Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Глава начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму, в те времена — Авраму, вместе с женой (детей у них еще не было) оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Б‑г обещает Авраму сделать его родоначальником великого народа. С Аврамом идет его племянник Лот.

Происход ряд важных событий. Затем, спустя какое-то время, Аврам, у которого по-прежнему нет детей от жены Сарай, женится на своей рабыне Агар. У него рождается сын Ишмаэль, будущий родоначальник арабского народа.

Далее следует подтверждение Всевышним вечного союза с Авраамом, обещание отдать навеки Кнаан, и требование в знак союза отныне делать обрезание мужчинам-потомкам Авраама на восьмой день от рождения, что будет знаком завета (союза) на теле каждого еврея. Всевышний сообщает, что Сара родит Аврааму сына, что он будет назван Ицхаком и что, говоря о союзе, Он, Всевышний, имеет в виду именно эту ветвь потомства Авраама.

Авраам в тот же день делает обрезание себе и всем домочадцам. Аврааму в это время девяносто девять, его сыну Ишмаэлю — тринадцать лет.

КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА СЕГОДНЯ?

Почти 3300 лет назад еврейский народ, выйдя из Египта, получив Тору у горы Синай и проведя сорок лет в пустыне, впервые вступил в страну, обещанную ему Б-гом. Спустя 850 лет завоеватели-вавилоняне изгнали евреев из страны. Через 70 лет евреи вернулись на родину, а 420 лет спустя вторжение в страну римлян закончилось для них новым изгнанием. Это последнее — римское изгнание — не завершилось еще и сегодня.

В середине прошлого века произошло уникальное с политической точки зрения событие — на территории Эрец-Исраэль решением ООН было восстановлено еврейское государство. Но и сегодня, спустя пятьдесят с лишним лет после этого события и без малого две тысячи лет после описанного в книге «Зоhар» разговора между р. Йоси и р. Хией, который мы приведем ниже, жизнь евреев на родной земле не стала мирной и устойчивой. Все попытки найти какое-то решение политическим проблемам государства до сих пор остаются бесплодными. И если еще двадцать лет назад правые и левые наперебой утверждали, что ключ к решению — у них в руках, то сегодня таких уверенных голосов уже не услышишь, и внутренняя политика Израиля скорее представляет собой беспомощные метания, чем продуманные действия, оправданные хоть какой-то благоприятной перспективой. Впечатление такое, что как ни старайся, а проблема не решается.

Человек, столкнувшийся с проблемой, естественно, предпринимает и обязан прилагать какие-то усилия и искать выход. Но мы сейчас не станем заниматься анализом современной обстановки, а попробуем заглянуть в прошлое, где конфликт между арабами и евреями берет свое начало.

Приведу отрывок из книги «Зоhар», который процитирован в «Беседах о Торе» моего отца и учителя рава Ицхака Зильбера.

«Однажды (около 1800 лет назад) р. Йоси и р. Хия, идя по дороге, говорили о Торе (диврей Тора — буквально: „слова Торы“). Дойдя до слов „И была Сарай бесплодна, нет у нее ребенка“ (11:30), стал р. Хия вздыхать и плакать:

— Несчастно то время, несчастен тот день, когда Агарь родила Ишмаэля (от которого ведут свой род арабы. — И.З.)!

— Почему? — спросил его р. Йоси. — Ведь потом Сара родила, да еще какого сына!

— Да, — отвечает р. Хия, — ты видишь, и я вижу, но я слышал об этом от р. Шимона (бар Йохая. — И.З.). И я плачу о том времени, когда Сара была бездетна. Ибо Сара, видя, что не появляются у нее дети, предложила Аврааму свою служанку Агарь в наложницы, и та родила ему Ишмаэля. Авраам просил Б-га за Ишмаэля, после того, как тот родился, и ему было сделано обрезание. Всевышний ответил Аврааму: „А про Ишмаэля Я услышал тебя; вот, Я благословил его, и распложу его, и многократно умножу; двенадцать князей произведет он, и сделаю Я его великим народом. А союз Свой заключу с Ицхаком, которого родит тебе Сара“ (17:20,21).

Ишмаэль был обрезан. Его ангел-покровитель спрашивает у Б-га: „Тот, кому делают обрезание, должен ли получить от Тебя награду?“ Ответил Всевышний: „Да“. Снова спросил ангел: „Почему же Ты не награждаешь Ишмаэля?“ Ответил Б-г: „Они делают обрезание, однако не так, как положено (евреи делают обрезание в два этапа, мила и приа, тогда как арабы ограничиваются одним этапом — мила). Кроме того, сыновей Ицхака обрезают на восьмой день, а мальчикам в роду Ишмаэля делают обрезание гораздо позже“. Сказал ангел: „Все равно им полагается какое-то поощрение за исполнение Твоей заповеди“. (И Всевышний согласился с ним. — И.З.)

В этом-то и причина слез! Как поступил Всевышний с детьми Ишмаэля? Он отдалил их от истинной святости, однако отдал им святые места Эрец-Исраэль на то время, пока страна будет пустовать. Святая Земля будет принадлежать детям Ишмаэля до тех пор, пока не исчерпается для них милость Б-жья в заслугу за то, что они делают обрезание. И они будут препятствовать евреям вернуться в свою страну. Сыны Эдома (потомками Эдома-Эсава еврейская традиция считает европейские народы. — И.З.) будут неоднократно пытаться отнять ее у ишмаэлитов, но не добьются успеха. Будут кровопролитные войны, земля будет переходить из рук в руки, но сыны Эдома не получат ее (по-видимому, „Зоhар“ имеет в виду крестоносцев, которые отвоевывали земли у арабов, однако их успех был временным — в конечном итоге территория Святой Земли осталось в руках арабского мира)» (Зоhар, Шмот — Ваэра, 32а).

Другими словами, р. Хия плакал, ибо предвидел зло, которое причинят ишмаэлиты сынам Израиля, он оплакивал евреев, погибших уже в наше время от рук детей Ишмаэля!»

Рассказывает мидраш, что Ишмаэль заявил однажды своему единокровному брату Ицхаку примерно так: «Ты сделал брит-милу в младенчестве. Тебе сделали! Ты же не мог ничего сказать по этому поводу, так чего же оно стоит, твое обрезание? А вот я знал, что делаю, так что и заслуга моя несравненно больше твоей!» На что Ицхак возразил: «Но если бы Всевышний потребовал от меня отдать всего себя Ему — я бы это сделал» (мидраш приводит этот разговор в связи с темой жертвоприношения Ицхака). Кстати, евреи, приехавшие в Израиль из бывшего Советского Союза и делающие в Израиле брит-милу в возрасте, когда это и намного труднее, и намного осознаннее, тоже могут быть веским аргументом в этом споре.

У противостояния евреев и арабов есть видимая сторона, которая содержит целый ряд аспектов — военный, экономический психологический. Однако Тора учит нас, что всё происходящее с еврейским народом имеет духовную основу.

Отрывок из книги «Зоhар» показывает нам, что итог противостояния зависит не от танков, самолетов или ракет, а от заслуг. У сыновей Ишмаэля есть заслуга, связанная с обрезанием, а у еврейского народа — в заслугу ставится исполнение заповедей, таких как шаббат, кашрут и т. д. Но особенная заслуга, которая помогает народу Израиля, — это заслуга изучения Торы.

В Эрец-Исраэль есть значительная группа людей, которые целиком и полностью отдают себя изучению Торы, учатся в ешивах и колелях. Их учеба усиливает наши позиции на этой земле как духовно, так и физически. Поэтому столь странно слышать лозунги людей, которые хотят помешать всем тем, кто в этом заинтересован, остаться в стенах ешив.

Верно обратное: увеличение наших духовных заслуг, а также помощь и содействие людям, отдающим себя Торе, укрепляет наши позиции на Святой Земле.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»