Один богатый, но скупой человек не считал, что нужно помогать тем, кто беднее его. Однажды позвал его к себе раввин и спросил:
— Поможешь бедной семье? Этим людям не на что купить ни хлеб, ни лекарства.
— Нет, — ответил богач, — не хочу раздавать свое добро. Вышел раввин в другую комнату и вернулся оттуда с ручным зеркалом.
— Посмотри в зеркало и скажи, что ты в нем видишь, — сказал он.
Богач рассмеялся:
— То же самое, что увидел бы во всяком другом зеркале: свое отражение.
— А теперь, — сказал раввин, — посмотри в окно и скажи, что ты видишь на улице.
— Ничего особенного, — сказал богач, глядя в окно. — Улица как улица. Вон женщина спрашивает, как пройти куда-то. Ребенок играет в капитана, ведущего корабль. Люди сидят на скамейке и о чем-то беседуют. Старик переходит дорогу, опираясь на палку. И зачем тебе понадобилось, чтобы я смотрел на улицу? Ничего особенного там не происходит. Обычная жизнь.
— Вот-вот, — воскликнул раввин, — как раз это я и хотел тебе объяснить. Глядя в окно, человек видит жизнь, а глядя в зеркало — себя. Зеркало — всего лишь кусок стекла, такого же, как в окне. Но с обратной стороны оно покрыто серебром, которое заслоняет от тебя все на свете. Поэтому ты и видишь только себя. Так же и с твоим богатством. Оно, как серебро на зеркале, мешает тебе разглядеть, что происходит вокруг — на улице, в домах бедняков, в синагоге. Не смотри в зеркало своих богатств, смотри в оконное стекло — и ты увидишь настоящую жизнь.
Смущенно потупился богач, а раввин вышел из комнаты, оставив его наедине со своими мыслями.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?