Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Устная Тора прядется и ткется на протяжении всех поколений из понимания мудрецов, которые знают истину посредством духа святости внутри них

Индивидуум и общество

Царство — это структура, включающая в себя индивидуумов, и у каждого из них — своя особая цель и предназначение: «Каждый обязан сказать: Для меня создан мир» (Мишна, Санедрин 36). Но, с другой стороны, Израиль есть «царство священников и народ святой» (Шмот 19:6). Суть понятия Кнессет Исраэль — Собрания Израиля — это собирание всех еврейских душ в одну структуру Царства. Как толкует Раши вышеприведенный стих: «При собрании глав народа, вместе — колена Израиля», тогда выполняется: «И был в Йешуруне царь».

Царство есть возможность выражения всех индивидуумов через общество. Здесь нет стирания и потери индивидуальности, а с другой стороны — нет разрушения структуры общества, и потому в Малхуте находится всё. Малхут есть инструмент, посредством которого каждый индивидуум включается в упорядоченное и организованное единство. С одной стороны, разделение на колена и семьи — «каждый со своим лагерем и каждый со своим знаменем, а с другой — единый народ.

Малхут — форма творения Шести дней

Если присмотреться, можно заметить в лике всей реальности выражение качества Малхут. Объясним подробнее. Мироздание во всех своих частях — в неживой природе, растениях, животных и человеке — это гармоничное совершенство, включающее в себя отдельные части. Миллиарды деталей, каждая из которых существует и функционирует отдельно, вписываются в одну систему, построенную по единым законам и замечательным образом организованную, и разрушение одной из ее частей наносит ущерб всему строению. На самом деле, каждый объект состоит из триллионов атомов, соотношения между которыми создают характер данной материи — царство внутри царства! И так человек — микрокосм — построен из 613 органов, у каждого из которых есть свое предназначение и функция. И он вписывается в совершенную систему, действующую в замечательном единстве. Каждый орган состоит из миллионов клеток, которые функционируют как отдельный организм и размножаются в соответствии с потребностями тела. В каждой клетке есть ДНК, которая несет в себе характер и свойства всего строения во всех его деталях — царство внутри царства!

В корне вещей — так обстоит дело в Торе, раскрывающейся для получающих — Устной Торе. Она прядется и ткется на протяжении всех поколений из понимания мудрецов, которые “знают истину посредством духа святости внутри них” (Рамбан). Каждый мудрец — в соответствии с его трудом, его долей и постижением его сердца в Торе. Она строится, кирпичик за кирпичиком, и одно постижение совмещается и соединяется с другим на протяжении сотен и тысяч лет. Очень интересно проследить, как лист Гемары, одна тема в Талмуде, строится из диалога-спора между мудрецами, которые не видели друг друга, не общались и даже жили в разное время. Таковы “цари”-наши учителя, каждый из которых — отдельный дом учения, собирающиеся в один дом учения, который есть не что иное, как Устная Тора.

“Слова мудрецов — подобны стрекалам и вбитым гвоздям, собирателям даны от Единого Пастыря” (Коэлет 12:11). “Как гвозди, бывает, недостает гвоздя, но не бывает лишнего, так слов Торы может недоставать, но не может быть лишних”. “Собиратели” — это мудрецы, которые собираются группами (и обсуждают различные предметы).

Одни объявляют нечто нечистым, а другие — чистым; одни объявляют его запрещенным, а другие — разрешенным; одни объявляют его некошерным, а другие — кошерным. Возможно, человек скажет: “Но если эти объявляют нечистым, а эти — чистым, эти запрещают, а эти разрешают, эти считают некошерным, а эти кошерным, — как я теперь смогу изучать Тору?!” На это отвечает стих: “Даны от одного пастыря”. Все (эти слова) дал один Б-г, произнес один Властитель, (они изошли) из уст Господина всех деяний, согласно сказанному (Шмот 20:1): “И произнес Г-сподь все эти слова, говоря…” (Хагига 3). В Торе есть множество мнений и даже споров, но она — одна Тора, дана Единым. Так постепенно ткется этот величайший комплекс Устной Торы на протяжении поколений ее получателей, и каждое поколение вносит свою особую долю в Торе: от Моше и Йеошуа, через старцев, пророков, мужей Великого Собрания, танаев, амораев, субураев, гаонов, мудрецов средневековья, мудрецов последних поколений и до изучающих Тору в наши дни — преумножение единого царства: “Царство уст — мы называем его Устной Торой” (Зоар).

Малхут — качество “всё”

Теперь мы рассмотрим смысл “обобщения в единстве” Малхута.

“Ты должен знать, что Господин, благословен Он, — один, и Его свечение усиливается только в единенном объекте” (Рамхаль, Маамар аХохма).

“Прилепление” всех элементов и деталей реальности к их единственному корню — это деятельность качества Малхут. Но более того! Все раскрытия Малхута имеют одну цель: объединение всех частей и деталей мироздания во имя раскрытия славы Царства Всевышнего. Ведь Малхут, Царство, в корне своей сути есть единство, как объясняет Маараль: “И будет Господь царем над всей землей, в тот день будет Господь один, и Имя Его — одно” (Зехария 14). Поскольку Имя Всевышнего — одно, как написано “и Имя Его — одно”, и также Его Царство одно; и единство, и царство суть одно и то же». Ведь сущность атрибута Малхут такова: объединение всех управлений, которые представляют собой «все вариации мироздания и вариации сил» для одной цели: раскрытия славы Его Царства. В этом заключается раскрытие Единства Всевышнего: «Когда мы говорим: единство, мы подразумеваем отрицание всего, кроме Него. Выходит, что единство есть обобщение всех бесчисленных проявлений Его совершенства: что ничто не может помешать Ему, и все это содержится в Единстве» (Рамхаль, Даат Твунот 40). Обобщение, которое следует из всех путей управления и мировых процессов, вместе взятых, — это Единство: нет никого, кроме Него, и никто не может помешать Ему, и Его власть единолична. Это же и суть качества Малхут, которое является собиранием всех вариаций реальности и вариаций сил для одной цели: раскрытия славы Его Царства! Чтобы показать, что Всевышний царствует над мирозданием. Поразмыслите над этим хорошенько.

«Тебе, Господи, царство, и возвышаешься надо всеми главой»

«Поскольку Имя Всевышнего одно, как написано: “и Имя Его одно”, так и Его царство — одно. И единство, и царство суть одно и то же, поскольку “единственный в народе” — это царь. Потому сказали Мудрецы: “Слушай, Израиль, Господь — наш Бог, Господь один” — это совершенное царство Небес» (Маараль). Малхут связывает конечную реализацию с первоначальным замыслом, и тем самым раскрывается глубина воли Всевышнего в мироздании. «Тебе, Господи, царство, и возвышаешься надо всеми главой». См. в предыдущем эссе, гл. 1, от имени Маараля, что суббота относится к категории «главы».

Мы удостоились постичь: только через Малхут есть возможность связи и прилепления всей реальности во всех ее оттенках и деталях к Единому мира. И мироздание может быть готово к тому миру приобщения к Всевышнему, миру, который весь — суббота, только через качество Малхут, через царицу-субботу. Об этом будет идти речь в следующих главах.


Речь — то, что выделяет человека из мира животных. Еврейские законы речи называются шмират-алашон, охрана речи. Тора призывает нас удалить из своей речи злословие, лашон-ара, а также сквернословие и пустословие. Речь делает тайное явным и обладает такой силой, что может изменять человека и его мысли, и даже мир — как материальную его часть, так и духовную. Важно и то, что мы говорим, и то, в какую форму мы облекаем наши высказывания Читать дальше

Речь, пророчество и пустословие

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.

Слова — реальные и нереальные

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.

Духовный смысл очищения от квасного

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Ликутей Амарим — Тания. Глава 8

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»

Главы из книги

«Совершенная Мера» 7. О пустословии и его противоположности — усердии в Торе, и о разнице между занятием Торой и остальными заповедями

Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»

О пустословии и его противоположности - усердии в Торе, и о разнице между занятием Торой и остальными заповедями

Что стоит за общением между супругами

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Мужья разговаривают, чтобы передать информацию, жены же используют вербальные функции для укрепления внутрисемейной связи. О необходимости слушать других.

Береги свою речь. Красота речи

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Если вникнуть в суть ежедневно произносимых нами слов, можно увидеть, что они в большей степени, чем любая другая сфера человеческой деятельности, определяют и формируют нашу суть.

Ликутей Амарим — Тания, часть IV. Послание пятое

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»