Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«А про габая и про других людей, который взыскивают и распределяют милостыню, сказано: «А дающие заслугу многим — как звезды». А если бедняки говорят нехорошее о габае, ему не следует обращать на это внимания, поскольку это лишь увеличивает его награду.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Мысль человека вызвала переворот в мышлении и в культуре, вознося человека на недосягаемую высоту, открыла перед ним непредвиденные горизонты… Великий прогресс человечества находит свое выражение в презрении к истинным мудрецам

Сказал пророк Йирмеягу:

«…да не хвалится мудрый мудростью своею, и да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый — богатством своим».

Объясняя эти слова, пишет Раши: «…ибо мудрость его — портит».

Но мы вот слышим с утра до ночи о мудрых, сильных и богатых этого мира. Как они используют все, чего достигли мудростью, добыли силой и воздвигли богатством? Мысль человека вызвала переворот в мышлении и в культуре, вознося человека на недосягаемую высоту, открыла перед ним непредвиденные горизонты и извлекла его из малого, замкнутого мира на просторы бесконечности. Человечество увенчало победными лаврами как главных своих героев тех, которые захватили многие страны, создали могущественные державы, изменили карту мира от полюса до полюса. Богатые трубят на все голоса о небоскребах, об огромных заводах, рудниках, портах и т.п. Великий прогресс человечества находит свое выражение в презрении к истинным мудрецам, укрывшимся в своих «четырех локтях» Торы и мусара, и при каждом случае спрашивают: «Чем помогают нам эти — изучающие Тору?»

На поверку выходит, что вся эта пропаганда — лишь суета, пустые слова, но все же она может ослепить глаза легкомысленным и даже увлечь их за собой. Однако человек вдумчивый, когда исследует и проверит все это, поймет, где правда.

И нельзя забывать общее правило: как есть богатство, которое приносит для его владельца зло, так есть мудрость, которая приводит обладавшего ею — ко злу. Какое преимущество дает человеку богатство, если оно не в его распоряжении? И что пользы в миллионных городах и в небоскребах, если человек не может пользоваться ими по своему желанию? Вот богатство стоит перед ним и насмехается над ним. Если не люди владеют богатством, а богатство властвует над людьми — нет в этом ничего хорошего. Какое преимущество дает человеку мудрость, если он по-доброму не властвует над нею, и она рушит все преграды и объединяется со злом, и делает прямо противоположное тому, что ей следует делать, ибо мудрость во власти зла оборачивается проклятием.

Мудрость — это польза, человеку и всему миру, продвижение в понимании добра и его конечной цели, подъем Б-жественной души человека с уровня на уровень — до высшего сияния Бесконечного; и о ней сказал Коэлет: «…а польза знания (ясна): мудрость, владеющему ею, сохраняет жизнь».

Когда человек получает мудрость как дар от Всевышнего и знает, что она — часть цели творения, он направляет свои пути согласно Б-жественной мудрости. Но в тот момент, когда человек сходит с этого пути, и он властвует над своей мудростью, и она отдана его воле, стала рабыней его сладострастия, и он забыл, что мудрость — от Б-га, — тогда он теряет свою мудрость, и она оборачивается злом и портит его жизнь.

Обратимся к тому, что говорят наши святые мудрецы, которые в чистоте сердец своих и величии ума познали чистую и ясную правду обо всем этом, и убедимся, что их понимание совершенно противоположно понятиям нашего мира.

«Кто мудр — тот, кто учится у каждого человека!» (Пиркей авот, гл. 5), то есть он не считает себя «мудрецом» с большой буквы, ему в голову не придет, что он — человек, несущий миру прогресс, нет, он продолжит учиться у каждого человека, ежедневно он учится у «малейших из малых», вот он-то — настоящий мудрец. Не те, кто стоят на своих кафедрах и взирают свысока на простой мир; не те, кто философствуют и мудрствуют, и считают, что мудрость лежит у них на тарелочке.

«Кто силен?» — не тот, кто создал мощную державу, подчинил себе миллионы, изгонял и уничтожал и изменил карту мира; а тот, кто день за днем борется с собой, овладевает ежедневно новыми духовными мирами, подавляет дурные побуждения и подчиняет их себе.

И полностью противоположно мнению богачей — мнение наших древних мудрецов: «Кто богат — тот, кто рад своей доле». Ибо ликвидация стремления ко всему материальному, довольство необходимым — вот что приводит к богатству. Истинное богатство в том, чтобы целью жизни была радость, удовлетворенность тем малым, чем удостоил его Творец, и понимание того, что ему же не выгодно иметь больше того, что дал ему Творец.

Возможность для мудреца удостоиться всех прелестей мира или потерять их, эти ужасные крайности — все зависит от него. И наши великие мудрецы указали нам, каким образом это происходит (Мидраш раба, гл. Матот):

«Три дара сотворены в мире. Удостоился одного из них — получил самое прекрасное в мире. Удостоился мудрости — удостоился всего; заслужил силу — заслужил все; выпало на долю богатство — достиг всего. Когда? Когда они — дары небес и приходят с силой Торы (то есть святым путем). Но мудрость, сила и богатство плоти и крови (то есть от человека) — ничто».

Мы видим из слов наших мудрецов, что здесь — нет компромисса. Идущий путем, указанным мудрецами, — удостаивается всего, а если нет — теряет все. И еще сказано там же: «Исчезли из мира. Почему? Потому что дар их не был от Святого, благословен Он, а похищен был ими».

Из этого понятно, что обретший мудрость, силу и богатство — еще не обрел прелести мира. Если большинство мудрых, сильных и богатых мира сего так желают овладеть этими привлекательными вещами, то как велико их разочарование, когда в конце дней своих они остаются с пустыми руками. И не только: эти привлекательные вещи способны толкнуть на преступление жаждущего их, сократить его жизнь и свести его со света.

Итак, все это существует, делает свое дело — ведь и у зла, известно, есть большая сила в сотворенном мире. Но ясно, что когда мудрость, сила и богатство имеются у человека — а он не знает, что это дары от Святого, благословен Он, и он должен подчиняться Ему, обязан выполнять Его волю, и он не понимает, что похитил их, чтобы удовлетворить свое желание, свою страсть, — тогда он передает свои мудрость, силу, богатство в руки абсолютного зла, и последствия ясны.

Почему же человек удивляется, когда несчастья окружают его, и разорение надвигается на все человечество, и войны следуют одна за другой? Ясно (Коэлет, 8): «Оттого, что совершается суд над злыми делами не скоро», — сотни лет ничто перед Святым, благословен Он: есть великая цель и есть долгий путь исполнения великой роли вселенной. Зло властвует над миром человека, делает все, что в его силах, чтобы столкнуть человека с верного пути, но последствия ясны — «ничто», то есть бездна без выхода, блуждание в страшной пустоте. И все это приводит к тому, что видят наши глаза.

Когда стараешься установить причину этого явления, чтобы осознать, почему в нашем мире есть тяга к овладению мудростью, богатством и силой и почему не удастся добыть эти дары иным путем, кроме пути святости, — убеждаешься, что это зависит от задачи (цели), которую поставил

Святой, благословен Он, при сотворении мира. Ведь творение не сотворено только во имя его существования, но для известной цели: святости и распространения Б-жественного.

Поэтому надо, чтобы все было включено в борьбу добра со злом, и дары эти также должны иметь свою долю в этой борьбе, пока не откроется добро во всей его полноте, без ׳какой-либо искры «ситра ахара». И тогда весь мир с миллионами его созданий станет частью раскрытия Имени Благословенного.

И если такова цель, то ясно, что все уводящее от нее и мешающее ее осуществлению — все это не устоит, не будет существовать. Из этого мы выводим, что некоторый успех в этих дарах, в достижении их не путем Торы, чему мы свидетели ежедневно, — и это включено в осуществление великой цели; так как воля Творца — научить людей, чтобы сами они убедились в том, что их пути фальшивы, лживы. Он передает богатство, мудрость и силу в их руки, на их решение, их страстям. Им поначалу сопутствует удача — но кончается гибелью и уничтожением: ведь в конце концов человек все потеряет — из-за зависти, страсти, стремления к почету и всего с ними связанного. И он остался с пустыми руками, и снова обновляется возможность подняться на путь Творца — в направлении цели творения. Ясно, что немногие извлекают этот урок, а остальные снова сбиваются с пути, и снова приходят известные последствия. Так ведется великая борьба между добром и злом. Но есть и постигшие, усвоившие, сделавшие выводы из всего этого и вернувшиеся с их пути — и они присоединяются к лагерю борющихся во имя раскрытия славы Благословенного.

В чем суть «поколения потопа»? Люди «поколения потопа» забыли цель Творения, для чего сотворен мир, и нацелили свои жизни на страсти этого мира и на все скотство, связанное с ним. Не было никого, кроме Ноаха, кто знал бы цель творения: но ведь не было никакого права на существование мира без этой цели, и как следствие — («…извратила всякая плоть путь свой на земле» (Берешит, 6:12), ибо это — не путь и это не цель Святого, благословен Он, при сотворении мира) — пришло уничтожение того мира, чтобы дать возможность всему творению снова подняться на путь его предназначения, при помощи Ноаха.

Наши благословенной памяти мудрецы поведали нам (Авода зара, 2) о беседе, которую будет вести Святой, благословен Он, с народами мира в день великого суда, когда они заявят: «…и все было сделано лини* ради Израиля — чтобы занимался Торой».

Сказал им Святой, благословен Он: «Глупцы, есть ли у вас вестник “этого”?»! А “это” — не что иное, как “Тора”.

Удивительная вещь была у них, у народов мира — медный лоб, ибо, несмотря на то, что они сознавали в глубине сердец своих лживость собственных аргументов — ведь есть ли кто из них, кто поверит, что все, построенное ими, сделано лишь для Израиля, чтобы занимался Торой, — и все же они не стыдятся сказать это Святому, благословен Он, ведающему мысли!

Однако истина заключается в том, что грешник укоренен в грехе, “даже у входа в Геином не делает тшувы. И еще сказали наши благословенной памяти учители: “Каждый, совершивший одно преступление (нарушив законы Торы) в этом мире, схвачен этим преступлением. Сказал раби Элазар (Сота, 3): “Оно у него на привязи, как пес”.

Над людьми всегда довлеет их желание, желанию — нет границ. И возможно, в таком случае, что даже в тот страшный час, когда стоят перед судом Царя над царями, Святого, благословен Он, в мире истины и очищения душ — они не в силах расстаться, распрощаться с ними, отдалиться от своих желаний, следующих за ними, как пес на привязи, и это укрепляет их во лжи — открытой и известной.

Несомненно, человеку, до такой степени погрязшему во лжи, нельзя просто сказать: “ты лжец”, ибо сам-то он знает, что лжет. Поэтому Святой, благословен Он, отвечает таким людям, что они неправы, даже на основе их собственных аргументов, ибо как могут они все делать ради Израиля, чтобы тот учил Тору: ведь главная направленность Торы прямо противоположна их мнениям и действиям, ведь путь Торы — сопротивление влечениям человека, чтобы переломить его желания и все его животные вожделения. И если нет у них “этого”, то есть Торы, и если целью их вообще не было действовать во имя освящения небес и приблизить этим мир к раскрытию Имени Благословенного — ибо ведь и не знали вообще об этом, — то как же можете действовать ради Израиля, чтобы учил Тору?

Мир построен только лишь ради этих даров, и тот, кто использует эти дары по своей воле, — теряет прелести всего мира; и все мысли и действия, вызванные этими дарами, если они не по Торе, — лживы в самой их основе.

В книге пророка Иешаягу (62:1) переданы слова Всевышнего:

«Ради Циона молчать не буду и ради Иерушалаима не успокоюсь, пока не выйдет, как сияние, справедливость его и спасение его — как язык пламени пылающий». Раши объясняет слова «не успокоюсь»: «Не будет мира предо Мной, пока не выйдет, как сияние, справедливость». Не может установиться спокойствие на земле, люди не смогут получать удовольствие от жизни, в тиши и безопасности, и в мире между ними, пока не вернут себе снова основную цель, ради которой сотворена вселенная. Потому что все время, пока три вещи важнейшие в руководстве, в управлении жизни нашего мира находятся в руках человека, они — в его воле, и он направляет их по своему желанию, — не могут не являться те последствия, о которых сказано: «Нет мира, сказал Всевышний, для отступников». То, что должно прийти, — обязательно придет в связи с великой целью Творения вселенной. Но лишь тогда, когда придет утешение и спокойствие Иерусалиму, когда придет искупление Циону, когда Израиль — принявший Тору и изучающий ее — пойдет ее путями и взойдет на путь, ведущий к раскрытию Имени Благословенного. Лишь тогда будет покой и для народов мира, ибо тогда будет цель и для творения и для всего сотворенного.


Глава Шмот открывает вторую книгу Пятикнижия с таким же названием. Мы читаем о периоде египетского рабства, о пророке Моисее и начале Избавления евреев, которое предуготовил им Вс-вышний. Читать дальше