Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
История из жизни величайшего законоучителя и философа

Султан Салах ад-Дин очень ценил великого еврейского ученого Рамбама и предпочитал его всем своим лекарям. Рамбам был врачом, и когда султану случалось захворать, он обращался только к нему. Поэтому арабские врачи при дворе страшно завидовали Рамбаму.

— Слыханное ли дело, чтоб еврей стал главным лекарем при султане! — перешептывались они между собой.

Эти завистники из кожи вон лезли, стараясь восстановить султана против Рамбама. Но султан над ними только посмеивался.

Однажды велел он созвать всех своих лекарей во дворец. Один из них почтительно поклонился и сказал:

— Великий султан, завтра утром вы увидите чудо. Мы, лекари, — он посмотрел только на арабских медиков, тщательно избегая взглядом Рамбама, — приведем к вам человека, слепого οт рождения. Мои уважаемые собратья и я беремся сделать несчастного зрячим.

Рамбам с любопытством слушал его и сначала ничего не говорил, но затем, хорошенько подумав, поклонился султану и сказал:

— Ваше высочество, такого быть не может. Если человек родился слепым, его нельзя сделать зрячим.

Султана забавляли раздоры между его лекарями, и он сказал:

— Завтра всем снова собраться здесь, поглядим, что будет.

На следующее утро все явились к султану. Хвастливый арабский врач привел слепого и в присутствии всех спросил его:

— Скажи, добрый человек, ты слеп от рождения?
— Да, господин мой, от рождения не видел я белого света.

Обвел лекарь взглядом собравшихся и сказал:

— Все слышали?

Затем он достал бальзам и начал осторожно втирать его в веки слепца. Слышно было, как муха пролетает, — такая стояла тишина.

Вдруг слепой открыл глаза, его печальное лицо прояснилось, он подпрыгнул от радости и закричал:

— Благословен Аллах — я вижу! Вижу! Великий Аллах, благословенно Имя Его, я вижу!

Собравшиеся разразились громкими рукоплесканиями. Только Рамбам стоял молча и не хлопал. Все взгляды обратились к еврейскому врачу: почему он не разделяет общего восторга?

Тогда Рамбам встал, не спеша достал из кармана красный носовой платок и стал размахивать им перед глазами прозревшего.

— Ну, добрый человек, ты был слепым, а теперь стал зрячим, так не можешь ли мне сказать, какого цвета этот платок?
— Конечно, могу, — уверенно ответил тот, — красного. Рамбам повернулся к султану и, низко поклонившись, сказал:
— Великий султан, этот человек говорит, что был слеп от рождения. Откуда же ему знать, какого цвета платок? Люди не рождаются со знанием цветов, они постепенно научаются их различать; не может слепой от рождения знать, что платок красный.

Тут султан и все присутствующие поняли, что «прозревший» — лжец и обманщик.


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Об утяжелении сердца фараона

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.