У Навота, жителя долины Изреэль, был виноградник возле дворца Ахава, царя Израиля.
— Отдай мне свой виноградник, — сказал Ахав Навоту, — он как раз рядом с моим домом и будет служить мне огородом. Тебе же я дам другой виноградник, еще лучше. А хочешь — заплачу за твой двойную цену.
— Б-г не велит мне отдать его, — сказал Навот. — Он мне достался в наследство от моих предков.
Вернулся Ахав домой сердитым и хмурым: пришелся ему по вкусу виноградник Навота, а тот не захотел его отдать! Ахав даже есть не стал, улегся в постель и отвернулся к стене. Но Изевель, жена его, пришла к нему и спросила:
— Чем ты так расстроен, что даже есть не стал?
— Тем, что Навот не захотел отдать мне свой виноградник. «Я тебе заплачу», — сказал я ему, — «или дам другой, еще лучше». А он отказался.
— Разве не царь ты Израиля? — сказала известная своим коварством Изевель. — Вставай, поешь и возвесели свое сердце. Я передам в твои руки виноградник Навота.
Написала она письма от имени Ахава, поставила на них царскую печать и разослала старейшинам и знатным людям Шомрона — столицы государства.
А в письмах тех было сказано: «Приведите двоих, и пусть они лжесвидетельствуют против Навота. Пусть скажут, что он проклинал Б-га и царя, и его побьют камнями до смерти».
Старейшины города сделали так, как приказала Изевель. Вывели Навота перед всем народом, пришли два подкупленных человека, лжесвидетельствовали против него, и Навота забросали камнями.
Узнав, что Навот умер, Изевель сказала Ахаву:
— Вставай и забирай виноградник Навота, который он не захотел тебе продать. Навот умер.
Услышав о смерти Навота, Ахав встал и пошел в виноградник, который решил забрать себе.
Но было слово Г-спода к пророку Элиягу: «Встань и иди к Ахаву, царю израильскому, что правит в Шомроне. Он сейчас в винограднике Навота. Иди и скажи ему: “Убил и еще наследуешь?” И еще скажи: “В том месте, где собаки лизали кровь Навота, будут они и твою кровь лизать”».
Так и сделал пророк Элиягу. Увидев его, отпрянул Ахав в испуге, хоть и был царем. Знал он, что пророк пришел к нему со словом Б-жьим. И сказал Ахав:
— Ты нашел меня, враг мой?
И сказал пророк Элиягу:
— Я нашел тебя. Потому что сотворил ты зло в глазах Б-га.
И так все и было, как предсказал пророк Элиягу: умер от ран Ахав, и собаки лизали его кровь. А тело нечестивой Изевель, растоптанное лошадьми, растерзали псы на поле Изреэльском.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»