Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Страдания, Материя, Душа, Чудеса, Будущий мир, Рав Хаим Бурштейн, Вера, Мусар, Исход из Египта, Небесный суд
Моему дорогому сыну, коронованному золотым венцом, да воссияет твой свет, как при сотворении мира.
Я получил твое драгоценное письмо от второго дня недели главы Экев и с нетерпением ожидаю узнать подробнее то, о чем ты упомянул лишь вкратце, сказав, что занимаешься укреплением веры. Это — великое дело, согласно определению наших мудрецов[20]: «Пришел пророк Хавакук и свел суть Торы к одному: Праведник верой своей будет жить[21]». Маарша говорит о том, что мудрецы, упомянутые в этом повествовании Талмуда, старались свести всю Тору к нескольким сжатым принципам, а пророк Хавакук избрал веру, поскольку видел, что вера продолжает ослабевать, и поэтому призвал свое поколение к ее укреплению.
Известно, что этот мир — «преддверие» к Грядущему миру[22]. А значит, главная цель нашего появления на земле — подготовиться к переходу в вечный мир, который весь благо[23]. Но если это так, то почему же мы видим, что, когда человек умирает, его родственникам обычно кажется, что он пропал и исчез? Ведь на самом деле все наоборот — он перешел в мир покоя души! Ты можешь сказать, что родственники сокрушаются о потере близкого человека из-за того, что тот не успел подготовиться к своей кончине, — но разве они более милосердны, чем Царь всего мироздания, Врачеватель душ, надежный и милостивый? Нет сомнения, что в основе траура заложено ощущение того, что смерть — это необратимая потеря. На самом же деле, повелев нам скорбеть по умершему, Тора намеревалась побудить нас к раскаянию, как сказано в трактате Шаббат: «Если умер член общины, следует беспокоиться всей общине»[24]. Смысл сказанного объяснил наш учитель, благословенной памяти, приведя стих Писания: «Суды Г-спода истинны, справедливы все вместе»[25]. Суд на земле выносит решения, не принимая во внимание далеко идущие последствия. Когда некто осужден на смерть, приговор приводится в исполнение, даже если близкие обвиняемого — достойные люди и не заслуживают страдания траура. Совершенно иное происходит в Б-жественным суде: даже один невиновный спасает грешника от наказания. Если хотя бы один из тех, кому дорог обвиняемый, не согрешил, ему отменяется все наказание. Поэтому каждый должен мыслить следующим образом: если из-за меня не был отменен приговор виновному, то и на мне лежит грех, за который я заслуживаю страдания, — и мне следует раскаяться.
Кроме того, соблюдение траура включает в себя еще и возможность разделить с умершим его ношу, поскольку из-за скорби и мыслей о раскаянии, причиной которых стал человек, покинувший этот мир, ему смягчается наказание в Геиноме. Ведь «Нет праведника на земле, который делал бы добро и не согрешил»[26]. Талмуд повествует о том, что ученики пришли навестить рабби Элиэзера, находившегося на смертном одре[27]. Он сказал: «Сильный гнев Б-га проявляется в мире!» Ученики заплакали, а рабби Акива возрадовался. На их вопрос о причине его радости рабби Акива ответил: «А почему вы плачете?» Они объяснили: «Разве можно не плакать, когда “свиток Торы” — мудрец, глубоко изучивший ее, — в беде?!» На что рабби Акива ответил: «Поэтому я и радуюсь! Пока я видел, что вино рабби Элиэзера не киснет, лен не поражается, масло не горкнет, а мед не застывает, я говорил себе: Может быть, упаси Б-г, рабби уже получил свой Грядущий удел в этом мире?! Теперь же, когда я вижу рабби в беде, я радуюсь». Рабби Элиэзер сказал ему: «Акива, но ведь я ничего не упустил из всей Торы!» И рабби Акива ответил: «Ты учил нас, учитель: “Нет праведника на земле, который делал бы добро и не согрешил”[28]». И рабби Элиэзер в своей праведности принял его увещевание. Что же могут сказать о себе другие? Законы траура были установлены также для облегчения участи умершего, и в особенности в течение семи и тридцати дней после его смерти, пока Небесный суд еще предельно строг. Истинный смысл этой заповеди состоит в том, чтобы сокрушаться об умершем, а вовсе не переживать из-за того, что он как будто исчез, упаси Б-г даже сказать такое! Ведь это означало бы отрицание существования Грядущего мира и справедливости Б-жественного суда! Так могут думать только полные невежды. Один известный арабский философ сказал: «Человек в этом мире подобен спящему, а после смерти пробуждается». Когда в одной из стран Александр Македонский увидел могилы, расположенные рядом с домами, он спросил о причине столь странного обычая. Ему ответили: «Вы считаете, что человек живет, пока его душа находится в теле, а похоронен — когда он в земле. Мы же полагаем, что пока человек пребывает в теле — он в могиле, и ясный и светлый мир кажется ему тьмой». И хотя путь Торы не таков, ибо сказано: «Лучше один час раскаяния и добрых дел в этом мире, чем вся жизнь в Грядущем мире; и лучше час покоя в Грядущем мире, чем вся жизнь в этом мире»[29], — мы все же видим, что люди, о которых здесь идет речь, верили в существование у человека души. Однако не так у лишенных веры — им кажется, что умерший, упаси Б-г, пропал, и подобные суждения аналогичны отрицанию веры.
Поэтому лучшее, что может сделать человек, — постоянно укреплять свою веру. И, слава Б-гу, у наших детей мы находим признаки сильной веры. Это в полной мере проявилось, когда с одним из них недавно случилось несчастье, и его брат принял приговор Небес, что свидетельствует о глубине его веры и почти чувственном ее восприятии.
И вот, одной только истории странствия народа Израиля по пустыне Синай достаточно для обретения глубокой веры — она, как никакая другая, свидетельствует о Б-жественном раскрытии на земле и позволяет человеку всем своим существом прочувствовать произошедшие в Египте чудеса. В ней одно знамение за другим убеждает нас в правдивости всего сказанного в Торе. Эта история — как карта, на которой запечатлен весь мир, поскольку все мудрецы подтверждают ее истинность. На ней отмечены места основных событий, связанных с Исходом из Египта. Чудеса свидетельствуют о том, что мир был сотворен Всевышним, ведь иначе его материальные законы не могли бы изменяться под воздействием духовных причин. А если мир подвержен преобразованиям, значит непременно должен существовать Всемогущий — благословенный Б-г, Который поддерживает его каждое мгновение. Ничто не заставляет Его обновлять и преображать мироздание — ведь Он не испытывает потребности в обитателях мира, — это они нуждаются в Нем! И все низшие, средние и высшие ангелы для Него — ничто, Он создал их исключительно для пользы Своих творений. Этого достаточно для того, чтобы с той же ясностью, с какой полагаются на видение своих глаз, верить в то, что благословенный Б-г уготовил людям, и тем более избранному Им народу награду, которую не описать словами и не объять мыслью, ибо «наслаждение в руке Твоей навечно»[30]. Это знание придает нам сил избегать греха, как сторонятся огня.
Сказано в Торе: «Спроси о прежних днях, которые были до тебя, со дня, когда сотворил Б-г человека на земле… Слышал ли народ глас Б-га из огня, как слышал ты и остался в живых? Пытался ли Б-г прийти, взять Себе народ из среды народа со знамениями, чудесами и войной, рукою крепкой?»[31] Но как Моше рабейну мог знать, что подобное никогда больше не повторится? И вот, прошло несколько тысячелетий, и до сих пор такого не было и никогда не будет! Поэтому очевидно, что это замысел Единого, и ни с каким другим народом не произойдет ничего подобного.
И в заключение: необходимо постоянно укреплять свою веру. Мне представляется, что недавний выход в свет карты передвижений сыновей Израиля по пустыне — это тоже раскрытие руки Б-га, призванное упрочить веру в Исход из Египта, вознеся ее почти до уровня чувственного восприятия. И я уже давно привел тебе ясное доказательство реальности описанных в Торе событий. Если бы Египет был уничтожен и память о нем стерлась навеки, — тогда у особо невосприимчивых к духовности были бы хоть какие-то основания упорствовать в своем заблуждении. Но ведь Всевышний сохранил эту страну, не дав ей пропасть, именно для того, чтобы не пошатнулась вера в чудеса Исхода. Не будь все это правдой, разве столь сильное царство, как Египет, не воспротивилось бы повествованию о ниспосланных ему казнях, бедствиях и позоре, который Моше рабейну навлек на них и на их землю перед всем миром! Невозможно даже предположить, что, услышав о себе так много унизительного, египтяне не стали бы этого отрицать! Очевидно, что они были бессильны что-либо опровергнуть, поскольку все случившееся общеизвестно и подтверждает истинность повествования об Исходе из Египта.
От меня, твоего отца, дающего тебе благословение «обычного человека». Да будет мир тебе и твоему дому.
[20] Макот 24а.
[21] Хавакук 2:4.
[22] Авот 4:16.
[23] См. гл. 29-32 этой книги.
[24] Шаббат 106а.
[25] Теилим 19:10.
[26] Коэлет 7:20.
[27] Сангедрин 101а.
[28] «“Нет праведника на земле, который делал бы добро и не согрешил” (Коэлет 7:20). Не задумываясь, мы привыкли понимать этот стих следующим образом: даже если праведник сделал много хорошего, он не может быть совершенно безгрешен. Но наше объяснение позволяет найти истинный смысл этого стиха Писания. Здесь говорится о том, что нет праведника, который хоть раз совершал бы добро без малейшей примеси греха, ибо с момента смешения добра и зла они соединены во всем и никогда не разделяются». (Маариль Блох, Уроки Знания, гл. «Человек и его стремления»).
[29] Авот 4:17.
[30] Теилим 16:11.
[31] Дварим 4:32-34.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»