Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И жил» Яаков в Египте семнадцать лет. В возрасте ста сорока семи лет, чувствуя приближение кончины, Яаков взял с Иосефа клятву, что тот похоронит его рядом с праотцами в Эрец-Исраэль. Перед смертью Яаков благословил всех своих сыновей, пророчески предсказав каждому колену его будущее. Иосеф выполнил желание отца и перевез его тело в Эрец-Исраэль. Глава кончается смертью Иосефа. Иосеф умирает в возрасте ста десяти лет. Его тело помещают в саркофаг в Египте. Перед смертью Иосеф берет клятву с сынов Израиля, что, когда Б-г вспомнит о них, т.е. освободит их из рабства, они возьмут его кости с собой и похоронят в Эрец-Исраэль. Глава «Вайхи» завершает книгу «Берешит», первую книгу Хумаша (Пятикнижия).

В нашей главе Вайехи Тора рассказывает, как Яаков благословляет своих внуков, сыновей Йосефа, Эфраима и Менаше:

«И взял Йосеф обоих: Эфраима в правую свою руку, к левой Исраэля, и Менаше в свою левую, к правой Исраэля, и подвёл к нему. И простёр Исраэль правую руку свою, и положил на голову Эфраима, хотя он младший, а левую на голову Менаше; умышленно положил он так руки свои, хотя Менаше был первенцем… И увидел Йосеф, что отец его положил правую руку свою на голову Эфраима; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы свести её с головы Эфраима на голову Менаше. И сказал Йосеф отцу своему: не так, отец мой, ибо этот первенец; клади правую руку твою на его голову. И не согласился отец его, и сказал: знаю, сын мой, знаю. Он также станет народом, он также будет велик, но брат его младший будет больше его, и (славой) его потомства наполнятся все народы. И благословил он их в тот день, говоря: тобою будет благ ословлять Исраэль, говоря: Да сделает тебя Б-г как Эфраим и как Менаше! И он поставил Эфраима перед Менаше» (Бэрейшит 49, 13-20).

Попытаемся понять, почему «тобою будет благословлять Исраэль». Почему евреи будут благословлять ими своих детей? Что особенного есть в Эфраиме и Менаше, из-за чего каждый еврей желает, чтобы его дети были подобны им?

Известно, что влияние среды на каждого человека велико, и особенно — на детей. Эфраим и Менаше родились в Египте, воспитывались в Египте, не знали вначале своего деда и дядей, но, несмотря на это, остались верными внуками Яакова, достойными продолжателями его пути. Вот эта стойкость, способность не поддаваться влиянию среды — настолько великое качество, что каждый еврей благословляет своих детей: да останетесь вы верными евреями, в какой бы среде ни пришлось оказаться. Почему Яаков благословляет Эфраима прежде Менаше? Ведь Менаше был первенцем, «основное» благословение полагалось ему. И он был праведником. Почему же благословение «правой руки» досталось младшему брату?

Их пути в жизни были разными. Менаше, первенец, был управителем при Йосефе, помогал отцу управлять делами государства. Конечно, при этом он соблюдал мицвот и изучал Тору. Младший же, Эфраим, никогда «не покидал шатра Торы», занимался лишь изучением Торы. Как пишет Раши, он постоянно находился возле Яакова-авину и учил [Тору из его уст].

Кому из них полагается большее благословение? По мнению Йосефа — Менаше. Прежде всего, потому, что он первенец. Но есть и дополнительные соображения. Легко быть праведником, оставаясь в шатре Торы, под сенью великого деда — лучшего из всех возможных учителей. Сложнее оставаться праведником, будучи погружённым в дела «большого мира», да ещё такие сложные, как управление государством. А Менаше сочетает это: успешно работая на таком посту, он исполнен страха перед Небесами. Это — освящение Имени Всевышнего, пример подражания для многих.

Почему же Яаков отдаёт это благословение Эфраиму? Конечно, Яаков понимает, насколько важное дело делает Менаше, насколько его опыт превосходит опыт брата. И всё же «брат его младший будет больше его, и (славой) его потомства наполнятся все народы». Даже не сейчас — в будущем.

В чём залог того, что у еврейского народа есть будущее? В чём духовная сила еврейского народа? Как обеспечивается в нём преемственность поколений, непрерывность «золотой цепи»? Сила — в укреплении центров Торы, в полной преданности Торе.

Еврейская история свидетельствует: там, где эти центры процветали, евреи, несмотря на все невзгоды и страдания, продолжали свой путь, не прерывали золотую цепь. А где центры Торы ослабевали — евреи постепенно ассимилировались.

Сохранение еврейства возможно только на пути полной самоотдачи Торе. Этим путём идёт Эфраим. Поэтому Эфраим выше Менаше, и главное благословение полагается ему. Ведь если, не дай Б-г, исчезнет путь Эфраима, станет невозможен и путь Менаше…

Разберём подробнее стихи 17-20. Когда Йосеф привёл сыновей к Яакову, он поставил Эфраима справа от себя так, чтобы тот оказался по левую руку от Яакова, а Менаше слева от себя — по правую руку Яакова. Яаков же скрестил руки, положив правую на голову Менаше, а левую на голову Эфраима.

Йосеф подумал: отец не видит, где Менаше и где Эфраим (сказано: «И глаза Исраэля помутнели от старости: не мог он видеть», Бэрейшит 48, 10). Он, конечно, думает, что Менаше, как это было бы естественно, стоит справа от меня, поскольку он первенец, а Эфраим слева. Поэтому отец и скрестил руки. Йосеф пытается поправить отца: «И взял он руку отца своего, чтобы свести её с головы Эфраима на голову Менаше. И сказал Йосеф отцу своему: не так, отец мой, ибо этот — первенец; клади правую руку твою на его голову». Но Яаков не принимает «исправления», предложенного Йосефом. Он отвечает: «Знаю, сын мой, знаю».

Почему Яаков произносит это слово два раза? Первое «знаю» означает: «Я знаю, сын мой, кто передо мной, знаю, где Менаше, а где Эфраим». Т.е., я знаю то, что знаешь ты. Второе «знаю» означает: но я знаю и то, чего ты не знаешь. Ты не знаешь, что произойдёт в будущем. Моё благословение — пророческое, о будущих поколениях. Менаше «также станет народом, он также будет велик». Из его рода тоже выйдут великие люди. От него произойдёт Гидон, который с тремя сотнями воинов выступит против многотысячного войска мидьянитян и победит. Но брат его, Эфраим, будет более велик, и слухом о его потомстве наполнятся все народы. От него произойдёт Йеошуа, который примет Тору от Моше, завоюет Эрец-Исраэль и остановит солнце в Гивоне. И все народы узнают об этом.

Иногда, когда мы приходим к раввину за советом, нам кажется, что в своём совете он не учёл тот или иной момент, предложил решение, не зная тех или иных обстоятельств. А позже оказывается, что он знал всё, что знали и мы. Но, кроме этого, знал что-то, чего мы не знали…


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Исход из Египта и сорокалетние скитания по пустыне

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.

Моше бен Амрам. Вдали от Египта

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Война на стороне Эфиопии, работа царским советником, 10-летнее тюремное заключение... Неизвестные стороны биографии лидера еврейского народа.

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Песах или чудесное освобождение евреев из египетского рабства. О чудесах, связанных с этим событием, подробно говорится в Торе. Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы.

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Моше бен Амрам. Исход

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.

Пламя не спалит тебя. Можно ли заглянуть в будущее?

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»

Отрывок из книги рава ицхака Зильбера

Послание в Йемен, или Врата Надежды. 1

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»

Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.