Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Бедный многодетный сапожник и скупой богач

Холодной зимней ночью жена сапожника родила ребенка. Сапожник был так беден, что ему не на что было купить ни хлеба, ни дров. Побежал он к раввину. Тот, как обычно, сидел над Торой. Излил перед ним сапожник свою душу.

— Я и сам беден, — сказал раввин, — ничем не могу тебе помочь. Пойдем к одному из богачей нашего местечка, посмотрим, не поможет ли тебе он.

Подошли они к роскошному дому самого богатого человека в местечке и постучались в дверь.

— Кто там? — спросил сонным голосом богач.
— Это я, раввин.

Богач встал с постели, быстренько оделся и открыл дверь.

— Входите, раби, — любезно пригласил он.
— Да нет, спасибо, — сказал раби, — давайте поговорим здесь.
— Зачем же, — возразил богач, — на дворе собачий холод, у меня зуб на зуб не попадает.
— Времени жаль, — сказал раби, — дело у нас срочное.
— Хотя бы дверь закройте, — раздраженно сказал богач, — не переношу такого холода.

Начал раби рассказывать про Тору, которая велит помогать бедным, про Авраама и трех его гостей, приводил слова пророка Йешаягу напоминал, чему учили другие пророки, что написано в Талмуде, что сказано в мидрашах, вспоминал разные случаи из жизни, приводил нравоучительные примеры…

— Раби, переходите к делу, — не выдержал богач, — я помираю от холода!
— Так в этом же все дело и состоит, — оживился раби. — У вас всего несколько минут дверь открыта, и вы уже замерзаете, а каково приходится этому бедняку! Жена у него только что родила, а ему нечем отопить дом, детишки сидят голодные. Видите, насколько ему хуже, чем вам! Вы и пяти минут лишений не можете выдержать, а он терпит их всю жизнь!

Дал богач сапожнику много денег, и тот с раввином разошлись по домам, радуясь, что не нарушена заповедь помогать ближнему.


Готовность прислушиваться к окружающим и исправлять свои недостатки — одна из главных тем самосовершенствования человека в иудаизме. С другой стороны, критиковать тоже нужно уметь. Читать дальше

История одного кольца

Хаим Вальдер

Супруги должны поддерживать друг друга и делать всё для того, чтобы покой и гармония не уходили из семьи. Следующая история служит подтверждением того, что ради любви еврейский муж готов пойти на лишения, как материальные, так и духовные.

На тему недельной главы, Шмини 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Похвала должна быть искренней и конкретной. Выражение «он хороший мальчик» зачастую раздражает родителей, которые хотят убедиться, что учитель не отделывается общими фразами, а действительно хорошо знает их ребенка. Хвалить нужно действия человека, упоминая его достижения и успехи.

На тему недельной главы. Толдот

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Ситуации, когда не надо критиковать

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Зачастую встреча супругов — это момент, которого ждал тот, кто оставался дома, чтобы высказать все, что он набрал за день. Ведь у него тоже были сложности с детьми или с владельцем магазина напротив, и он ожидает прихода супруга, чтобы рассказать ему обо всем, что случилось.

Береги свою речь. Не злословьте о родственниках!

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Нельзя распространять негативную, пусть и правдивую, информацию. Не важно, о ком идет речь, — близком родственнике, ученом или малоученом человеке. Злословить и сплетничать запрещено Торой.

Ущерб от недостатка комплиментов

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Тот, кто не получает комплиментов, зачастую неадекватно реагирует на всякие мелочи. Он требует от супруга делать для него или для семьи нереальные вещи.

Критика и изменение привычек

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Абсурд становится еще более явным, когда пытаются оценить удовольствие от курения и приходят к выводу, что оно не доставляет особого удовольствия, и уж, несомненно, такого, которое оправдало бы полное порабощение сигарете.

«День искупления посреди года»

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Кроме искупления грехов, которое происходит, когда человек не отвечает на обиду, ему тем самым дается понять, что Всевышний любит его и искупает его грехи легким путем, затрагивающим только его чувства и не наводящим на него болезни и горести