Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Устная Тора прядется и ткется на протяжении всех поколений из понимания мудрецов, которые знают истину посредством духа святости внутри них

Индивидуум и общество

Царство — это структура, включающая в себя индивидуумов, и у каждого из них — своя особая цель и предназначение: «Каждый обязан сказать: Для меня создан мир» (Мишна, Санедрин 36). Но, с другой стороны, Израиль есть «царство священников и народ святой» (Шмот 19:6). Суть понятия Кнессет Исраэль — Собрания Израиля — это собирание всех еврейских душ в одну структуру Царства. Как толкует Раши вышеприведенный стих: «При собрании глав народа, вместе — колена Израиля», тогда выполняется: «И был в Йешуруне царь».

Царство есть возможность выражения всех индивидуумов через общество. Здесь нет стирания и потери индивидуальности, а с другой стороны — нет разрушения структуры общества, и потому в Малхуте находится всё. Малхут есть инструмент, посредством которого каждый индивидуум включается в упорядоченное и организованное единство. С одной стороны, разделение на колена и семьи — «каждый со своим лагерем и каждый со своим знаменем, а с другой — единый народ.

Малхут — форма творения Шести дней

Если присмотреться, можно заметить в лике всей реальности выражение качества Малхут. Объясним подробнее. Мироздание во всех своих частях — в неживой природе, растениях, животных и человеке — это гармоничное совершенство, включающее в себя отдельные части. Миллиарды деталей, каждая из которых существует и функционирует отдельно, вписываются в одну систему, построенную по единым законам и замечательным образом организованную, и разрушение одной из ее частей наносит ущерб всему строению. На самом деле, каждый объект состоит из триллионов атомов, соотношения между которыми создают характер данной материи — царство внутри царства! И так человек — микрокосм — построен из 613 органов, у каждого из которых есть свое предназначение и функция. И он вписывается в совершенную систему, действующую в замечательном единстве. Каждый орган состоит из миллионов клеток, которые функционируют как отдельный организм и размножаются в соответствии с потребностями тела. В каждой клетке есть ДНК, которая несет в себе характер и свойства всего строения во всех его деталях — царство внутри царства!

В корне вещей — так обстоит дело в Торе, раскрывающейся для получающих — Устной Торе. Она прядется и ткется на протяжении всех поколений из понимания мудрецов, которые “знают истину посредством духа святости внутри них” (Рамбан). Каждый мудрец — в соответствии с его трудом, его долей и постижением его сердца в Торе. Она строится, кирпичик за кирпичиком, и одно постижение совмещается и соединяется с другим на протяжении сотен и тысяч лет. Очень интересно проследить, как лист Гемары, одна тема в Талмуде, строится из диалога-спора между мудрецами, которые не видели друг друга, не общались и даже жили в разное время. Таковы “цари”-наши учителя, каждый из которых — отдельный дом учения, собирающиеся в один дом учения, который есть не что иное, как Устная Тора.

“Слова мудрецов — подобны стрекалам и вбитым гвоздям, собирателям даны от Единого Пастыря” (Коэлет 12:11). “Как гвозди, бывает, недостает гвоздя, но не бывает лишнего, так слов Торы может недоставать, но не может быть лишних”. “Собиратели” — это мудрецы, которые собираются группами (и обсуждают различные предметы).

Одни объявляют нечто нечистым, а другие — чистым; одни объявляют его запрещенным, а другие — разрешенным; одни объявляют его некошерным, а другие — кошерным. Возможно, человек скажет: “Но если эти объявляют нечистым, а эти — чистым, эти запрещают, а эти разрешают, эти считают некошерным, а эти кошерным, — как я теперь смогу изучать Тору?!” На это отвечает стих: “Даны от одного пастыря”. Все (эти слова) дал один Б-г, произнес один Властитель, (они изошли) из уст Господина всех деяний, согласно сказанному (Шмот 20:1): “И произнес Г-сподь все эти слова, говоря…” (Хагига 3). В Торе есть множество мнений и даже споров, но она — одна Тора, дана Единым. Так постепенно ткется этот величайший комплекс Устной Торы на протяжении поколений ее получателей, и каждое поколение вносит свою особую долю в Торе: от Моше и Йеошуа, через старцев, пророков, мужей Великого Собрания, танаев, амораев, субураев, гаонов, мудрецов средневековья, мудрецов последних поколений и до изучающих Тору в наши дни — преумножение единого царства: “Царство уст — мы называем его Устной Торой” (Зоар).

Малхут — качество “всё”

Теперь мы рассмотрим смысл “обобщения в единстве” Малхута.

“Ты должен знать, что Господин, благословен Он, — один, и Его свечение усиливается только в единенном объекте” (Рамхаль, Маамар аХохма).

“Прилепление” всех элементов и деталей реальности к их единственному корню — это деятельность качества Малхут. Но более того! Все раскрытия Малхута имеют одну цель: объединение всех частей и деталей мироздания во имя раскрытия славы Царства Всевышнего. Ведь Малхут, Царство, в корне своей сути есть единство, как объясняет Маараль: “И будет Господь царем над всей землей, в тот день будет Господь один, и Имя Его — одно” (Зехария 14). Поскольку Имя Всевышнего — одно, как написано “и Имя Его — одно”, и также Его Царство одно; и единство, и царство суть одно и то же». Ведь сущность атрибута Малхут такова: объединение всех управлений, которые представляют собой «все вариации мироздания и вариации сил» для одной цели: раскрытия славы Его Царства. В этом заключается раскрытие Единства Всевышнего: «Когда мы говорим: единство, мы подразумеваем отрицание всего, кроме Него. Выходит, что единство есть обобщение всех бесчисленных проявлений Его совершенства: что ничто не может помешать Ему, и все это содержится в Единстве» (Рамхаль, Даат Твунот 40). Обобщение, которое следует из всех путей управления и мировых процессов, вместе взятых, — это Единство: нет никого, кроме Него, и никто не может помешать Ему, и Его власть единолична. Это же и суть качества Малхут, которое является собиранием всех вариаций реальности и вариаций сил для одной цели: раскрытия славы Его Царства! Чтобы показать, что Всевышний царствует над мирозданием. Поразмыслите над этим хорошенько.

«Тебе, Господи, царство, и возвышаешься надо всеми главой»

«Поскольку Имя Всевышнего одно, как написано: “и Имя Его одно”, так и Его царство — одно. И единство, и царство суть одно и то же, поскольку “единственный в народе” — это царь. Потому сказали Мудрецы: “Слушай, Израиль, Господь — наш Бог, Господь один” — это совершенное царство Небес» (Маараль). Малхут связывает конечную реализацию с первоначальным замыслом, и тем самым раскрывается глубина воли Всевышнего в мироздании. «Тебе, Господи, царство, и возвышаешься надо всеми главой». См. в предыдущем эссе, гл. 1, от имени Маараля, что суббота относится к категории «главы».

Мы удостоились постичь: только через Малхут есть возможность связи и прилепления всей реальности во всех ее оттенках и деталях к Единому мира. И мироздание может быть готово к тому миру приобщения к Всевышнему, миру, который весь — суббота, только через качество Малхут, через царицу-субботу. Об этом будет идти речь в следующих главах.


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы