Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Первая недельная глава книги «Шмот» также называется «Шмот» и начинается с перечисления имен родоначальников одиннадцати колен Израиля, пришедших в Египет вместе с Яаковом: «И вот имена…» К моменту, о котором говорится в главе, Иосеф и его братья уже умерли. Постепенно положение евреев в Египте изменилось. Они стали рабами на тяжелых общественных работах, а потом фараон издал приказ убивать всех новорожденных еврейских мальчиков, поскольку ему предсказали рождение вождя и избавителя порабощенного народа. Глава сообщает о рождении Моше, бегстве Моше из Египта, возвращении Моше в Египет по велению Б-га, обращении Моше и его брата Аарона к фараону с просьбой отпустить народ Израиля.

Как мы уже знаем, со смертью Иосефа положение евреев в Египте ухудшилось. Из уважаемых членов общества они стали бесправными рабами, еще более угнетенными, чем все остальные. Почему это произошло?

Причиной столь резких изменений мидраш называет тот факт, что потомки Яакова (за исключением колена Леви) постепенно перестали делать обрезание. Почему перестали? Чтобы не отличаться от окружающих. Именно это желание «слиться со средой» и привело к тому, что египтяне стали относиться к евреям настороженно и ненавидеть их. В полном соответствии с планами Творца: «И обратил Он сердце их к ненависти против народа Своего…» (Теилим, 105:25).

В Торе сказано прямым текстом: «Я Г-сподь, Б-г ваш, который отделил вас от других народов» (Дварим, 20:24). Рав Иосеф-Дов Соловейчик, много размышлявший о природе антисемитизма, отмечает, что соблюдение заповедей, предписанных нам Творцом, спасает народ Израиля от ассимиляции. Если же евреи отказываются от рамок Торы, отделяющих их от других народов, окружение начинает их угнетать и ненавидеть, исключая для евреев всякую возможность «слияния». Так что попытки евреев избавиться от данных Б-гом отличий и приблизиться к другим народам всегда заканчиваются плачевно.

В средние века евреи Испании вносили заметный вклад в местную философию и искусство, активно участвовали в культурной жизни страны и занимали важные посты. Но в 1492 году они были поставлены перед жестоким выбором – креститься или покинуть страну и бежать в неизвестность.

Мрачное средневековье завершилось. Конец 19-го века, начало эпохи Просвещения. Идеи либерализма пришли в Европу. Казалось, юдофобия вот-вот исчезнет. Ничуть не бывало. Рав Соловейчик цитирует пророка Иермияу: «Хотя ты и оденешься в пурпур, хотя и украсишь себя золотыми украшениями, удлинишь краской твои глаза, но напрасно ты прихорашиваешься: презрели тебя любовники, они ищут души твоей» (Иермияу, 4:30).

В октябре 1905 г., сразу вслед за обнародованием царского Манифеста о переменах в системе государственного управления, по России прокатилась волна ужасающих еврейских погромов: 690 погромов (были и повторные) в 660 городах, местечках и деревнях. И тогда, и впоследствии анализировались и назывались самые разнообразные причины этого страшного явления: и политические, и социальные, и экономические, и культурные. Возможно, все они актуальны.

Но нам стоит обратить внимание на обстоятельство, которое приводит первая на русском языке «Еврейская энциклопедия», изданная довольно близко к событиям, в 1908-1913 гг.: «Главным образом П. происходили в южной и юго-западной частях черты еврейской оседлости. В северо-западном крае, где процентное отношение еврейского населения очень высокое, П. крайне редки, а в некоторых губерниях (Гродненской, Виленской) и в Польше (входившей тогда в состав Российской империи – Б.З.) совершенно отсутствовали…

Более часты П. были там, где евреи интенсивнее принимают участие в общекультурной и общеполитической жизни. Как известно, всего более ассимилированы евреи южной России» (т. 12, с. 618). Показательный факт. Именно там, где проживало ассимилированное еврейское население, градус антисемитизма был выше, а погромы – страшнее. Евреи довоенной Германии были, так сказать, больше немцами, чем сами немцы, и отличались пылким патриотизмом. И именно в Германии родился и со всей силой развернулся гитлеровский антисемитизм, унесший миллионы еврейских жизней.

В сталинском СССР мишенью кампании против «безродных космополитов» стали «образцовые», состоящие в партии евреи, деятели науки и искусства, которые брали себе благозвучные славянские псевдонимы. Как объяснить все эти факты?

Если человек не любит кого-то за неряшливость и дурные манеры, то после смены гардероба и изучения правил этикета такая нелюбовь проходит сама собой. Если ненависть к евреям в странах рассеяния – это ненависть к чужакам, то ведь тогда, когда евреи изо всех сил и от всей души стараются не быть чужаками, эта нелюбовь тоже со временем должна проходить, разве нет? Нет, однако. Не проходит. Если уж кто-то стоит на том, что евреев терпеть не может, никакие меры не помогают. Рациональные законы здесь не действуют.

Сказано в Торе, что Всевышний отделил день от ночи. И сказано в Торе, что Всевышний отделил народ Израиля от других народов. Между днем и ночью, говорит рав Иосеф-Дов Соловейчик, существует грань, называемая сумерками. Подобно этому есть грань, установленная Творцом между евреями и другими народами. Когда евреи переступают эту грань, ненависть других народов к ним усиливается.

Такой урок дает нам еврейская история, начиная со времен египетского рабства.


Готовность прислушиваться к окружающим и исправлять свои недостатки — одна из главных тем самосовершенствования человека в иудаизме. С другой стороны, критиковать тоже нужно уметь. Читать дальше

История одного кольца

Хаим Вальдер

Супруги должны поддерживать друг друга и делать всё для того, чтобы покой и гармония не уходили из семьи. Следующая история служит подтверждением того, что ради любви еврейский муж готов пойти на лишения, как материальные, так и духовные.

На тему недельной главы, Шмини 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Похвала должна быть искренней и конкретной. Выражение «он хороший мальчик» зачастую раздражает родителей, которые хотят убедиться, что учитель не отделывается общими фразами, а действительно хорошо знает их ребенка. Хвалить нужно действия человека, упоминая его достижения и успехи.

На тему недельной главы. Толдот

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Ситуации, когда не надо критиковать

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Зачастую встреча супругов — это момент, которого ждал тот, кто оставался дома, чтобы высказать все, что он набрал за день. Ведь у него тоже были сложности с детьми или с владельцем магазина напротив, и он ожидает прихода супруга, чтобы рассказать ему обо всем, что случилось.

Береги свою речь. Не злословьте о родственниках!

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Нельзя распространять негативную, пусть и правдивую, информацию. Не важно, о ком идет речь, — близком родственнике, ученом или малоученом человеке. Злословить и сплетничать запрещено Торой.

Ущерб от недостатка комплиментов

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Тот, кто не получает комплиментов, зачастую неадекватно реагирует на всякие мелочи. Он требует от супруга делать для него или для семьи нереальные вещи.

Критика и изменение привычек

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Абсурд становится еще более явным, когда пытаются оценить удовольствие от курения и приходят к выводу, что оно не доставляет особого удовольствия, и уж, несомненно, такого, которое оправдало бы полное порабощение сигарете.

«День искупления посреди года»

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Кроме искупления грехов, которое происходит, когда человек не отвечает на обиду, ему тем самым дается понять, что Всевышний любит его и искупает его грехи легким путем, затрагивающим только его чувства и не наводящим на него болезни и горести