Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Совершенное царство является каналом для получения воздействия, через который Всевышний дает благо Израилю и всему миру. Таково отношение царя к тем, кто воцаряет его: он дает, а не получает.

Уподоблена невесте и луне

«Ибо высшая суббота — конец Ацилута. И таков обычай материального мира — невесту ищут в самом конце (т.е. человек сначала строит дом, устраивает свое материальное благополучие, а потом уже ищет себе невесту). И так наказал царь Шломо (Притчи 24:27): “Соверши дела свои вне дома и приготовь их на поле, а затем и устрой дом свой” (рабейну Бехайе). Невеста приходит последней, она — цель всего. После того, как жених готовит себя, чтобы быть обеспечивающим и создающим, невеста — принимает все эти приготовления, чтобы давать плоды. Нет у невесты — у женского начала — ничего от себя, но лишь то воздействие, что она получает. Но она предуготована для того, чтобы стать сосудом, включающим в себя все воздействия для одной цели: дать плоды.

Такова и сущность луны, у которой нет ничего от себя, но лишь свечение, которое она получает от солнца. Это благословение она дает земле, способствуя росту плодов. Такова и форма “земного царства”. При благословении нового месяца есть обычай говорить: “Давид, царь Израиля, жив и существует”, ибо его царство уподоблено луне и в будущем обновится, подобно ей. И Община Израиля вновь прилепится к своему Мужу, Всевышнему, подобно луне, обновляющейся с солнцем, как сказано: “Ибо солнце и щит — Господь”. И потому во время освящения новой луны радуются и танцуют, подобно радости бракосочетания» (Шулхан арух, Орах Хаим, Рама 428). Община Израиля — это женское начало, которое «вновь прилепится к своему мужу». «Царь Давид уподобляется луне, у которой нет ничего от себя, и потому он называл себя “бедняком”, у которого есть только то, что ему дает Всевышний… и это корень качества Малхут… И это корень общины Собрания Израиля, отсчитывающих календарь по луне» (раби Цадок аКоэн).

Такова и суть небесного качества Малхут: «Все управление Малхут — это женское начало, у которого нет ничего от себя» (раби Авраам сын Виленского Гаона). Оно — сосуд для получения воздействий от всех остальных атрибутов управления: «Шехина (=Малхут) — сосуд для всех (остальных качеств)» (Тикуней Зоар). Все это — с одной целью: чтобы она сделалась корнем для пребывания Шехины Всевышнего в нижних мирах; в этом ее «плод». «Невеста — это Шехина» (Зоар). Таков и смысл слова невеста — כלה: она сосуд, כלי, для получения воздействии, она обобщает, מכלילה, все воздействия в одну структуру. Она — цель всего, на нее направлены все приготовления и воздействия.

Общая цель — единство между ней и Женихом, совершенная радость бракосочетания — соединение луны и солнца. Тот день, о котором сказано: «И будет свет луны, как свет солнца, а свет солнца будет всемеро, как свет Семи дней» (Йешая 30).

Это радость, которая будет в день, который весь — суббота.

Дает благословение

Хотя мы объяснили, что сущность качества Малхут — принятие воздействия, его лик, обращенный к воцаряющим, предстает, как воздающий им благословение и существование — материальное и духовное. Ведь в основе этого атрибута заложен корень всей реальности обитателей нижнего мира во всех его деталях, и он дает им энергию существования.

В земном царстве мы тоже можем видеть нечто подобное: царь называется «кормильцем поколения». Совершенное царство является каналом для получения воздействия, через который Всевышний дает благо Израилю и всему миру. Таково отношение царя к тем, кто воцаряет его: он дает, а не получает.

Соединение и отделенность

«Нет царя без народа». «Царь властвует над народом, отделен от народа» (Маараль).

В царской власти есть амбивалентный аспект: с одной стороны, вся его суть — отношение и соединение царя с воцаряющим его народом. С другой стороны, сам царь отделен от народа.

Так обстоит дело и в корне вещей. Малхут есть корень раскрытия реальности от Всевышнего, ибо Он пожелал раскрываться как Царь над своими созданиями, и понятие царства делает обязательным существование воцаряющих. Однако Сам Бесконечный, в своей сущности, отделен от мира, и мысль совершенно не постигает Его — «нет вообще места для сотворенных с Ним, поскольку они не имеют отношения к Его сути. Но лишь когда Он желает их, тогда из-за этого желания и воли они становятся для Него как бы в радость и в славу» (Рамхаль, Даат Твунот 58). Ибо так «возникло в Его воле соединиться с мирами и царствовать над созданиями в соответствии с их деяниями» (Нефеш аХаим ч.2, гл.4).

Вот как определяет это Маараль: «Всевышний — царь над созданиями, поскольку созданиям необходимо Царство Небес, а Он отделен от них. И поскольку Он выше всего, Он превозносится над ними».

Возвышенность данной концепции выражается в имени, которым называют Всевышнего мудрецы: «Святой, благословен Он». «Мудрецы называют Всевышнего “Святой, благословен Он”… ибо Его истинная сущность не известна. Известно лишь то, что Он отделен от всякой материи, тела и от всего существующего… ведь “святой” означает “отделенный” (Маараль). А со стороны Его соединения с мирами говорят: “Благословен Он”, ибо Он — источник всех благословений», — как объясняет там же Нефеш аХаим.

Данное амбивалентное восприятие находится в основе акта воцарения, исполняемого человеком. Ведь воцарение выполняется только при условии понимания одновременно соединения царя с подданными и его отделенности. Это постижение заложено в корне человека, того существа, что воцаряет своего Творца: «И потому есть различные группы небесных воинств. Одна говорит: свят, и это серафим… а вторая напротив них прославляет и говорит: Благословен, и это офаним и хайот… ибо каждая группа освящает в соответствии со своим источником и корнем в духовных мирах… Но сыны Израиля внизу говорит оба прославления: свят и благословен, поскольку они включают в себя все источники и корни вместе» (Нефеш аХаим 1, 11). Поразмыслите над этим как следует.


Одна из важнейших основ иудаизма — это защита прав человека, в частности его личной безопасности и его имущества. Если его жизни, здоровью или имуществу был все же нанесен урон, в Торе представлена совершенная система по его возмещению. Законы возмещения физических и материальных ущербов, которые обязан исполнять каждый человек, довольно обширны и требуют детального разбор Читать дальше

Тора и бизнес. Торговля, бизнес и работа в еврейские полупраздники

Рав Шауль Вагшал

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Тора и бизнес. Не брать закон в свои руки

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Товар, который был взят в руки, и за который были внесены деньги, считается приобретенным. Покупатель не может самолично вернуть товар продавцу и потребовать возврат уплаченной суммы.

Кицур Шульхан Арух 188. Законы о вещи, данной на хранение

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух