя вопросы ты бы ему задал. Теперь вернись к сегодняшней жизни и подумай, кто может ответить на эти вопросы наилучшим для тебя образом. И начинай искать. Не отчаивайся, пока не найдешь мудрость — тот, кто ищет, тот обязательно найдет.

Помощь мудрецам — помощь самому себе

Учиться от мудрых, помогая им. Что значит — помогать мудрецу?

Большой мудрец входит в комнату, и человек немедля и радостно встает ему навстречу, предлагает сесть, несет попить, с трепетом и смирением готов быть полезным, чем только может. Постарается задать ему вопросы, получить совет, выслушает все, что он скажет, с большим вниманием.

Именно так мы должны вести себя с мудрецами. «Величие дела больше величия учебы» («Бр ахот» 7б). Помощь мудрецу умудряет больше, чем урок, лекция или книга. И в книгах можно найти мудрость, но самый лучший путь научиться ей — прилепиться к учителю.

Найди себе учителя и прилепись к нему. Будь с ним, куда бы он ни шел. Следи за всеми его движениями и высказываниями. Стань «подмастерьем» мудреца, будь чуток к любым его нуждам. Служа мудрецу день за днем, ты сможешь видеть его в самых сложных и неудобных ситуациях. Будь зорок и любопытен, смотри внимательно, как он реагирует, разговаривает. Всегда будь готов услышать его совет. Следи за тем, что делает учитель, как он исполняет законы Торы в своей жизни, и ты поймешь, что делает его особенным, большим и мудрым человеком, и — сам будешь становиться мудрее.

Впитывание мудрости от всех

Если пока не удается найти учителя, найди человека, с которым можно посоветоваться в трудную минуту, который поможет прояснить жизненные установки и пересмотреть ожидания. Даже у царя Шломо, самого мудрого из людей, были рав и советник. Гемара в трактате «Брахот» (8а) рассказывает, что царь никогда не ошибался, пока его духовный руководитель был жив.

«Кто мудр? Кто учится у каждого» («Авот» 4.1). Напиши список самых важных тем своей жизни и при каждом удобном случае ищи ответы у кого только можешь. Какие вопросы могут быть в твоем списке? Примерно следующие:

Чего Творец хочет от меня?

Что значит быть хорошим человеком?

Как я могу быть хорошим для других и при этом не позволять себя использовать?

Как справляться с гневом и раздражительностью?

В чем секрет успеха?

Как научиться использовать свое время наилучшим образом?

Как полностью реализовать свой потенциал?

Как преодолеть лень?

Как научиться получать удовольствие от жизни?

Как быть более терпеливым с детьми?

Как быть хорошим сыном/дочерью для своих родителей?

В чем моя ответственность перед народом Израиля?

Обсуждение вопросов с человеком сторонним и объективным настолько важно, что даже если он менее умный, чем ты, это приносит неоценимую пользу.

Выбор учителя жизни

В хедере и ешиве каждый год был новый рав. Только успеешь привыкнуть к своему раву, как уже начинается следующий класс и новый рав, и надо заново привыкать к новым требованиям и новому подходу.

Это не идеальный путь. Необходимо стремиться найти учителя на всю жизнь. Написал раби Овадья из Бартануру в комментарии на трактат «Авот» (1.6): «Вот что я слышал. Сделай себе рава, который будет определять тебе закон, одного рава, от которого ты будешь учиться всегда, а не так, что сегодня от одного, а завтра от другого». Нужна личность, чей образ будет сопровождать тебя всегда и везде, каждый день, всю жизнь. Учитель, который сможет понимать тебя и направлять.

В поисках такой личности не ленись, не удовлетворяйся тем, про кого говорят, что он «умный». Нет! «Выходи за покупками!» Если бы ты покупал кондиционер, ты бы сравнил разные модели: производительность, долговечность, условия гарантийного и послегарантийного обслуживания.

Выбор учителя жизни — несравнимо более важный момент. Сравнивай, проверяй, живет ли он честно, праведно, последователен ли в этом. Живет ли так, как учит. Задай ему вопросы — способен ли он ответить так, чтобы ты понял? Способен ли он передавать мудрость? Удовлетворяют ли тебя его ответы? Узнай, у кого он учился. (Будь осторожен: встречаются самозванцы, использующие якобы силы мудрости. Их цель — порабощать, использовать людей в своих целях. Обычно их изгоняют из общин, и тогда они собирают под своим крылом неопытную, горящую энтузиазмом молодежь.)

Человек склонен хвататься за то, что он уже «знает» и застревать в этом. Мудрость требует изменений. Преодолей искушение держаться за «знакомое», выбирая рава. Выбери того, кто будет толкать тебя вперед, ставить перед тобой сложные задачи, поощрять развиваться и подниматься. Не стремись выбрать человека, с которым ты будешь тихонько сидеть, обдумывая все те же мысли и совершая все те же поступки. Так не вырасти.

Индекс доверия

Доверяй своему учителю. Часто люди начинают искать нового рава, если с прежним не согласны. Это отличный способ не продвигаться и не расти вообще. Если для каждого вопроса искать рава, который ответит так, как ты хочешь, то останешься навсегда там, где ты сейчас — с прежними знаниями, неправильным восприятием и, в конце концов, с потраченной впустую жизнью. Если есть у тебя хороший врач, ты доверяешь его мнению. Если есть у тебя хороший рав, положись на него.

Для того чтобы твой учитель мог быть максимально полезным тебе, скажи ему следующее: «Если вы увидите, что я неправ, скажите мне, и я обещаю отнестись к этому со всей серьезностью». И когда он скажет тебе, например: «Я заметил, что ты бежишь от ответственности», ты обязан искать и найти, в чем ошибаешься, и исправить это.

Нет, вовсе не нужно слепо следовать за равом, как овца. Ты обязан приложить все усилия, чтобы понять его позицию, чтобы в конечном итоге улучшить себя. Задавай вопросы, говори, что ты думаешь, спорь и внимательно слушай, что он говорит в ответ, пытайся понять, в чем твоя ошибка. Когда его слова проникнут сквозь стену защиты, которую ты выстроил, ты сможешь преодолеть себя, исправить ошибку и не повторять ее в дальнейшем.

О какой стене защиты я говорю? Мы сгибаем, искажаем реальность так, как нам удобно, поэтому мы не можем увидеть себя в правильном свете. Нет человека, который видит свой собственный недуг. Рав видит со стороны, объективно, он не дает пользоваться отговорками вроде: «Я хотел как лучше, у меня были хорошие намерения». Возможно, намерения и были хорошими, но поступки оказались плохими.

Глубокое доверие — это ключ к правильным взаимоотношениям между настоящим учителем и верным учеником. Тяжело принимать критику, но эта таблетка гораздо менее горька из рук человека проницательного и мудрого, которому ты доверяешь, и который знает, как тебе помочь. Человек, которого ты выберешь себе в учителя, должен понимать не только тебя, но также среду, из которой ты вышел, твою семью. И прежде всего, конечно, убедись, что он доступен для общения. Зачем тебе учитель, даже идеальный, у которого нет возможности отвечать на твои вопросы?

В каждом поступке есть ценность и смысл. Перед каждым поступком остановись и подумай дважды: «Что скажет мой рав?» И если не придет в голову хороший ответ, лучше не делай. Если у тебя пока нет рава, спроси трех людей, что бы они посоветовали сделать и почему. А дальше — действуй или не действуй, полностью осознавая последствия своего поступка.

Точки повторения

1. Для того чтобы вести логичную и последовательную жизнь, нужен учитель, который будет учить и направлять.

1. Человек субъективен, поэтому мы нуждаемся в личности, которая поможет увидеть себя объективно.

2. Независимость — в природе человека, однако если ее не ослабить, она становится препятствием на пути к духовному росту.

3. Сделать себя учеником истины — наша задача. Самая опасная болезнь — игнорирование реальности.

4. Для того чтобы духовно расти, необходимо сблизиться, создать постоянную связь с теми, кто понимает Тору и жизнь, и черпает из них мудрость.

Перевод Эстер Райхман

Из журнала Мир Торы


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.