Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Во времена Первого Храма преступления были явными, и потому было известно время завершения изгнания. Но в период Второго Храма грех не был явным, и из-за этого не было открыто и время окончания их изгнания.

Следуя своему обещанию, я продолжаю возвышенное рассуждение «Любящий мир». Хотя по утрам мне тяжело писать, да не случится такого с вами, все же я надеюсь, что мое страстное желание помочь другим в обретении заслуг станет мне помощью. Я буду очень краток, но наделенный разумом поймет гораздо больше, чем здесь сказано.

Обратим внимание на слова из трактата Йома Вавилонского Талмуда: «Что явилось причиной разрушения Первого Храма? Три греха: поклонение идолам, разврат и кровопролитие. А из-за чего был разрушен Второй Храм, — ведь в те дни еврейский народ изучал Тору, соблюдал заповеди и отличался милосердием к ближнему? Из-за беспричинной ненависти друг к другу. Рабби Йоханан и рабби Элиэзер сказали: во времена Первого Храма преступления были явными, и потому был известен срок завершения их изгнания. Но в период Второго Храма грех не был очевиден — а потому не был определен и срок окончания изгнания. Это сообщает тебе, что беспричинная ненависть — столь же тяжкое преступление, как идолопоклонство, разврат и убийство вместе взятые»[41]. Сколь это пугающе! Ведь речь идет о поколении великих праведников, настоящих мудрецов, которые изучали Тору, исполняли заповеди и отличались милосердием. И вот, соблюдение Б-жественного Завета включает в себя и обретение возвышенных духовных качеств, поскольку они суть и основа Торы, как это подробно разъясняется в книге «Шаарей Кдуша»рабби Хаима Виталя, благословенной памяти. И все же мудрецы Талмуда говорят нам в назидание о том, сколь страшное обвинение было предъявлено поколению Второго Храма! Нет сомнения, что им не была свойственна беспричинная ненависть в ее упрощенном понимании, поскольку сказано, что они глубоко изучали Тору и трепетно исполняли ее заповеди. Поэтому очевидно, что они лишь не были полностью свободны от этого недостатка. И тогда возникает вопрос: почему беспричинная ненависть является более тяжким преступлением, чем три самых страшных греха, за которые по Закону полагается смертная казнь? Попробуем найти ответ на этот вопрос.

Однажды мы уже приводили повествование Торы о грехе золотого тельца, из чего следует, что Всевышний не разгневался бы на Израиль за это тягчайшее преступление столь сильно, если бы евреям не было присуще качество «жестоковыйности»[42]. Это означает, что им следовало раскаяться, и, если бы они воззвали о прощении, их наказание не было бы столь суровым. Об этом сказано в книге «Ховот Алевавот»[43]. Но упрямство усугубило тяжесть их преступления, и они, упаси Б-г, заслуживали быть «уничтоженными в одно мгновение»[44], если бы Моше не воззвал к Б-гу и не защитил их от страшного наказания. Однако даже молитва Моше не была полностью принята на Небесах, поскольку в поколение пустыни снова проникла нечистота, прежде внесенная змеем, и, в результате, евреи утратили обе короны, полученные за принятие Торы, когда они произнесли: «все, что изрек Г-сподь, исполним и услышим»[45]. Они были наказаны за свое упрямство и неготовность извлечь урок. А для Всевышнего более всего ценна способность людей узреть истину, раскрывающуюся перед их глазами. В продолжении рассуждения «Тогда говорили трепещущие перед Г-сподом»[46] мы разъяснили, что «все проступки покрывает любовь»[47], — любовь к Торе.

И вот, в повествовании Талмуда в трактате Йома сказано: «Во времена Первого Храма преступления были явными, и потому было известно время завершения изгнания. Но в период Второго Храма грех не был явным, и из-за этого не было открыто и время окончания их изгнания»[48]. Поколение разрушения Первого Храма было повинно в страшных грехах, однако их тяжесть смягчала истинная вера, глубоко укоренившаяся в их сердцах. Это дает право сказать, что их поклонение идолам было лишь следствием влияния дурного побуждения. Об этом говорят мудрецы Талмуда: «Если бы ты был там, то бросился бы служить идолам, подхватив полы своей одежды»[49]. Но, невзирая на служение идолам, в глубинах их сердец все же была любовь к Всевышнему и к Б-жественной Торе. Прозревающий души знал, что они были близки к раскаянию. А слова «преступления были явными» означают, что грех постоянно стоял перед их глазами, и в душе они об этом искренне сожалели. А об их стремлении к раскаянию свидетельствует стих Писания: «Видишь, как покорился Мне Ахав?»[50] Поэтому срок окончания их изгнания был заранее определен. Не так поколение Второго Храма, которое глубоко изучало Тору, трепетно исполняло заповеди и стремилось к обретению возвышенных духовных качеств, однако не полностью очистилось от порока беспричинной ненависти. Поэтому их грех и не был для них столь очевиден: сынов Израиля вводила в заблуждение их праведность, и они не ощущали в себе недостатка чистоты. Об этом сказано в книге «Ховот Алевавот»: «Когда преступление совершается многократно и постоянно, оно перестает быть незначительным»[51], как сказано: «Горе навлекающим на себя грех нитями суеты и вину — тележными канатами»[52]. Таким образом, их грех не был слишком очевидным для них самих, они не ощущали преткновения и были слишком далеки от раскаяния, что не соответствовало их величию. Поэтому время завершения изгнания поколения Второго Храма было от них сокрыто.

Сочетание их праведности с их же безусловной порочностью было столь пугающе, что если бы о нем не говорилось в Устной Торе, было бы страшно такое произнести. И если так, «что сказать и о чем говорить» таким заурядным и приниженным людям, как я, переполненным тяжкими и, тем более, легкими грехами и преступлениями обладателям очерствевших сердец. Увы, увы! И, хуже всего то, что мы — поколение людей, упаси Б-г, далеких от раскаяния. И если за такое, казалось бы, незначительное преступление, как беспричинная ненависть, поколение Второго Храма навлекло на себя яростный гнев Всевышнего и суровый небесный приговор только потому, что они были слишком далеки от раскаяния, то что же сказать нам, не стремящимся отдалиться, упаси Б-г, даже от тяжких преступлений и уж тем более от легких? Что ожидает нас в конце жизни? Суровость страшного и неотвратимого суда, упаси Б-г, с каждой секундой возрастает, если человек не спешит раскаяться. А посему, если мы желаем жизни, то постараемся всегда и из всего извлекать уроки, и да станут для нас месяц Элул и Дни Трепета временем глубокого и искреннего раскаяния и да принесут они нам добро и вечную радость. Если наши сердца окаменели, пусть они смягчатся благодаря возвышенному рассуждению, и мы станем любить мир и стремиться к миру.

И вот, благодарение Б-гу, я нашел подтверждение моим словам в изречении одного из мудрецов древности: «И обрежьте препоны ваших сердец…»[53] Оно подразумевает, что надо с благодарностью принимать упреки и возлюбить увещевающих. Царь Шломо написал об этом в своей книге: «Не укоряй насмешника, не то он возненавидит тебя, увещевай мудреца — и он полюбит тебя»[54]. Это не только предписывающая, но и одновременно запрещающая заповедь, как сказано[55]: «и не будьте жестоковыйными более»»[56]. Мы ясно видим, что «жестоковыйность», о которой говорит Тора, — это отказ извлекать уроки из происходящего в жизни, и поэтому упрямый человек в глубине сердца отвергает того, кто его упрекает, поэтому он назван «ненавидящим увещевание»[57]. Упрямец всегда далек от раскаяния, поскольку не понимает, что грех — это болезненная рана, приносящая множество несчастий и страданий. Но если бы он все же проникся этой мыслью, — сколь большую плату он был бы готов дать врачу даже за надежду на излечение, а тем более за полное исцеление! Поэтому Тора обязала нас любить увещевающих. Вместо упрямства, ненависти и раздражения, которые разжигают в человеке огромную ненависть к его наставникам, что, упаси Б-г, отдаляет его от раскаяния, — Тора, радеющая за своих сыновей, повелевает нам: «И обрежьте препоны ваших сердец, и не будьте жестоковыйными более»[58]. От нас требуется полюбить увещевание и обрести способность извлекать уроки из происходящего в жизни; «и он раскается, и будет излечен»[59].

Мне было трудно записать это рассуждение, но я надеюсь, что заслуга многих послужит моему излечению и приблизит меня к служению благословенному Б-гу среди Общины Израиля. Если ты внимательно изучишь изложенное здесь, то тебе откроются тайны, о которых ты не слышал прежде. И я пребываю в великой радости от того, что, хотя и кратко, я все же смог завершить это рассуждение до наступления Дней Трепета. И да будет это заслугой всем нам.


[41] Йома 9б.

[42] См. гл. 63 этой книги.

[43] Ховот Алевавот, «Шаар Атшува», гл. 7.

[44] См. Бемидбар 16:21.

[45] Шмот 24:7. См. Шаббат 88а.

[46] См. гл. 216-219 этой книги.

[47] Мишлей 10:12.

[48] Йома 9б.

[49] Сангедрин 112б.

[50] Цари (I) 21:29. Ахав был самым нечестивым царем Израиля — Северного царства десяти колен, — но даже он раскаялся, убедившись после убийства Навота в том, что стези греха ведут лишь к кратковременному всплеску радости, но в результате только отдаляют человека от истинного счастья. — Примечание редактора.

[51] Ховот Алевавот, «Шаар Атшува», гл. 7.

[52] Йешаягу 5:18.

[53] Дварим 10:16.

[54] Мишлей 9:8.

[55] Малая книга заповедей, гл. 9.

[56] Дварим 10:16.

[57] Основатель Учения Мусар рав Исраэль Салантер отмечал, что царь Шломо, мудрейший из людей, говорил о дурном побуждении, как о грозном и могущественном царе, который осадил маленький город — тело, со всеми его многочисленными способностями, и ведет против него войну, чтобы его победить и пленить. Так сказано об этом в книге Коэлет: «Маленький город, и людей в нем немного, и пришел могущественный царь, и окружил его, и построил вокруг мощные осадные башни. Но в городе нашелся бедный мыслящий человек, который спас его своей мудростью, однако никто не вспомнил об этом человеке» (Коэлет 9:14-15). Наши мудрецы в трактате Недарим так объясняют этот стих Писания: «“Маленький город” — это тело; “людей там немного” — это телесные органы; “и пришел могущественный царь, и окружил его” — это дурное побуждение; “но в городе нашелся бедный мыслящий человек” — это доброе побуждение» (Недарим 32б). — Примечание редактора.

[58] Дварим 10:16.

[59] Йешаягу 6:10.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.