Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тому, кто раскаивается в совершённом преступлении, за которое полагается смертная казнь или истребление души, — раскаяние и Йом Кипур приносят частичное очищение, затем человека постигают страдания, которые завершают искупление. И в любом случае нет полного искупления без страданий»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 1, 4
В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Аврааму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

В нашей недельной главе рассказывается об уничтожении городов Сдома и Аморы. Всевышний пролил на них дождём серу и огонь, и они исчезли с лица земли. Там, где они были, сейчас находится Мёртвое море с очень высокой концентрацией соли.

За что Сдом был перевёрнут и уничтожен? Там совершалось множество преступлений, мы читаем о страшном разврате — части местного «гостеприимства». Но всё-таки основной причиной уничтожения стало не это. Говорит пророк Йехезкель (16, 49): «Вот в чём было беззаконие сестры твоей, Сдом: гордость, пресыщение хлебом, спокойствие было (свойственно) ей и дочерям её, и руки бедного и нищего она не поддерживала». Т.е. основной причиной уничтожения Сдома стало то, что там не помогали нуждающимся.

Мидраш говорит, что в Сдоме в законодательном порядке было запрещено помогать нуждающимся. Возникает вопрос: мы знаем, что Б-г дал всему человечеству семь заповедей — не убивать, не грабить, не поклоняться идолам и т.д. Повеление оказывать помощь нуждающимся, проявлять милосердие в число этих заповедей не входит!

Так за что же Сдому полагалось уничтожение? Чтобы дать ответ, приведём пример из жизни.

Одной маме многодетной семьи требовалась помощница, которая снимет с неё часть хозяйственных забот. Она наняла женщину, которая прекрасно справлялась с работой: быстро и качественно управлялась с текущей уборкой, стиркой, глажением, мытьём окон, экономно расходовала моющие и чистящие средства, аккуратно обращалась с бытовой техникой, кроме того, готовила вкуснейшие обеды и не отказывалась от мелких поручений. В доме воцарились чистота и уют. Всё убрано, всё блестит, всё сварено…

Но через некоторое время хозяйка замечает, что одно из её украшений пропало. И есть веские причины полагать, что в этом виновата домработница. Хозяйка начинает думать, что делать: с одной стороны, помощница прекрасно справляется с работой по хозяйству. С другой — обоснованное подозрение в воровстве… Может быть, следует на первый раз предупредить её? Может быть, уволить? А может быть, поместить все украшения в сейф, чтобы у домработницы не было к ним доступа? У такой помощницы по дому есть свои плюсы и свои минусы.

А представьте себе другую ситуацию. Хозяйка приглашает помощницу по дому. Приходит тихая, милая женщина, спокойно садится на стул, достаёт пачку газет, спокойно читает их с 11:00 до 17:00 и спокойно уходит. Ни о каком подозрении в воровстве и речи нет. Как вам кажется, хозяйка будет долго думать, оставить её или нет? Не о чем и думать: зачем ей нужна домработница, от которой никакой пользы?

Написано: «Мир милосердием строится…» (Тэилим 89, 3). Другими словами, весь мир существует благодаря тому, что люди делают добро друг другу. Есть народы, которые нарушают предписанные им законы: грабят, поклоняются идолам, не избегают разврата и т.д. Это преступления, и Б-г за это наказывает. Но, как правило, в каждой цивилизации существуют принципы и обычаи помощи ближнему.

Общество же, которое совершенно не делает добра и даже поставило добро вне закона, законодательно запретив помощь нуждающимся, как жители Сдома и Аморы, чуждо самой основе этого мира и теряет таким образом духовный корень своего существования. Уничтожение этих городов — даже не наказание. А просто: такое общество выпадает из мироздания, как что-то лишнее.

 

Отсылание козла в пустыню и к дальней скале над пропастью — как это названо в Торе «к азазелю» — одна из центральных служб Дня Искупления в Иерусалиском Храме. Словосочетание «козел отпущения» стало нарицательным и используется сегодня как идиома Читать дальше

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Распад над бездной — духовный кризис европейского еврейства перед катастрофой

Рав Александр Красильщиков

Если действительно существует Творец, объявивший евреев избранным народом, назвавший Израиль первенцем, «сыном», и управляющий всем, что происходит в мире, как же могли безнаказанно происходить такие ужасные события в таком невероятном масштабе?

Избранные комментарии к недельной главе Ахарей мот

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Аарон войдет в Святилище с символами, назначение которых воздействовать на осознание им своих должностных функций: бык символизирует его роль «работника на поле Б-жьем, что является целью жизни еврея».

Уроки Знания 4. Ибо все, на Небесах и на земле…

Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»

Смысл мидраша не так просто. Кого любил Яаков?