Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Лучшее, что может сделать человек, — постоянно укреплять свою веру

Моему дорогому сыну, коронованному золотым венцом, да воссияет твой свет, как при сотворении мира.

Я получил твое драгоценное письмо от второго дня недели главы Экев и с нетерпением ожидаю узнать подробнее то, о чем ты упомянул лишь вкратце, сказав, что занимаешься укреплением веры. Это — великое дело, согласно определению наших мудрецов[20]: «Пришел пророк Хавакук и свел суть Торы к одному: Праведник верой своей будет жить[21]». Маарша говорит о том, что мудрецы, упомянутые в этом повествовании Талмуда, старались свести всю Тору к нескольким сжатым принципам, а пророк Хавакук избрал веру, поскольку видел, что вера продолжает ослабевать, и поэтому призвал свое поколение к ее укреплению.

Известно, что этот мир — «преддверие» к Грядущему миру[22]. А значит, главная цель нашего появления на земле — подготовиться к переходу в вечный мир, который весь благо[23]. Но если это так, то почему же мы видим, что, когда человек умирает, его родственникам обычно кажется, что он пропал и исчез? Ведь на самом деле все наоборот — он перешел в мир покоя души! Ты можешь сказать, что родственники сокрушаются о потере близкого человека из-за того, что тот не успел подготовиться к своей кончине, — но разве они более милосердны, чем Царь всего мироздания, Врачеватель душ, надежный и милостивый? Нет сомнения, что в основе траура заложено ощущение того, что смерть — это необратимая потеря. На самом же деле, повелев нам скорбеть по умершему, Тора намеревалась побудить нас к раскаянию, как сказано в трактате Шаббат: «Если умер член общины, следует беспокоиться всей общине»[24]. Смысл сказанного объяснил наш учитель, благословенной памяти, приведя стих Писания: «Суды Г-спода истинны, справедливы все вместе»[25]. Суд на земле выносит решения, не принимая во внимание далеко идущие последствия. Когда некто осужден на смерть, приговор приводится в исполнение, даже если близкие обвиняемого — достойные люди и не заслуживают страдания траура. Совершенно иное происходит в Б-жественным суде: даже один невиновный спасает грешника от наказания. Если хотя бы один из тех, кому дорог обвиняемый, не согрешил, ему отменяется все наказание. Поэтому каждый должен мыслить следующим образом: если из-за меня не был отменен приговор виновному, то и на мне лежит грех, за который я заслуживаю страдания, — и мне следует раскаяться.

Кроме того, соблюдение траура включает в себя еще и возможность разделить с умершим его ношу, поскольку из-за скорби и мыслей о раскаянии, причиной которых стал человек, покинувший этот мир, ему смягчается наказание в Геиноме. Ведь «Нет праведника на земле, который делал бы добро и не согрешил»[26]. Талмуд повествует о том, что ученики пришли навестить рабби Элиэзера, находившегося на смертном одре[27]. Он сказал: «Сильный гнев Б-га проявляется в мире!» Ученики заплакали, а рабби Акива возрадовался. На их вопрос о причине его радости рабби Акива ответил: «А почему вы плачете?» Они объяснили: «Разве можно не плакать, когда “свиток Торы” — мудрец, глубоко изучивший ее, — в беде?!» На что рабби Акива ответил: «Поэтому я и радуюсь! Пока я видел, что вино рабби Элиэзера не киснет, лен не поражается, масло не горкнет, а мед не застывает, я говорил себе: Может быть, упаси Б-г, рабби уже получил свой Грядущий удел в этом мире?! Теперь же, когда я вижу рабби в беде, я радуюсь». Рабби Элиэзер сказал ему: «Акива, но ведь я ничего не упустил из всей Торы!» И рабби Акива ответил: «Ты учил нас, учитель: “Нет праведника на земле, который делал бы добро и не согрешил”[28]». И рабби Элиэзер в своей праведности принял его увещевание. Что же могут сказать о себе другие? Законы траура были установлены также для облегчения участи умершего, и в особенности в течение семи и тридцати дней после его смерти, пока Небесный суд еще предельно строг. Истинный смысл этой заповеди состоит в том, чтобы сокрушаться об умершем, а вовсе не переживать из-за того, что он как будто исчез, упаси Б-г даже сказать такое! Ведь это означало бы отрицание существования Грядущего мира и справедливости Б-жественного суда! Так могут думать только полные невежды. Один известный арабский философ сказал: «Человек в этом мире подобен спящему, а после смерти пробуждается». Когда в одной из стран Александр Македонский увидел могилы, расположенные рядом с домами, он спросил о причине столь странного обычая. Ему ответили: «Вы считаете, что человек живет, пока его душа находится в теле, а похоронен — когда он в земле. Мы же полагаем, что пока человек пребывает в теле — он в могиле, и ясный и светлый мир кажется ему тьмой». И хотя путь Торы не таков, ибо сказано: «Лучше один час раскаяния и добрых дел в этом мире, чем вся жизнь в Грядущем мире; и лучше час покоя в Грядущем мире, чем вся жизнь в этом мире»[29], — мы все же видим, что люди, о которых здесь идет речь, верили в существование у человека души. Однако не так у лишенных веры — им кажется, что умерший, упаси Б-г, пропал, и подобные суждения аналогичны отрицанию веры.

Поэтому лучшее, что может сделать человек, — постоянно укреплять свою веру. И, слава Б-гу, у наших детей мы находим признаки сильной веры. Это в полной мере проявилось, когда с одним из них недавно случилось несчастье, и его брат принял приговор Небес, что свидетельствует о глубине его веры и почти чувственном ее восприятии.

И вот, одной только истории странствия народа Израиля по пустыне Синай достаточно для обретения глубокой веры — она, как никакая другая, свидетельствует о Б-жественном раскрытии на земле и позволяет человеку всем своим существом прочувствовать произошедшие в Египте чудеса. В ней одно знамение за другим убеждает нас в правдивости всего сказанного в Торе. Эта история — как карта, на которой запечатлен весь мир, поскольку все мудрецы подтверждают ее истинность. На ней отмечены места основных событий, связанных с Исходом из Египта. Чудеса свидетельствуют о том, что мир был сотворен Всевышним, ведь иначе его материальные законы не могли бы изменяться под воздействием духовных причин. А если мир подвержен преобразованиям, значит непременно должен существовать Всемогущий — благословенный Б-г, Который поддерживает его каждое мгновение. Ничто не заставляет Его обновлять и преображать мироздание — ведь Он не испытывает потребности в обитателях мира, — это они нуждаются в Нем! И все низшие, средние и высшие ангелы для Него — ничто, Он создал их исключительно для пользы Своих творений. Этого достаточно для того, чтобы с той же ясностью, с какой полагаются на видение своих глаз, верить в то, что благословенный Б-г уготовил людям, и тем более избранному Им народу награду, которую не описать словами и не объять мыслью, ибо «наслаждение в руке Твоей навечно»[30]. Это знание придает нам сил избегать греха, как сторонятся огня.

Сказано в Торе: «Спроси о прежних днях, которые были до тебя, со дня, когда сотворил Б-г человека на земле… Слышал ли народ глас Б-га из огня, как слышал ты и остался в живых? Пытался ли Б-г прийти, взять Себе народ из среды народа со знамениями, чудесами и войной, рукою крепкой?»[31] Но как Моше рабейну мог знать, что подобное никогда больше не повторится? И вот, прошло несколько тысячелетий, и до сих пор такого не было и никогда не будет! Поэтому очевидно, что это замысел Единого, и ни с каким другим народом не произойдет ничего подобного.

И в заключение: необходимо постоянно укреплять свою веру. Мне представляется, что недавний выход в свет карты передвижений сыновей Израиля по пустыне — это тоже раскрытие руки Б-га, призванное упрочить веру в Исход из Египта, вознеся ее почти до уровня чувственного восприятия. И я уже давно привел тебе ясное доказательство реальности описанных в Торе событий. Если бы Египет был уничтожен и память о нем стерлась навеки, — тогда у особо невосприимчивых к духовности были бы хоть какие-то основания упорствовать в своем заблуждении. Но ведь Всевышний сохранил эту страну, не дав ей пропасть, именно для того, чтобы не пошатнулась вера в чудеса Исхода. Не будь все это правдой, разве столь сильное царство, как Египет, не воспротивилось бы повествованию о ниспосланных ему казнях, бедствиях и позоре, который Моше рабейну навлек на них и на их землю перед всем миром! Невозможно даже предположить, что, услышав о себе так много унизительного, египтяне не стали бы этого отрицать! Очевидно, что они были бессильны что-либо опровергнуть, поскольку все случившееся общеизвестно и подтверждает истинность повествования об Исходе из Египта.

От меня, твоего отца, дающего тебе благословение «обычного человека». Да будет мир тебе и твоему дому.


[20] Макот 24а.

[21] Хавакук 2:4.

[22] Авот 4:16.

[23] См. гл. 29-32 этой книги.

[24] Шаббат 106а.

[25] Теилим 19:10.

[26] Коэлет 7:20.

[27] Сангедрин 101а.

[28] «“Нет праведника на земле, который делал бы добро и не согрешил” (Коэлет 7:20). Не задумываясь, мы привыкли понимать этот стих следующим образом: даже если праведник сделал много хорошего, он не может быть совершенно безгрешен. Но наше объяснение позволяет найти истинный смысл этого стиха Писания. Здесь говорится о том, что нет праведника, который хоть раз совершал бы добро без малейшей примеси греха, ибо с момента смешения добра и зла они соединены во всем и никогда не разделяются». (Маариль Блох, Уроки Знания, гл. «Человек и его стремления»).

[29] Авот 4:17.

[30] Теилим 16:11.

[31] Дварим 4:32-34.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


Готовность прислушиваться к окружающим и исправлять свои недостатки — одна из главных тем самосовершенствования человека в иудаизме. С другой стороны, критиковать тоже нужно уметь. Читать дальше

История одного кольца

Хаим Вальдер

Супруги должны поддерживать друг друга и делать всё для того, чтобы покой и гармония не уходили из семьи. Следующая история служит подтверждением того, что ради любви еврейский муж готов пойти на лишения, как материальные, так и духовные.

На тему недельной главы, Шмини 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Похвала должна быть искренней и конкретной. Выражение «он хороший мальчик» зачастую раздражает родителей, которые хотят убедиться, что учитель не отделывается общими фразами, а действительно хорошо знает их ребенка. Хвалить нужно действия человека, упоминая его достижения и успехи.

На тему недельной главы. Толдот

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Ситуации, когда не надо критиковать

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Зачастую встреча супругов — это момент, которого ждал тот, кто оставался дома, чтобы высказать все, что он набрал за день. Ведь у него тоже были сложности с детьми или с владельцем магазина напротив, и он ожидает прихода супруга, чтобы рассказать ему обо всем, что случилось.

Береги свою речь. Не злословьте о родственниках!

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Нельзя распространять негативную, пусть и правдивую, информацию. Не важно, о ком идет речь, — близком родственнике, ученом или малоученом человеке. Злословить и сплетничать запрещено Торой.

Ущерб от недостатка комплиментов

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Тот, кто не получает комплиментов, зачастую неадекватно реагирует на всякие мелочи. Он требует от супруга делать для него или для семьи нереальные вещи.

Критика и изменение привычек

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Абсурд становится еще более явным, когда пытаются оценить удовольствие от курения и приходят к выводу, что оно не доставляет особого удовольствия, и уж, несомненно, такого, которое оправдало бы полное порабощение сигарете.

«День искупления посреди года»

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Кроме искупления грехов, которое происходит, когда человек не отвечает на обиду, ему тем самым дается понять, что Всевышний любит его и искупает его грехи легким путем, затрагивающим только его чувства и не наводящим на него болезни и горести